Госстрой России мерзнуть не собирается

29 сентября 2004 в 00:00, просмотров: 249

24 сентября 2004 года, 11.00


Ведущий I-й заместитель главного редактора газеты "Московский комсомолец" Андрей Лапик:

- Здравствуйте коллеги. У нас гость сегодня руководитель федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Александрович Аверченко. Как мы поступим? Вы скажите нам несколько слов Владимир Александрович?

В.Аверченко:

- Так получилось, что планирование предзимних работ совпало с мероприятиями по реорганизации структуры федеральных органов власти. На наш взгляд часть руководителей субъектов РФ подошли к планированию и проведению этих работ не с полной ответственностью. Необходимо осознавать, что ответственность за подготовку объектов к работе в осенне-зимний период ложится на конкретных собственников. В большинстве случаев это муниципалитеты и субъекты РФ. На Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по положению, утвержденному Правительством РФ, возложена координация этой деятельности. Мы постоянно анализируем состояние дел в жилищно-коммунальном комплексе страны, инспектируем различные объекты в регионах.

Для выхода из создавшегося положения администрации регионов очень часто направляют в Правительство РФ и в Госстрой многочисленные просьбы об оказании финансовой помощи из федерального бюджета. По состоянию на 1 сентября текущего года такие заявки представили более 80 регионов на общую сумму 24 млрд. рублей. В то же время в регионах совершенно отсутствуют инвестиционные программы, не разработаны целевые программы, которые позволяли бы осуществлять реструктуризацию и сокращение кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Принятые администрациями муниципальных образований меры, как правило, направлены лишь на решение текущих проблем и зачастую не способны вывести отрасль из кризиса. Хотя, объективности ради надо сказать, что в ряде муниципальных образований есть серьезные подвижки в этом направлении.

Если говорить о сложном положении при подготовке к работе в зимнихусловиях, я уже неоднократно называл эти регионы и хотел бы назвать их снова. Сложная ситуация в Камчатской области, Сахалинской и Ульяновскойобластях, в Приморском крае, в Корякском автономном округе, где сбалансированное бюджетное планирование по предоставлению жилищно-коммунальных услуг не проводится. В ходе двух последних селекторных совещаний я прямо говорил губернатору Машковцеву, что в его регионе жилищно-коммунальное хозяйство недофинансируется из-за неправильной политики ежемесячно более чем на 120 млн. рублей. В то же время губернатор жалуется на то, что не хватает 505 млн. рублей. Я ему советовал внимательнее посмотреть вокруг себя. Наконец даже нескончаемое терпение Машковцева по отношению к депутатам-популистам в городе Петропавловске-Камчатске и в регионе лопнуло, и он направил соответствующие запросы в прокуратуру по моей информации. Наше агентство также подготовило письмо в Генпрокуратуру с просьбой осуществить проверки в этих регионах, по поводу соблюдения федеральных стандартов, то есть выполнения федеральных законов. И чтобы были приняты должные меры прокурорского реагирования за нарушение действующего законодательства.

Прямо скажу, что политический популизм направлен против народа, потому что у людей отнимают их конституционное право на нормальные жизненные условия. Вместе с тем замечу, что в соответствии с распоряжением правительства РФ от 16 августа 2004 г.э 1067-р (Распределение дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации), ряду бюджетов субъектов РФ были распределены дотации, в виде финансовой помощи на поддержку сбалансированности бюджета в сумме 2 млрд. 189 млн. рублей.

Характеризуя готовность жилищно-коммунального хозяйства России к работе в осенне-зимний период, можно отметить следующее. Всего по Российской Федерации необходимо было подготовить 1 млрд. 706 млн. кв. метров жилого фонда. Фактически подготовлено - 80%. Лучшее положение с подготовкой жилфонда в Уральском округе - 87,2%, в Сибирском - 83,4%, в Приволжском - 83%.

Недостаточно активно ведутся работы в Южном округе -69,1%, и в Дальневосточном - 70%. Среди субъектов Российской федерации показатели выше 90% достигли Брянская, Орловская, Оренбургская, Пермская, Тюменская и Томская области. Республики Бурятия, Башкортостан, в Таймырском, Ханты-Мансийском, Агино-Бурятском автономных округах.

Слабо жилой фонд готовится в Мурманской, Магаданской, Камчатской, Ульяновской, Курской, Курганской, Ярославской областях, в Корякском и Усть-Ордынском, Бурятском автономных округах, в республиках Адыгея и Калмыкия.

Теперь о подготовке котельных и теплоэнергетического оборудования. Всего по России необходимо было подготовить 72 тыс. 980 котельных. Фактически подготовлено 75,4%. Среди федеральных округов лучшие результаты в Приволжском - 80,7%, в Уральском - 80,9%. Худшие в Дальневосточном - 64,9% и в Северо-Западном - 67,8% федеральных округах. Меньше 60% котельных подготовлено в Ленинградской, Калининградской, Вологодской, Камчатской областях, в Приморском и Хабаровском краях. Необходимо было также подготовить 127,6 тыс. км тепловых сетей и заменить 10,3 тыс. км. сетей. Фактически подготовлено сетей 80,8%, и заменено ветхих тепловых сетей - 63,4% от запланированного объема. Лучше поставлена работа в Приволжском - 89,6% федеральном округе. Хуже в Дальневосточном - 71,1% и 58,4% соответственно.

Среди регионов неудовлетворительно идет работа в Красноярском и Приморском краях, в Амурской, Липецкой, Камчатской, Владимирской, Ивановской и Иркутской областях, республике Хакасия и Корякском автономном округе. По Корякскому автономному округу, прямо скажу - мы будем настаивать на привлечении руководителя к уголовной ответственности, потому что даже финансовая помощь, выделенная в прошлом году федеральным бюджетом, до сих пор не использована, т. е. деньги находятся на счетах, а хозяйство не готовится и деньги не используются. Это преступление.

По водопроводным сетям. Всего необходимо было подготовить 365 тыс. км. Фактически подготовили 83,2%. Предполагалось заменить 10,4 тыс. км. сетей. Фактически заменено 61,3% от запланированного объема. Подготовка водопроводных сетей лучше организована в Приволжском округе - 86,7% и в Уральском - 98,9%. Замена водопроводных путей с отставанием от графика идет в Южном округе - 39% и в Дальневосточном - 62,8%. Среди регионов неудовлетворительное положение в Красноярском и Приморском краях, в Астраханской, Амурской, Камчатской, Читинской и Новосибирской областях, в Усть-Ордынском, Агино-Бурятском, Ненецкомавтономных округах.

По запасам топлива. Всего необходимо было заготовить 9,9 миллиона тонн угля - фактически завезено на склады 69,1%, а также 3,08 миллиона тонн жидкого топлива - фактически завезено 75,5%. Наиболее активно поставки топлива организованы в регионах с ограниченными сроками завоза. Полностью выполнен завоз топлива в Новосибирской области, Чукотском автономном округе, в республике Башкортостан. Неудовлетворительно обстоят дела по завозу твердого топлива в Приволжском федеральном округе - 45,5%. Ниже среднего показателя на начало отопительного сезона созданы запасы в Хабаровском крае, Амурской, Читинской, Магаданской, и Курской областях, в Корякском и Агино-Бурятском автономном округе.

По финансовой ситуации с подготовкой к работе в осенне-зимний период основной причиной низких темпов предзимней подготовки является недостаточное финансирование из региональных бюджетов намеченного комплекса мер. Большинству регионов средства на эти цели выделяются в объемах 58,8% от требуемых сумм. Всего на предзимние работы необходимо для приобретения топлива для предприятий 22,6 млрд. рублей, а фактически поступило - 52,5%. На формирование аварийного запаса материально-технических ресурсов необходимо 3,2 млрд. рублей - фактически субъектами выделено 42,3%. Недостаточно средств на эти цели выделяются в Северо-Западном округе - 40,8%, в Южном округе - 32%. Создание аварийного запаса материально-технических ресурсов лучше проводится в Приволжском федеральном округе - 64,4% от необходимого, хуже - в Дальневосточном округе - 25,6%. Среди регионов положение по выделению федеральных средств из региональных бюджетов на приобретение топлива хуже всего обстоят дела в республиках Бурятия, Хакасия, Калужской, Калининградской, Мурманской, Камчатской и Читинской областях, где на эти цели выделено 5-15% от необходимого.

В Федеральном агентстве еще весной этого года был создан штаб по подготовке жилищно-коммунального комплекса к зиме. За это время мы провели достаточно большое количество проверок непосредственно в проблемных регионах, в проблемных населенных пунктах по опыту прошлого года. И даже на проблемных объектах - в конкретных котельных, на водопроводных сетях, теплотрассах. За это время состоялось 4 общероссийских селекторных совещаний, на которых шел довольно серьезный принципиальный разговор. Я весьма удовлетворен, что наша настойчивость подвигла некоторых руководителей субъектов РФ лично заниматься вопросами подготовки жилищно-коммунального хозяйства. На последнем селекторном совещании присутствовали непосредственно сами руководители регионов, и лично давали давали оценку подготовке к зиме в своих регионах. Некоторые руководители, что отрадно, характеризовали собственную деятельность отрицательно. Многие из присутствующих здесь журналистов присутствовали на этом селектором часе и видели. Почему меня это радует? Потому что объективная оценка ситуации - это залог того, что люди на пути к правильному принятию управленческих и других организационных, финансовых решений.

Теперь я готов ответить на ваши вопросы.

- Как вы оцениваете подготовку к зиме Москвы и Московской области?

- Я оцениваю подготовку и одного и другого субъекта удовлетворительно. У нас есть уверенность по этим двум субъектам, что прохождение осенне-зимнего периода здесь пройдет без особых срывов. Надо отдать должное, что Москва и Московская область выделяет солидные финансовые средства на подготовку своего хозяйства к зиме. Но и бюджетные возможности у этих двух субъектов значительно отличаются от многих субъектов РФ.

- Каждую зиму люди мерзнут из-за конфликта между коммунальщиками и энергетиками. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию. Федеральное агентство предпринимает для этого какие-то меры?

- Мы отслеживаем эту ситуацию, регулярно получаем телеграммы от энергетиков. Они всегда нас ставят в известность в случае отключения за неуплату. Здесь происходит наложение многих взаимоувязанных вещей. Политический популизм, о котором я говорил, нежелание понимать, что нужно соблюдать федеральные стандарты - приводят к потере финансовых ресурсов и, соответственно, недофинансированию подготовки к зиме, несвоевременной оплате за полученные услуги от энергетиков и газовиков. Получается замкнутый круг. Казалось бы, политики-управленцы желают чего-то хорошего, хотят хорошо выглядеть перед своим населением. А на практике они наносят ощутимый каждую зиму вред, лишая людей конституционного права на нормальные услуги. И в первую очередь тех, которые добросовестно заплатили за услуги ЖКХ все до копейки. Поэтому, естественно, по каждому случаю (наша оперативно-диспетчерская служба совместно с оперативно-техническими службами субъектов РФ) мы реагируем, выходим на субъекты Федерации, даем рекомендации каким образом разрешить ситуацию. Однако платить нужно за все!

- Владимир Александрович, а что значит политический популизм? Что вы конкретно имеете в виду?

- Деньги на оплату коммунальных услуг из ниоткуда не берутся. Установлен ряд моментов в государстве, которые должны все соблюдать. Первое, установлена планка 90% оплаты от экономически обоснованного тарифа всеми потребителями населения. То есть каждый из нас должен оплатить 90% стоимости услуг. Второе. Для того, чтобы защитить малоимущих людей, установлена другая норма: каждая семья должна оплатить не более 22% от совокупного дохода за услуги ЖКХ и оплату жилья. Таким образом, с одной стороны, муниципалитеты должны заплатить 10% и закладывают это в бюджеты, а население - 90%. Те, кто не может заплатить свыше 22%, им предоставляются адресные жилищные субсидии, на это предусматриваются деньги в бюджете. Если планка в регионе, в муниципалитете устанавливается на оплату жилищно-коммунальных услуг ниже 90%, то таким образом, субсидируется в первую очередь благополучное население и наносится ущерб малоимущему населению. Потому что у бюджета сразу не хватает денег на то, чтобы субсидировать бедных. Оно вынуждено тратить более 10% на субсидирование жилищно-коммунальных услуг. Если оно этого не делает, предприятия ЖКХ становятся банкротом. Вот это и есть популизм. Причем и политиками, и средствами массовой информации это безобразие зачастую представляется как благо для народа. Это ложь! Вот я говорил губернатору Камчатской области и на селекторном часе, и во время личной встречи о том, что они установили стандарты ниже федеральных, и каждый месяц теряют для ЖКХ 120 млн. доходов. В год - почти полтора миллиарда! Им-де не хватаете 505 млн. на подготовку к жилищному хозяйству, а в области должен быть лишний миллиард. Мало того, что они теряют деньги, у них нет ни копейки, чтобы бедным слоям населения омочь. Эти деньги не собрали с богатых. Вот это я и имею в виду под политическим популизмом. К сожалению, об этом боятся говорить сами политики. То, что я скажу сейчас может показаться странным. Стопроцентная оплата населением жилищно-коммунальных услуг выгодна прежде всего бедному населению при условии соблюдения государством системы адресных жилищных субсидий для бедных. При условии соблюдения вот этой нормы оплаты - не более 22% от совокупного дохода семьи. Выгодно, прежде всего, бедным. Потому что богатые расплачиваются полностью, и у власти появляются деньги, которые можно направить на помощь бедным, в том числе тем, кто находятся у черты бедности, а то и вовсе освободить их от оплаты жилищно-коммунальных услуг.

- Как вы оцениваете деятельность в подготовке к зиме монополий, таких как Газпром, РАО ЕС и другие?

- Я никак не оцениваю деятельность монополий, потому что это не входит в компетенцию Агентства. Мы выполняем государственный заказ в области градостроительства, строительства и оказания ЖКУ, а также по координации действия в подготовке к зиме. Я не являюсь экспертом по естественным монополиям. Что касается взаимодействия Агентства с монополиями, то здесь у нас имеется полное взаимопонимание, налаженные контакты, мы регулярно обмениваемся информациейи и мы поддерживаем стремление монополий по наведению порядка во взаимных платежах с предприятиями ЖКХ. Вместе с тем мы осторожно относимся к попыткам монополий увеличить тарифы. Мы полагаем, что и в области энергетики, и в области газового хозяйства, и в области жилищно-коммунального хозяйства существуют колоссальные резервы, которые нужно использовать для снижения издержек. Вот только один пример. Россия тратит на отопление одного квадратного метра 80 литров условного топлива в год, а Швеция всего 14-18 литров! Вот в этом направлении мы с монополиями и должны действовать. Снижать издержки, заниматься энергосбережением, удешевлять услуги для населения и потребителей. Это магистральный путь к успеху, как для государства в целом, как конкурентоспособной экономики, так и для конкретных предприятий в общем. Прибыли лежат не в увеличении тарифов, а в снижении издержек, повышении коэффициентов полезного действия, сохранении тепла.

- Как влияет акционирование организаций ЖКХ на подготовку к зиме?

- Я совершенно убежден, что форма собственности, организационно-правовая форма того или иного предприятия не влияет на результаты. Существует государственные организации, работающие эффективно и частные компании, которые, увы, малоэффективны. На ход подготовки к работе в зимних условиях, переоформление документов, наведение порядка с документами не влияют. Это только заставляет руководителей и управленческие команды более тщательно разобраться со своим состоянием. Элементарно навести порядок в своих внутренних делах. Мы это приветствуем. Мы приветствуем не только наведение порядка с акционированием и с документами, мы приветствуем приход на рынок ЖКУ организаций всех форм собственности, в том числе и крупного, и малого бизнеса. Мы выступаем за создание реальной конкуренции между организациями в сфере ЖКХ. Я неоднократно говорил и повторю еще раз: ЖКХ накануне прибыльности или безубыточности.

За прошлый год на рынке ЖКХ с оборотом 30 млрд. долларов убытки составили всего 10%. Колоссальные внутренние ресурсы в ЖКХ дают полное основание утверждать, что отрасль стоит на пороге безубыточности. Я еще раз говорю: тот, кто не успеет на этот поезд, тот рискует опоздать навсегда. ЖКХ - вечный рынок. Нефть кончится, дерьмо - никогда.

- Как вы оцениваете подготовку к зиме в Оренбургской области?

- По жилищному фонду в Оренбургской области показатели выше, чем в среднем по округу и по России, и составляют 96% - это очень высокий показатель. По котельным ниже, чем по приволжскому округу - 80,7%. В Оренбургской области - 72,5%. По тепловым сетям по округу - 86,9%, в Оренбургской области - 92,4% - хорошие показатели. По замене ветхих сетей показатели выше, чем по округу. По ремонту центральных тепловых пунктов показатели выше. По водопроводам показатели выше. По замене ветхих водопроводных сетей показатели опять-таки выше. По запасам жидкого топлива показатели хуже на 10%, чем в среднем по округу. По выделенным финансовым средствам показатели хуже: выделено ровно 50% от потребности. На приобретение топлива денег выделено только 35% от необходимого, это на 11% ниже, чем в округе. И по выделенным финансовым средствам на приобретение материальных запасов в два раза хуже, чем по округу - 32,2%, по округу - 64,4%. Такая ситуация в Оренбургской области.

- Владимир Александрович, скажите, ваше личное мнение, существует ли риск того, что в некоторых регионах зимой люди будут отапливать свои дома буржуйками?

- Конечно. Во-первых, мы находимся на определенном историческом этапе развития коммунального хозяйства, когда объективно существует недофинансирование этой сферы. А это значит, что пока тенденция ухудшения состояния жилищного фонда сохраняется. Причины тому, как я уже отмечал, плохое финансовое состояние, а именно громадная гкредиторках, которая сложилась в предыдущие годы, в том числе по вине государственных организаций. И риск того, что в отдельных субъектах населенных пунктах у нас могут быть проблемы, к сожалению, есть. Я назвал эти регионы, всю статистику я только что обнародовал. Могу только добавить, что если мы написали письмо в Генеральную прокуратуру, значит, все иные меры убеждения исчерпаны. Я понимаю шаг губернатора Ульяновской области, который увеличил тарифы с 30% от экономически обоснованных до 90%. Такое, наверное, мог сделать руководитель-Герой России, потому что такой скачок тарифов вряд ли простит ему население. Да еще накануне выборов. Но другого выхода не существовало. Вина в этом не только губернатора Ульяновской области, вина в этом тех руководителей, которые довели область до такого состояния, когда губернатор приходит ко мне и объявляет, что самим им не справиться. И сейчас области оказывают финансовую помощь из федерального бюджета. Увы, такое положение существует не только в Ульяновской области. Позавчера на селекторном часе мы ясно дали понять, что не собираемся помогать тем, кто преднамеренно губит свое коммунальное хозяйство и потом кричит: помогите! Мы помогать будем тем, кто действительно прилагает со своей стороны все необходимые действия. Ответственность за подготовку к зиме лежит все-таки на муниципалитетах и субъектах, то есть владельцев этого хозяйства.

- Будет ли создана новая нормативная база для защиты интересов квартироплательщиков?

- Я считаю, что главный нормативный документ - это прежде всего Жилищный кодекс, проект которого рассматривается в Госдуме. От того, насколько квалифицированно будет проработан Жилищный кодекс, во многом будет зависеть правовая защищенность каждого человека, каждого квартиросъемщика, каждого владельца жилья. Мы должны понять: только сами можем выстроить цивилизованные отношения в государстве. Конституция дала человеку права на жилье. И это вовсе не значит, что человек должен ждать какой-то милости сверху, он должен полностью и сам использовать данными ему права. Мы должны очень четко отладить договорную работу, как это сделано в других цивилизованных государствах. У каждого гражданина Германии, Франции или США толстая папка дома лежит. Там собраны все необходимые бумаги, где оговорены все права и обязанности: имеет ли он право завести кошку в этом доме или нет, имеет ли он право содержать экзотических животных, например, рыбок или нет. И если общее собрание товарищества собственников жилья приняло решение, что рыбок в этом доме держать нельзя, он должен жить в другом доме, если хочет держать рыбок. То есть, регламентировано буквально все. Мы должны к этому привыкнуть. Регламенты устанавливаются не для того, чтобы ущемить гражданина в его правах, а для того, чтобы он пребывал в твердой уверенности, что в этом конкретном доме или квартире при соблюдении тех или иных правил он будет жить в комфортных условиях, ему предоставят качественные коммунальные услуги. Гражданин уверен, что деньги, которые он заплатил, пойдут ему же впрок: подъезд его будет чистым, там будут цветы, картины и зимние сады, и ему не придется дрожать с наступлением холодов и Мы тоже этого можем достичь, если каждый человек в нашей стране в долю своей ответственности будет принимать меры. Я не хочу перекладывать обязанности государства, правительства, нашего Федерального агентства на граждан. Конечно, граждане должны получить права, закрепленные в Жилищном кодексе, но там же должны быть прописаны и обязанности каждого из нас, как владельца или квартиросъемщика.

- В связи с отменой лицензирования строительных организаций, не скажется ли это на качестве строительства в будущем?

- Система лицензирования, которая сегодня существует в России, малоэффективна. Но даже она играет свою положительную роль. В ней много недостатков и я бы не хотел останавливаться непосредственно на них, чтобы не выплеснуть вместе с водой и ребенка, то есть самую сущность системы лицензирования. Замечу только, что большинство стран в мире, которые достигли серьезных результатов, имеют систему регулирования в строительной деятельности. Строительная деятельность напрямую связана с безопасностью человека, общества, потому что мы с вами очень часто находимся в различных инженерных сооружениях, в том числе и во время этой пресс-конференции. Мне лично далеко не безразлично, как сделаны перекрытия этого здания, как сделан его фундамент или вот эта колонна. И от того, насколько квалифицированно это сделано зависит наша с вами безопасность. В США существует лицензирование непосредственно инженера, специалиста, и если он не имеет лицензии, он не имеет права участвовать в этом бизнесе. К этому пришла Германия и ряд других стран. В тоже время мы должны понимать, что система лицензирования должна быть эффективной, и не ущемляла бы прав самих строителей. К сожалению, комиссия при правительстве РФ по избыточным функциям приняла решение о том, что лицензирование в строительстве избыточная функция. Я думаю, что это ошибка. Действительно не нужна лицензия на то, чтобы красить стены, она не нужна и на дизайнерские работы - это дело вкуса. Но, если совсем отменить лицензию, то строительство московского метрополитена может осуществлять любой мужик с лопатой, строительство высотного здания - всякий, кто пришел на рынок, зарегистрировавшийся в качестве предпринимателя или юридического лица. Вряд ли они способны осознать сложность таких работ. Есть известный анекдот: Франция и Англия собрались строить тоннель под Ла-Маншем. На конкурс подрядчиков в числепрочих пришли два брата с лопатами. У них спросили: зачем вы пришли?

-

Копать тоннель, - отвечают.

- А как вы будете это делать?
Те, не моргнув глазом, рассказывают: один из нас будет копать из Англии, другой из Франции. В середине встретимся.
- А если промахнетесь?
- Тогда будет два тоннеля!
Понимаете, строительная отрасль только на первый взгляд кажется простой. На самом деле строительная отрасль - это накопленный тысячелетиями опыт, и все нормы и правила в строительстве написаны кровью катастроф, аварий. То есть цемент, который не доложили в бетонную смесь армянские бригады в Ленинакане и Спитаке, обернулся 30 тысячами человеческих жизней. А на вид это такой же бетон, как и любой другой. Но профессионал знает, что каждую партию уложенного бетона надо забить в кубики и отдать в лабораторию испытать через 7, 14, 28 дней. То есть, строительство это сложная и четкая специфика. Поэтому ряд строительных работ может и не требует лицензирования, но особо сложные, такие, к примеру, как тоннельное строительство, строительство гидроэлектростанций и тому подобное - требует высокого профессионализма и обязательного лицензирования. Иными словами, необходима защита граждан и государства от непрофессионализма и некачественного подхода.

- Будет ли передана экспертиза коммерческим организациям, в частности, экспертиза таких объектов, как высотное строительство. Будет ли ликвидирована Главгосэкспертиза? И как осуществляется работа над техническим регламентом?

- Вы мне целую программу написали. Первое, такой же сложный вопрос, как и лицензирование. В том или ином виде экспертиза существует во всех странах. Экспертиза строительных объектов направлена, прежде всего, на безопасность в строительстве, на оптимизацию принимаемых технических решений и минимизацию экономических затрат. К примеру, деятельность Главгосэкспертизы, которая подведомственна Госстрою, привела к тому, что за прошлый год стоимость строительно-монтажных работ объектов бюджетной сферы была снижена в ходе экспертизы на 49 млрд. руб. и почти столько же за шесть месяцев этого года. Экспертиза одного из проектов в Якутии по добыче алмазов за счет оптимизации технических решений объем вскрышных работ был уменьшен на 69 млн. кубометров. За услугами Росгосэкспертизы обращаются крупнейшие фирмы США, Канады, Швеции, Англии, в том числе по особо крупным объектам, таким как, нефтяные платформы. Мы имеем уникальных квалифицированных специалистов мирового уровня. Конечно, в этой сфере нет конкуренции на данный момент. Наверное, конкуренция нужна. Будет ли ликвидирована Главгосэкспертиза и каковой будет экспертиза, сейчас трудно сказать. Есть поручение правительства РФ, оно записано как постановление правительства РФ, чтобы Минпромэнерго внесло соответствующее предложение. После того как рухнул аквапарк в Москве, инвесторы теперь сами тре6уют серьезную экспертизу: они хотят быть уверенными, что вложат деньги в действительно качественный, хорошо спроектированный продукт. А качество строительного объекта зависит, прежде всего, от решений, принятых во время проектирования.

- Что произойдет в регионах, где ЖКХ не готово полностью к холодам, а только на 70%? Что в оставшихся 30% скрывается для людей? Они зимой мерзнуть будут?

- Это слишком упрощенный подход. Если, к примеру, вместо пяти котельных было подготовлено четыре, то это означает, что резерв теплоресурсов меньше, и, соответственно, гарантий бесперебойной поставки тепла меньше. Однако из этого вовсе не следует, что тепло не будет поставляться на 30%. Я еще раз хочу подчеркнуть - цифры по готовности ЖКХ к зиме, которые я озвучил сегодня, верны на 1 сентября 2004 года. В конце октября в Омске мы проводим всероссийское совещание, где подведем окончательные итоги подготовки ЖКХ к зиме, проанализируем, сделаем выводы, рекомендации по всем регионам, обменяемся мнения со специалистами, с тем чтобы, допущенные в ходе подготовки ошибки были впредь исключены. Тем более, что в 2005 году ожидается переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ, а это уже другая экономическая ситуация. К ней надо быть готовыми.

- Если какие-то регионы будут объявлены зонами бедствия, какие меры будут приняты?

- Мы еще в июне спрогнозировали возможные ситуации и последствия на основе опыта прошлого года и дали предложения в Правительство. Есть соответствующее поручение председателя Правительства и Минпромэнерго Минфину РФ. Как я уже говорил, 2,1 млрд. рублей направлены в 42 региона в качестве финансовой помощи.

- Насколько Москва готова к зиме?

- Я не могу заменять здесь московских чиновников, стараясь обнаружить большую осведомленность о готовности городского жилищно-коммунального хозяйства к зиме. Я хотел бы еще раз повторить, что у нас нет опасений по ситуации в Москве.

- Не поздно ли проводить анализ подготовки к зиме в связи с ранним началом зимы в Сибири и других округах?

- Подведение итогов и анализ ситуации не поздно проводить и в декабре, и в январе, и в феврале. Разобраться в ситуации и как можно быстрее исправить возможные ошибки никогда не поздно. 30 сентября в администрации Президента, лично Медведев, проводит совещание с руководителями округов по подготовке зиме, и я приглашен для дачи информации.

- В каких регионах уже начался отопительный сезон. Например, в заполярных округах?

- В Воркуте уже начался. А вообще надо смотреть по погоде. По закону отопительный сезон начинается там, где среднесуточная температура держится ниже 8 градусов тепла более 6 суток.




Партнеры