Длинная, зеленая, пахнет колбасой...

2 октября 2004 в 00:00, просмотров: 689

И кого же сейчас удивишь поездкой в пригородной электричке? А между тем еще в конце 1920-х такие поезда казались настоящим чудом техники. Ровно три четверти века назад началось регулярное движение электричек.

Сами эти термины — “пригородный поезд” и “электричка” — для наших прадедушек отнюдь не были синонимами. Электричками в старину привыкли называть трамваи (чтобы отличать электрифицированные вагоны от тех, что катили на конной тяге), а пригородные поезда...

В 20-е годы, когда резко возросло число людей, ездящих из области в столицу — на работу и обратно, — местные поезда оказались перегружены. Попытались было выйти из положения, увеличив количество вагонов (иногда их цепляли по 15—17), но тогда скорость “дачников” стала совсем маленькой — километров 12 в час. Выход из создавшегося положения был только один: пустить на пригородных маршрутах электропоезда. Переход на электрическую тягу решили начать с Ярославского направления Московской железной дороги (тогда оно называлось Северным). Первым “одели в провода” 18-километровый участок пути от Москвы до Мытищ.

В конце лета 1929 года начались пробные рейсы на электрифицированном участке. А с 1 октября 1929 года было открыто регулярное движение электричек между Мытищами и Москвой. Здесь курсировали 8 трехвагонных поездов типа “Св”.

Первый опыт оказался удачным, и уже через несколько лет быстроходные электропоезда стали ходить до Загорска, Щелкова, Балашихи, Раменского... Порой не все шло гладко. Часто подводило электрооборудование, изготавливаемое на столичном заводе “Динамо”. А для ремонта его у железнодорожников не было возможностей. Ветераны вспоминают, что при поломке тягового электродвигателя депо нанимало... ломового извозчика. Ему на подводу грузили неисправный движок и отправляли в цех завода “Динамо”.

Немало испытаний принесла Отечественная война. Поддавшись охватившей столицу панике, руководство НКПС в середине октября 1941-го отдало приказ вывести из эксплуатации все электрифицированные участки. Контактные провода вывозили в тыл, фарфоровые изоляторы попросту разбивали кувалдами... А некоторые электрички ожидала совсем иная судьба: их везли навстречу наступающим на Москву немецким армиям и в прифронтовой зоне взрывали прямо на перегонах! Это был один из вариантов заградительных работ на железных дорогах Подмосковья. О том, насколько он оказался эффективен, свидетельствует исторический факт: фашисты так и не смогли воспользоваться железными дорогами в Московской области.

После войны электрификация пригородных линий пошла еще активнее. Вечером 12 октября 1960 года от платформы Казанского вокзала в сторону Куровской отправился последний в истории Московского железнодорожного узла дачный поезд, который тащил паровоз. Отныне все пригородное движение в Подмосковье перешло на электрическую тягу.




Партнеры