Сплошные права президента

30 сентября 2004 в 00:00, просмотров: 436

Ох, не случайно внесение президентом закона о назначении губернаторов совпало по времени с внесением закона, отменяющего День Конституции как государственный праздник и выходной день! Оснований считать Россию “федеративным государством”, как это записано в нашем Основном законе, все меньше и меньше...


Когда глава государства сообщил, что губернаторов впредь он будет выбирать сам, но при участии законодательных собраний областей и республик, некоторые политики и политологи говорили: “Сейчас губернаторы подминают под себя законодательные собрания, а теперь роль местных парламентов невиданно возрастет”. Но когда прочитаешь подготовленный Кремлем закон, становится ясно как божий день: законодательные собрания не “подняли”, а “опустили”. Их роль в процедуре назначения региональных начальников — декоративная.

Смотрите сами. Если вдруг предложенная президентом кандидатура депутатам не понравится и они ее отклонят (в нынешних условиях и представить такое страшно), президент может внести ту же кандидатуру (или другую — как захочет). Если местные депутаты, продолжая безумствовать, отвергнут и ее — все. Цирк заканчивается. Президент вправе на мнение депутатов наплевать и назначить отвергнутого (или кого захочет) “временно исполняющим обязанности” на неопределенный срок. И что?

А ничего. Да, у местных парламентариев остается право выражать недоверие президентским назначенцам. А у президента остается право проигнорировать это недоверие и оставить своего избранника на посту. И что? Опять ничего...

Скажите, какой тогда смысл в голосовании “за” или “против” предложенных кандидатур или в выражении недоверия главе региона? И будет ли такой назначенец считаться с региональным парламентом в других вопросах?

Говорят, что процедура назначения губернаторов будет очень напоминать процедуру назначения премьера (он должен пройти через утверждение Госдумой). Но лишь “напоминать”. Конституция четко предписывает президенту в случае отклонения его кандидатур назначить и.о. премьера и распустить Госдуму, организовав досрочные парламентские выборы. В случае неутверждения президентских избранников на пост губернатора роспуск законодательных собраний регионов не обязателен, а лишь возможен: главе государства дается право самому решать, идти на такую крайнюю меру или нет. Правда, есть подозрение, что ко второму чтению этот пункт законопроекта (как, впрочем, и некоторые другие) будет ужесточен: сейчас для Кремля главное — не получить перед первым чтением слишком много отрицательных отзывов из регионов, потому что если более одной трети областей и республик закон не поддержат, принимать его в таком виде нельзя...

Не очень понятно, как проводимая в таком виде реформа стыкуется с официально объявленным намерением развивать партийную систему сверху донизу и повышать авторитет парламентов.

А у президента — одни сплошные права. Чуть ли не единственное ограничение — по срокам: он должен вносить кандидатуры на пост главы региона “не позднее чем за 35 дней до истечения его полномочий”. И еще — предлагать можно только граждан России не моложе 30 лет. Зато снять своих назначенцев президент сможет в любое время дня и ночи: “в связи с утратой доверия”, “за ненадлежащее исполнение обязанностей”, воспользовавшись недоверием, выраженным региональным парламентом, и “в иных случаях”... Появляется у президента и дополнительное право: распускать своим указом Законодательное собрание региона, если вдруг оно примет несоответствующее федеральному законодательству решение и будет на нем настаивать, не взирая на постановление суда. Между прочим, сейчас распустить региональный парламент можно лишь специальным законом, который должна принимать Госдума...

Всякие ограничения — сколько сроков можно сидеть в губернаторском кресле — снимаются. Хоть всю жизнь. А сам срок ограничен так: “не более пяти лет”. Сколько именно — определят местные законодатели. Это, пожалуй, единственное, что им позволено определить самим. Можно не сомневаться: начинается “эра вечных губернаторов”, которых верховная власть будет перебрасывать из региона в регион, с Камчатки на Ставрополье и наоборот, тасуя кадры как карточную колоду. Выслужившихся в бедном регионе пошлют в богатый, тех, кем недовольны, станут двигать в обратном направлении...

Первый зам. главы президентской администрации Владислав Сурков, рассказывая о законе, почти пообещал назначенным губернаторам расширение полномочий и чуть ли не контроль за федеральными ведомствами на местах. Но текст закона этого в обязательном порядке не предполагает. Опять у президента и правительства есть право поручать губернаторам исполнение некоторых дополнительных контрольных функций. Или не поручать.

Предполагается, что все избранные губернаторы досидят свои сроки до конца. Но на их месте я бы на это не рассчитывала. Тем более что закон значительно упрощает процедуру временного отстранения губернатора от занимаемой должности. Достаточно возбудить против него уголовное дело и предъявить обвинение. У нас что, с этим проблемы? А потом президент, получив обращение Генпрокуратуры, своим указом отстранит подследственного — конечно, до решения суда. Но следствие у нас иногда тянется годами... Глядишь, и срок весь выйдет. Можно не сомневаться: многие из оказавшихся в подобной ситуации губернаторы предпочтут написать заявление об отставке...

Мы опять даем традиционный российский ответ на угрозы: всех выстроить, а потом сетовать, что хороших кадров нет, а те, что есть, безынициативны, вороваты и ненадежны.




Партнеры