Слон вышел на охоту

Как ни включишь телевизор — все говорят о полковнике Буданове.

До одурения бьются за (и против) него политики. Бушуют митинговые страсти. Даже старухи у подъездов спорят между собой: освобождать или нет полковника-убийцу (сам слышал).

Нет в стране проблемы важней, чем судьба разжалованного офицера.

На этом фоне совершенно незамеченным осталось освобождение иное. Из мест заключения вышел на волю некто Леонид Степахов.

По степени известности человек этот, конечно, не в силах конкурировать с Будановым. Зато по всем остальным статьям легко может дать полковнику фору.

Буданов задушил одну всего лишь Эльзу Кунгаеву. На счету Степахова — шесть заказных убийств и два покушения.

Сажали его с шумом и помпой.

А выпустили — тихо и незаметно, без митингов и пикировок. Так тихо, что никто об этом и не узнал…


В историю современной криминалистики банда эта вписана навечно. И по сей день группировку с необычным названием “Слоны” считают едва ли не самой жестокой бандой новейшей эпохи.

Ее сколотил в начале 90-х бывший таксист Вячеслав Ермолов по кличке Слон (отсюда и название). Поначалу это была обычная для тех лет бригада, промышлявшая рэкетом. Но очень скоро Ермолов-Слон понял, что убирать с арены конкурентов — проще и эффективнее, чем договариваться с ними.

Их “дебют” состоялся в баре “Россельмаш”, где собирался криминальный бомонд Рязани. Во время одной из сходок пятеро “слонов” ворвались в зал и открыли беспорядочную стрельбу. Восемь человек погибли на месте, еще девять получили ранения.

Так начался кровавый передел Рязани. Уже на другой день по городу прокатилась волна убийств и взрывов. Счет трупам пошел на десятки. “Слоны” вышли из этой войны полными победителями. Все остальные группировки были разгромлены и сломлены. Власть в Рязани окончательно перешла в руки “слонов”.

Пять долгих лет бесчинствовали они. Едва ли не каждое рязанское предприятие, включая заводы, газеты, колхозы, платило бандитам оброк. Те, кто пытался сопротивляться, пропадал без вести. На них работали милиционеры, прокуроры, судьи, а общее число “штыков” достигало тысячи.

Точная цифра преступлений, совершенных бандой, не известна до сих пор. На суде удалось доказать лишь 168 эпизодов, в том числе — 18 заказных убийств. Но это только верхушка айсберга. Большинство потерпевших от показаний отказалось.

Чтобы остановить “слонов”, потребовалось личное вмешательство тогдашнего главы МВД Куликова, однако информация в группировке была поставлена столь хорошо, что еще накануне арестов большинство бандитов, включая и главаря Ермолова, успело скрыться.

За решетку попали только 22 человека. Cреди них и Леонид Степахов по кличке Пузырь...

…На сердобольных судей ему везло с самой юности. Впервые Степахов попал в объятия Фемиды в девятнадцатилетнем возрасте. Взяли его на краже, но дали всего год условно: пожалели.

Вскоре — вторая поимка. На этот раз Пузырь попался на мошенничестве. И хотя доказательств собрано было с избытком, суд опять проявил чудеса гуманизма: три года условно.

Хотел бы я теперь посмотреть на этих добрых, сентиментальных заседателей. Кровь убитых Пузырем людей — пусть не прямо, косвенно — лежит на их совести.

В банду “слонов” Степахов попал в самом начале ее формирования. Для прикрытия числился он заместителем директора ТОО “Митекс”, но в действительности занимался самой грязной, черновой работой, благо природа не обидела силой (играл даже в футбол за рязанский “Спартак”).

Выезжал на разборки. Стращал коммерсантов. Если требовалось — брался за нож или пистолет.

Шесть заказных убийств и два покушения — вот итог его работы. И это лишь то, что удалось доказать. Ничуть не сомневаюсь, что в действительности за Пузырем тянется гораздо более кровавый и длинный след.

Взяли Степахова в ноябре 96-го. Со следствием откровенничать он не спешил и тем не менее срок получил минимальный: пятнадцать лет. Из которых первые восемь предстояло ему провести в тюрьме, а оставшиеся семь лет — в колонии общего режима…

Но недаром “слоны” считались хозяевами целого региона. Даже после разгрома денег и связей осталось у них с избытком. А чем иначе объяснить дальнейшие перипетии в судьбе Пузыря?

В июле 2001-го — через год после приговора — Степахова неожиданно переводят со строгого режима на общий. Такое решение принимает комиссия знаменитого Владимирского централа, где он сидит.

Обычно подобные послабления получают только активисты — те, кто сотрудничает с администрацией и вообще стремится на свободу с чистой совестью. Здесь же картина — диаметрально противоположная.

В тюремной характеристике Пузыря написано прямо: “По прибытии примкнул к группе осужденных отрицательной направленности. В содеянном не раскаивается. К честной жизни на свободе не стремится. На путь исправления не стал”.

Тюремное дело Степахова целиком испещрено замечаниями и нареканиями. Упоминается там и безобразная история, когда женщина-контролер, обнаружив мобильный телефон, попыталась его отобрать, на что Пузырь в открытую пообещал ей “вырыть могилу”.

Однако на все эти шалости администрация централа почему-то смотрит сквозь пальцы. Вслед за переводом со строгого режима Пузырь получает новый подарок. В июле 2003-го, по ходатайству тюремного начальства, Фрунзенский райсуд меняет ему вид исправительного учреждения и отправляет в колонию. (Даже не строгого — общего режима!) Характеристики, приложенные к ходатайству, написаны были сплошь в розовых тонах.

Кажется, до свободы можно подать уже рукой, тем более что по “странному” стечению обстоятельств досиживать отправили его на родину — в Рязанскую область, где помогают и стены. Оставалось сделать один только шаг…

После скандала с Будановым неведомый до того механизм освобождения зэков нам известен теперь в совершенстве. Зная этот механизм, совсем нетрудно найти причину удивительного милосердия, что проявило к Пузырю правосудие.

Комбинация по его освобождению была продумана детально, до мелочей. (В шахматах такое называется двухходовкой.)

Сначала — минувшим летом — федеральный судья Рязанского райсуда Черноусов снижает ему срок на три с половиной года. (Вместо пятнадцати положенных лет Степахову предстоит отсидеть только одиннадцать с половиной.)

А ровно через месяц тот же самый судья Черноусов досрочно выпускает его на волю. Две трети нового срока-то Пузырь уже как бы отсидел.

Как водится, свою роль сыграла и лагерная администрация. В ходатайстве, отправленном в суд, начальник колонии перечислил многочисленные заслуги раскаявшегося во всех грехах Степахова. Не забыл указать даже, что он ежедневно посещает храм и соблюдает все церковные традиции…

Я не знаю, в какую сумму обошлась “слонам” эта триумфальная операция. Не знают этого и милицейские сыщики — те, что прервали когда-то кровавую карьеру Пузыря.

А еще они не знают, где скрывается сейчас бандит и убийца Леонид Степахов. Сразу после освобождения он исчез.

Впрочем, это уже дело времени. Рано или поздно — сомнений нет — Пузырь обязательно даст о себе знать. Ждите…

* * *

Все без исключения жертвы Степахова носили чисто русские, исконные фамилии: Кочетков, Архипов, Ермошин, Акишин…

Чеченцев среди них не было. Как в воду глядел — ибо в противном случае сидеть бы ему от звонка до звонка…

Я не симпатизирую Буданову. Один убийца не может быть лучше другого. Пуля не разбирает национальностей. В отличие от суда и комиссии по помилованию…



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру