По пути СССР

В четверг вечером в Смоленске, в кинотеатре “Современник”, завершился Первый фестиваль стран СНГ и Балтии “Восток—Запад. Новое кино XXI век”. В конкурсе участвовало 15 картин, созданных за последние пять лет в бывших союзных республиках (исключая Туркменистан). Россия, как страна с наиболее развитой киноиндустрией, представила два фильма — “Игры мотыльков” Андрея Прошкина и “Русское” Александра Велединского. Жюри, в свою очередь, решило поощрить развитие национальных кинематографий — всех, кроме российской.


“Решение жюри должно целиком отвечать главной задаче фестиваля — восстановить прокатное пространство бывшего СССР”, — такие заявления на смоленском форуме звучали постоянно. Лозунг красивый, что за ним стоит — пока непонятно. Очевидно, что для роста прокатных возможностей необходима мощная индустрия, а где ее взять при отсутствии инвестиций? Главный же смысл нового фестиваля в Смоленске, как нам кажется, — межнациональная кинематографическая разрядка, пускание пара и удобрение почвы для будущих коммерческих преобразований. Развивающийся российский бизнес дал уникальную возможность удовлетворить творческие амбиции актеров и режиссеров ближнего зарубежья. Поэтому все “Фениксы” — призы фестиваля — разлетелись по этому самому прокатному пространству.

Гран-при фестиваля жюри во главе с продюсером Владиленом Арсеньевым присудило фильму Вагифа Мустафаева “Национальная бомба” (Азербайджан). В Смоленск картина перекочевала из конкурса последнего Московского международного кинофестиваля, где была довольно тепло встречена критикой. А приз за лучшее исполнение мужской роли получил актер “Национальной бомбы” Автандил Махарадзе, известный российским зрителям прежде всего по ставшей этапной в нашем кинематографе картине Тенгиза Абуладзе “Покаяние”. Также особого упоминания жюри была удостоена работа композитора Гии Канчели.

Три приза достались и белорусской ленте “Прикованный”, снятой легендарным постановщиком фильма “Меня зовут Арлекино” Валерием Рыбаревым: награду за лучшую женскую роль получила Алла Клюка, лучшим оператором был назван Валерий Мюльтаут, а особого упоминания жюри заслужила художник-постановщик Наталья Кочергина.

Две другие картины, которые, по слухам, считались главными претендентами на Гран-при, также не обидели наградами: обласканная чуть раньше на “Киношоке” киргизская “Сельская управа” Эрнеста Абдыжапарова в Смоленске получила приз за режиссуру, а латвийская “Мистерия волостной управы” Яниса Стрейча удостоилась специального приза жюри. И, наконец, награду за лучший сценарий вручили сценаристам армянского фильма “Веселый автобус”.

Небольшую заминку вызвало награждение главным призом короткометражной программы фильма “Синоптик” Елены Пашинцевой. Режиссер поднялась на сцену со словами:

— Вчера исполнилось 40 дней со дня смерти Виктора Авилова. Я хотела бы передать этот приз его партнеру по нашему фильму и по жизни — его жене Галине Галкиной.

Зал кинотеатра “Современник” встал и стоя аплодировал г-же Галкиной, поднявшейся на сцену со слезами на глазах. Также приз в короткометражном конкурсе получила талантливая картина “Мертвое тело” режиссера Бориса Мирзы.

После раздачи слонов смоляне и гости фестиваля смогли увидеть один из самых грандиозных российских кинопроектов этого года, о котором “МК” не раз писал, — фильм Карена Шахназарова “Всадник по имени Смерть”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру