Пустячок, а накладно

17 сентября 2004 в 00:00, просмотров: 260

— Мужчина, оставьте газету в камере хранения! У нас пресса тоже продается! — охранник угрожающе перекрывает дорогу к прилавкам.

— А трусы у вас не продаются? Может, их тоже оставить в камере хранения? — вполне справедливо негодует посетитель.

Никто не спорит — неприятно.

Но с другой стороны, мы сами и провоцируем службы безопасности магазинов на такое к себе отношение. Наши люди безмерно изобретательны и, как показывает практика, пронести мимо охраны могут не только конфеты, но и целый шкаф.

Тот, кто хоть раз путешествовал на машине или автобусе из Питера в Финляндию, наверняка “порадовались” объявлению в магазине на границе. На листе формата А1 черным маркером выведено: “Внимание! Все кражи фиксируются на камеру и передаются в отделение полиции”. Стоит ли добавлять, что объявление написано только на русском. Так сказать, для целевой аудитории.

Впрочем, справедливости ради, воруют не только наши соотечественники. Любое турагентство, отправляя за границу россиян, предупреждает: дескать, будьте бдительны, в местах массового скопления туристов режут сумки и вынимают кошельки. Но это, так сказать, “рыночный” вариант воровства. А вот по части краж в магазинах мы чуть ли не впереди планеты всей. Судите сами: потери от воровства в западных маркетах составляют 1—3% от товарооборота. В наших магазинах этот показатель может достигать 5%. Суммы, надо сказать, внушительные. Например, годовой товарооборот крупного хозяйственного магазина оценивается в 100 миллионов долларов. Соответственно “благодарные покупатели” за год наносят ему ущерб примерно в 5 миллионов “зелени”.

Улыбнитесь, вас снимает скрытая камера

Правило “воровать — плохо” каждый из нас впитывает чуть ли не с молоком матери. Однако у отдельных индивидуумов, похоже, нередко случаются приступы амнезии. А может, соблазн стянуть то, что плохо лежит, перекрывает все муки совести. Впрочем, лежит-то все хорошо и красиво: под прицелами камер видеонаблюдения. И если еще не так давно народ в основном воровал для того, чтобы что-то поесть или надеть (особенно те, кто мало зарабатывает), то теперь это стало скорее видом спорта. Потому как магазины сейчас можно найти на любой достаток.

Интересно, что наши люди научились обманывать не только видеокамеры, но и всевозможные “пищалки”, и даже весы.

— Представляете, выхожу с работы, прохожу мимо “ворот” и “пищу”, — рассказывает менеджер одного из магазинов. — Аж самой неудобно — скажут: своровала товар. Оказалось, что магнитный штрихкод от духов прилепился к подошве туфель.

Его отклеили, а коробку с духами спокойненько вынесли в кармане. И таких ухищрений много. Например, тот же штрихкод вместе с “воротами” обманывают, положив товар в пакет из-под чипсов — фольга блокирует сигнал.

Пожалуй, не обманешь только магнитную пластиковую “заклепку” на игле в одежных магазинах. Впрочем, тут тоже есть свой ход. Нередко, если просишь ту же майку, но другого размера, продавцы приносят со склада без этой “фишки”. Дальше — ловкость рук. Если таким “спецам” удается запудрить мозги девочкам в примерочной, то они тут же “делают ноги” в двух, а то и трех футболках, напяленных одна на другую.

Точно так же действуют русские в зарубежных магазинах, где не всегда есть “заклепки”. И выходят оттуда в трех брюках, четырех кофтах и так далее. “Да я однажды вернулся из Германии с тремя чемоданами одежды. При этом купил только сами чемоданы — их сложно спереть”, — рассказывает “удачливый” турист. Между прочим, в демократичной Европе есть даже специальный закон, запрещающий устанавливать камеры в примерочных.

В продуктовых магазинах вообще рай для воришек. Снимай этикетку со штрихкодом — и вперед. Главное, лицо посерьезнее сделать. А еще обманывают весы в больших супермаркетах, ненавязчиво придерживая пакет с овощами или фруктами так, чтобы вес был намного меньше. А можно переклеить ценник с более дешевого товара на дорогой. И на кассе “считается” намного меньшая сумма.

Впрочем, это мелочевка. Умудряются вынести и нечто посущественнее. Так, в одном спортивном магазине украли велотренажер (!). Как? Охранник “вовремя отвернулся”, а “покупатель” в специальной синей робе грузчика благополучно “приобрел” приглянувшийся спортивный инвентарь. Однако все же это пока единичные случаи.

Стоять – бояться

Охрана тоже научилась подстраиваться под “изобретателей”. Как признались “бойцы” одного из магазинов, с чипсами уже не пускают — просекли. Не разрешают проходить с крупногабаритными сумками и товаром, который неприметно можно “подменить”.

Нередко в магазинах ставят большие круглые зеркала. Правда, эффект от них тоже не блестящий. Вроде бы охраннику видно, что человек делает у прилавка, но и покупатель за ним тоже наблюдает.

Примечательно, что магазины тоже отличаются выдумкой. Так, к примеру, некоторые давят на “стыд и совесть”. На входе в супермаркет развешивают стенгазеты под общим названием “Они воруют в нашем магазине” или “Бесчестные покупатели”. Застигнутого врасплох вора проводят в служебное помещение и фотографируют с украденным товаром в руках, и снимок размещают на “лобном месте”. В основном этим славятся магазины эконом-класса, где если и воруют, то люди малообеспеченные. Впрочем, как выясняется, такие методы действуют далеко не на всех.

Между тем и продавцы, и охрана кровно заинтересованы в том, чтобы никто ничего не вынес. Руководство крупных торговых сетей нанимает специальную службу проверки. Если выявляется нарушение, то сотрудник лишается зарплаты, а нередко и вся “засвеченная” смена. Причем в пользу проверяющих. Так что администрации это ничего не стоит.

Алло, милиция?

Что же касается простого покупателя, пойманного на краже, это уже как повезет. По закону ущерб до 600 рублей оформляется как административное нарушение, а уж свыше — тянет на уголовку. Впрочем, дело не всегда доходит до милиции. Как правило, магазины пытаются решить его “полюбовно”. Кто-то требует оплатить стоимость товара, а кто-то “сдирает” и в пяти—десятикратном размере.

И только если не удается договориться, вызывают милицию. Хотя последние не в восторге от подобных вызовов, шанс загреметь в тюрьму довольно высок.

Можно долго выяснять мотивацию магазинных краж и оправдывать их. Но, вы никогда не задумывались, почему в наших банках кредиты дают под такие высокие проценты? Потому что в них заранее заложен процент невозврата. Так и с магазинами. В ценниках супермаркетов нередко закладываются убытки от краж. И за одного вора расплачиваются все остальные покупатели.

ЭКСПЕРТ “МК”

Екатерина ЮНИНА, кандидат психологических наук:

— Как правило, у покупателя создаются две иллюзии:

свободного выбора. Рядом с ним нет никого, кто навязывал бы ему тот или иной товар, указывал на достоинства и недостатки. Следовательно, можно свободно выбрать именно то, что нужно. И при этом мы не думаем о том, почему товары представлены так, а не иначе, какие полки заняты, а какие полупустые, почему на что-то есть скидка, а на что-то нет.

одиночества. Покупатель находится один в большом пространстве, полагается сам на себя и за ним никто не наблюдает. А все окружающие его товары доступны: их можно трогать, рассматривать, примерять, пробовать и т.п.

Российскому менталитету эти иллюзии, в общем-то, чужды. Тем более что и принцип управляемой свободы, заложенный в основу проектирования таких магазинов, находится в противоречии со свойственным россиянам подспудным желанием подчиняться “сильной руке”. Соответственно, для того чтобы избавиться от психологического дискомфорта, у личности возникает стремление сопротивляться навязываемым стандартам, следовательно, возникает так называемое “отклоняющееся поведение”. Одной из самых ярких его форм можно считать кражи.

Воруя в магазине, человек как бы доказывает себе самому, что он свободен. Таким образом, кражу в магазине можно считать способом протеста типичного российского гражданина против стандартов, навязываемых продуктами западной культуры.

Директор парфюмерно-косметической сети магазинов, пожелавший остаться неназванным:

— Воруют буквально во всех магазинах. А вот количество выносимого мимо кассы товара во многом зависит от расположения и размера торговой точки. Если она в центре города, где посетители в основном деловые и обеспеченные люди, — краж будет меньше. На окраине же среди “клиентов” часто встречается шпана — “тянут” намного интенсивнее. И естественно, чем больше торговые залы, тем меньше охраны на квадратный метр. А значит, соблазн украсть намного выше. И не стоит верить статистике — до милиции, как правило, доходит только малая доля краж.

На наше счастье, профессионалы с приборами, которые могут блокировать электромагнитное поле, встречаются нечасто. А дилетанты легко попадаются. При всем при этом по закону мы не можем остановить человека на выходе, если охрана просто что-то заподозрила. То есть вор должен быть пойман с поличным. Приходится постоянно “держать ухо востро”.

К сожалению, все наши усилия создать комфортные условия для покупателя (товар в свободном доступе, который можно рассмотреть и даже попробовать. — Авт.) в итоге оборачиваются против нас. И хотя мы переняли западную систему обустройства торговых залов, объемы краж в России намного превышают европейские показатели.

ЧТО ЧАЩЕ КРАДУТ?

Как показывает практика, главным образом пытаются украсть из магазинов мелочевку — то есть то, что можно незаметно запихнуть в карман или сумку. Вот такой рейтинг составили по нашей просьбе продавцы магазинов, где торгуют продуктами и парфюмерией. Как показывает практика, именно эти “точки” чаще всех страдают от краж. Электронику или мебель вынести крайне сложно.

Продуктовые супермаркеты:

— Фрукты и овощи (на развес)

— Колбаса

— Дешевое спиртное

— Конфеты

— Мыло и другие средства гигиены

Парфюмерные торговые центры:

— Тушь для ресниц

— Блеск для губ, помада

— Лак для ногтей

— Гели, соли для ванн

— Духи

СПРАВКА “МК”
Что упало, то пропало

Если вы вовсе не собирались красть товар из магазина, а, например... просто уронили с полки супермаркета стеклянную банку, которая разлетелась на куски, — не паникуйте. Заставить вас платить не имеет права ни один магазин. Как рассказали “МК” в обществе защиты прав потребителей, как правило, супермаркеты виноваты сами. Во-первых, иногда проходы между стеллажами настолько узки, что там с трудом могут разъехаться две покупательские тележки (понятно, зимой из-за громоздкой одежды “травматизм” товара увеличивается). А во-вторых, стеклянная упаковка бывает скользкой или липкой и может вывалиться из рук. Если все приведенные в вашу пользу аргументы не действуют, просто спокойно предложите администрации магазина подать на вас в суд. Именно эта процедура является единственно законной.



Партнеры