Ловцы пеликанов

27 сентября 2004 в 00:00, просмотров: 506

— Сейчас вспомним таблицу умножения, — начал свой открытый урок историк Андрей Лукутин. — Кто ответит, сколько будет дважды два?

Ребята недоуменно переглянулись: может, Андрей Владимирович пошутил? Какая таблица умножения в 10-м классе? Да еще на уроке истории...

Калита в числителе

Андрей Лукутин, учитель истории из столичной школы с “дьявольским” номером 666, назвал свое выступление “Смиренная мудрость, или Цель оправдывает средства?”. Именно выступление, потому что определить блестящее занятие просто как открытый урок язык не поворачивается.

Первое, что сказал Лукутин, войдя в класс: “Уберите книги — они не понадобятся”. Это уже необычно: увы, многие учителя начинают урок со скучной фразы: “Откройте учебник на странице такой-то”. Но за школьное пособие держатся молодые педагоги и те учителя, которым нечего самим сказать детям. У Андрея же занятие проходило как беседа, разговор на равных: он не навязывал своего мнения, а просил учеников самостоятельно искать ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Создавалось впечатление, что сидишь не в школе, а на занятии исторического кружка... Лукутин разложил на парты карточки. На каждой было записано высказывание о Калите. На одной значилось: “Кто берег свою отчизну, да и всю Русь, должен был идти с татарами хотя бы против родного отца”. По глазам ребят было видно, что многие не согласны с этим спорным утверждением. Как можно идти против родного отца?

— Кого берег Калита? — спросил ребят Лукутин.

— Родину, отчизну, — послышалось в ответ.

Но ведь понятие “отчизна” появилось только в XVII веке, а “родина” — и того позже, в XVIII. Калита боролся не за родину, а за москвичей. И если бы тверской князь оказался чуть хитрее, то столицей России была бы не Москва... Ребята понимают, что нельзя судить Калиту по меркам сегодняшнего дня, что жестокий и коварный правитель был порождением эпохи, своего времени. И ответ на заданный в начале урока вопрос не так уж очевиден...

Но при чем здесь арифметика, с которой Лукутин начал урок?

— У меня есть друг, математик. Как-то он предложил доказать, что дважды два — пять. Долго чертил формулы, что-то объяснял, в конце концов у него действительно получилось пять. “Как же так?” — изумился я. “Я схитрил, — засмеялся друг, — в одном месте плюс поменял на минус, убрал вертикальную палочку”.

Так и в истории: если поменять знак, то изменится и отношение к событию... Чтобы этого не случилось, Андрей Владимирович вывел формулу истории:

(Х + Y + Z) / T Е i

где Х — понимание события современниками, Y — как понимаем мы, Z — научный взгляд, Т — время, i — информация.

Андрей записал уравнение и тут же стер точку над i.

— В истории рано ставить точки, лучше — вопросительный знак или многоточие, — объяснил Андрей.



Верхом на прялке

Когда учитель изобразительного искусства из Тувы Юлия Петровна Байкалова назвала тему открытого урока, пятый класс испуганно захлопал глазами. Звучало действительно сложновато: “Конструкция и декор предметов народного быта и труда”. Вскоре выяснилось, что рисовать будем прялку.

— Кто знает, что такое прялка? — задорно спросила учительница.

Тишина. Юные москвичи о прялке, видимо, слышали впервые. Просветив, где у этого инструмента донце, а где навершие, Юлия Петровна предложила расписать мезенскую прялку (как выяснилось, когда-то мастера ее изготавливали на реке Мезень). Всего два цвета: красный и черный — раньше это были глина и сажа. А роспись похожа на детскую: птицы — три мазка, а конь двумя штрихами превращается в оленя. Наверху летят птицы, в центре несутся кони и олени, а между ними — символы воды, земли и солнца.

— Изображение коня охраняло избу от злых духов, недаром до сих пор подкова считается символом счастья, — рассказывала Юлия Петровна, — а к птицам люди обращались с просьбами, чтобы они отнесли их пожелания на небо.

Макет прялки перед ребятами лежал заранее, оставалось только перерисовать с доски мезенскую технику росписи.

— Кать, а что это конь у тебя такой худущий? Он упитанный должен быть, — наклоняется над пятиклашкой Байкалова. Всех похвалить, каждому помочь — ее учительское кредо.

В конце урока у всех получаются красивые прялки, расписанные не хуже, чем у древних мастеров.

— Без прошлого, ребята, нет будущего, — заканчивает открытый урок одетая в национальный тувинский костюм Юлия Петровна. — Если мы поймем наших предков, то сможем построить успешное будущее.

— А почему вы не привезли с собой изображения настоящих прялок, а только нарисованную вами же? — вопрошало на разборе полетов предметное жюри.

— Я хотела привезти настоящую, но она тяжелая, а в самолете семь часов лететь, — робко ответила самая молодая участница конкурса (ей всего 23 года).

— Вот и привезли бы, — строго отбрило жюри. — И вообще, вы считаете, московским детям надо знать про строение прялки?..

Интересно, захочет ли после таких вопросов Юлия Петровна еще раз приехать в Москву? Пусть даже и без тяжелой прялки...



Аты-баты, мы теперь солдаты

Юлия Рыжкова могла бы стать бесценным сотрудником для любого военкомата. Вот как надо пиарить армию: задорно и с выдумкой. А главное — с верой в свое дело.

На открытый урок преподавательницы с Камчатки кроме 10 учеников пришло 27 гостей! Может, привлек интересный факт из ее биографии: в 2000 году она была инструктором по горным лыжам у Людмилы Путиной и дочерей ВВП Кати и Маши. Но казалось, что Юлия Михайловна просто не замечает всю эту толпу любопытных. Командным голосом она построила здоровых парней-десятиклассников: “Направо, равняйсь, смирно!”. На стене красовалась карта местности, а под ней — карта передвижения каждого “бойца”. Взвод Юлии Рыжковой должен был обезвредить “врага”, а каждый воин — стать быстрее, выше и сильнее своих друзей. Свои личные результаты мальчишки записывали в подготовленные заранее таблицы. В общем, войнушка для взрослых. Под известную песню “Отпетых мошенников” и Агутина про наши бравые Вооруженные силы.

Юлия Михайловна заставила ребят изрядно попотеть: и через скакалочку прыгать, и по-пластунски ползать, и мячи из положения лежа ловить. Через двадцать минут трое парней сели в ряд завязывать шнурки. “Это первый признак того, что они устали”, — со знанием дела прошептал местный физрук своему коллеге. Апофеозом урока стала эстафета в противогазах и плащ-палатках. Жюри просто лежало от смеха, а Рыжкова продолжала на полном серьезе командовать учениями. После “боевых действий” Юлия Михайловна уложила мальчишек на маты и устроила им релаксацию под пение птиц и журчание ручья. Жюри тоже стало клевать носом... но тут прозвенел звонок.



Ликбез для Незнаек

Перед уроком географии Натальи Банниковой из Великого Новгорода у кабинета собрались ее многочисленные подруги. “Сорок минут позора — и ты свободна”, — успокаивали они красавицу-учительницу. Но до позора не дошло: урок оказался очень полезным и интересным.

Наталья Станиславовна учила девятый класс, как сдавать экзамены... если не знаешь тему билета. На доске она нарисовала универсальный алгоритм, по которому любой троечник может заработать пятерку. Тренировались на теме “Население Российской Федерации”. Школяры с энтузиазмом сообщили, что “рождаемость в Дагестане выше, потому что рядом чистое Каспийское море и свежий воздух”, а “причиной бедности некоторых российских регионов стала революция 1917 года”.

Улыбнувшись, Наталья Станиславовна рассказала ребятам, как расположить к себе преподавателей и убедить их, что ты заслуживаешь высшей оценки.

— Так надо действовать и в жизни, — подвела итог Банникова. — Из ничего уметь делать конфетку, выпутываться из самых сложных ситуаций, находить правильный выход и всегда выходить победителем!

После открытых уроков предметное жюри должно было оставить только 30 финалистов. Но эта квота оказалась недосточной, и в полуфинал вышло 39 человек. Они дадут мастер-классы коллегам — следующий тур конкурса так и называется: “Учить учителей”. На этом этапе к судейству присоединится Большое жюри под председательством ректора МГУ Виктора Садовничего. В этом году в жюри вошли: телеведущий Евгений Вяземский, модельер Виктория Андреянова, тренер Елена Чайковская, “знаток” Александр Друзь и великий Владислав Третьяк. Жюри отберет 15 претендентов на главный приз конкурса — “Хрустального пеликана”. 29 сентября назовут 5 победителей в педагогических номинациях и лучшего учителя России 2004 года.





Партнеры