Без мата и “Трансформатор” не поднимешь

Последний “Киношок” в приморском городе Анапа совершенно неожиданно под конец стал на все сто оправдывающим свое название, то есть шокирующим.

Неожиданностью стал высокий уровень показанного на фестивале кино — казахского, эстонского, киргизского, грузинского. Особенно порадовали казахи. На тринадцатом “Киношоке” сразу два жюри — полнометражных фильмов и “Шорт-Шок” (короткий метр) — отдали главные призы казахским лентам. В основном конкурсе победил “Остров возрождения” (режиссер Рустем Абдрашев), среди короткометражек — “Немая прохлада” (режиссер Серикбол Утепбергенов). “Остров...” — поэтический рассказ о первой любви. “Прохлада” — криминальная драма без слов. Третий приз увез в Казахстан за лучшую режиссуру Серик Апрымов, автор притчи “Охотник”. Дикая прекрасная степь и два героя: мальчик и его учитель жизни — охотник.

За лучшую операторскую работу приз получил эстонец Рейн Котов, ученик знаменитого Вадима Юсова, снявший изумительной красоты картину “Сомнамбула” — о жизни охраняющих маяк отца и дочери, живущих в страхе и перед русскими, и перед немцами (время действия — 1944 год).

Симптоматично, что не был отмечен ни один фильм на злобу дня — на тему политики и власти. Ни лента “Недоверие” Андрея Некрасова, которого без преувеличения можно назвать русским Майклом Муром за его расследование обстоятельств взрыва жилого дома на улице Гурьянова (“МК” подробно рассказывал о нем в предыдущем материале с “Киношока”), ни короткометражка о юных нацболах-лимоновцах “Да, смерть!” Алены Полуниной не попали в орбиту интересов жюри. А главный приз молодежного жюри конкурса “Кино без кинопленки”, возглавляемого главным “дебоширом” страны Александром Башировым, был вручен самой скандальной и отталкивающей картине “Голова” Светланы Басковой.

Картина Светланы Проскуриной “Удаленный доступ”, прямиком с Венецианского фестиваля доставленная в основной конкурс “Киношока”, оказалась как никогда “в тему”. Поскольку она — о невозможности понимания, о трудностях общения даже самых близких людей.

Другим ярким образом происходящего на фестивале стал фильм питерского дебютанта Артема Антонова “Столичный скорый”. Эта короткометражка, участница конкурса “Шорт-Шок”, рассказывает о двух девчонках, которые живут в маленьком городке, — днем работают на швейной фабрике, а вечерами пьют портвейн с пацанами в брошенном на запасных путях товарном вагоне. И единственным развлечением для подружек стал их ежедневный танец с очень непосредственным задиранием юбок перед никогда здесь не останавливающимся столичным скорым. Нет, это совсем не “чернуха” из жизни трудных подростков. Это мечта о другой жизни, реальное столкновение с которой заставляет их бежать со страшной скоростью от этого столичного скорого.

Самым реалистичным на “Киношоке” был простой “Трансформатор” двух друзей — петербуржца Павла Костомарова и швейцарца Антуанна Каттина. Всего 16 минут. Лексика ненормативная, правда абсолютная. Уронили мужики по дороге из Москвы в Питер трансформатор весом 250 тонн и оставили одного бедолагу его охранять. Четыре месяца бессонной вахты, литры водки и полная бессмыслица происходящего. Портрет времени без прикрас получил “слона” от Гильдии киноведов и кинокритиков.

Только вот для народа этот “Трансформатор”, похоже, потерян. И телевидение не возьмет, и в кинотеатрах не покажут.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру