Природа - под охраной

Стенограмма пресс-конференции в "МК" главы Министерства природных ресурсов России Юрия ТРУТНЕВА.

27 сентября, 15.30

Ведущий: I-й заместитель главного редактора газеты "Московский комсомолец" Андрей Лапик:

- Всех приветствую в пресс-центре "МК". У нас в гостях Министр природных ресурсов России Юрий ТРУТНЕВ.

Ю.Трутнев:

- Пожалуйста, я к вашим услугам. Если есть вопросы, задавайте.

Вопрос журналиста.

- Когда состоится аукцион по Сахалину 3? И будут ли у кого-то

приоритетные права?

Ю.Трутнев:

- Аукцион по Сахалину 3 будет проходить в 2005 году. Надеюсь, что если мы успеем подготовить условия, то в начале этого года. Что касается приоритетных прав, то само по себе название аукцион, как мне представляется, исключает возможность наличия приоритетных прав у кого бы то ни было из участников.

Вопрос журналиста.

- Правда ли что за участие в аукционе по Сахалину 3 предлагалось заплатить 1 млр. долларов?

Ю.Трутнев:

- То, что я не предлагал, это точно.

Вопрос журналиста.

- Юрий Петрович, в каком состоянии сейчас находится тот процесс по незаконным постройкам в природоохранной зоне? Когда будут сносить эти объекты?

Ю.Трутнев:

- Прежде всего, в двух словах, что мы делали в Московской области. Я послезавтра в Госдуме буду более подробно рассказывать об этой работе. Смысл в том, что мы просто постарались проверить то, что в Московской области происходит с точки зрения соблюдения природоохранного законодательства. Там есть два основных, наверное, закона, две основные информации, это прежде всего, с точки зрения перевода лесов и второе, с точки зрения водоохранных территорий. По результатам проверки могу сказать, что выявлены сотни нарушений. Нарушениями этими будем заниматься не мы. Нарушениями, естественно, будет заниматься прокуратура. Наша задача была я проверить, зафиксировать и направить соответствующие материалы в прокуратуру и суд. Решение принимается, сегодня уже возбуждено 13 уголовных дел. По ряду исков принято решение о сносе. Не хотел бы, чтобы Министерство природных ресурсов представляли министерством с бульдозером наперевес. Наша задача немножечко другая. Я хочу на ней чуть подробнее остановиться. Наша задача устранить те деформации в законодательстве, которые, собственно говоря, и привели к массовым нарушениям. Кроме того, мы считаем, что есть существенные потери. Потери эти исчисляются миллиардами долларов, поскольку все-таки земля, как собственность, принадлежит государству. Естественно при продаже земли, особенно такой земли, как в Подмосковье, средства должны попадать в бюджет Российской Федерации. Сегодня все совершенно не так организовано, организовано таким образом, что деньги в бюджет попадают минимальные, все остальное остается уже на следующем переделе коммерческом и оседает в карманах и чиновников, и бизнесменов, которые специализируются на этом виде рынка. Мы считаем, что все-таки эту вторую деформацию тоже важно устранить.

Вопрос журналиста.

- Против кого уже заведены уголовные дела, на чиновников или же на застройщиков?

- Достаточно сказать, что два уголовных дела возбуждено против глав районов Московской области я Красногорского и Одинцовского. Нарушений много действительно. Достаточно сказать, что очень часто чиновники брали на себя ответственность принимать заведомо незаконные решения. Например, они переводили эти леса из первой группы я под застройку. Хотя вообще-то это компетенция даже не министерства, это компетенция правительства Российской Федерации, то есть подпись под переводом лесов должна быть председателя правительства. Тем не менее это делалось на уровне районной администрации. Таким образом законодательство нарушалось. При этом тоже не хотелось бы, чтобы в этом случае застройщики рассматривались как сугубо такая пострадавшая сторона. Мы этим вопросом интересовались, интересовались довольно внимательно. Могу сказать о том, что зачастую люди, которые получали такие бумаги прекрасно понимали, что бумаги они получали липовые. Другой разговор, что желание получить за бесценок ценную землю, желание решить свои проблемы, оказалось сильнее и они соглашались принять бумаги именно такого свойства и содержания.

Вопрос журналиста.

- Как обстоят дела с лицензией "Юганскнефтегаз", принято ли решение об ее отзыве?

Ю.Трутнев:

- Имеется в виду выдача лицензий или отзыв? Потому что все лицензии на самом деле у "Юганскнефтегаз", насколько я знаю, есть. К нам поступило обращение от Госналогслужбы, которое свидетельствует о том, что "Юганскнефтегаз" перестал платить налоговые платежи и они обращают наше внимание на то, что уплата налоговых платежей является частью лицензионного соглашения. Мы обязаны это обращение рассмотреть. Я думаю, что комиссия будет проведена на этой неделе. Мы к ней готовимся, предвосхищать результаты работы комиссии я сейчас не готов, это неправильно. Давайте я отдельно уточню, когда мы будем готовы. Потому что это зависит не от какого-то графика, не от какого-то календаря, это зависит от того, что перед любым заседанием по отзыву лицензии мы обязаны провести проверку. Это правило. Поэтому сейчас люди этим занимаются, они отправлены на место, изучаются лицензии, как они будут готовы, мы проведем комиссию, раньше не сможем. Поэтому мы удовольствием об этом вам через пресс-службу сообщим.

Вопрос журналиста.

- Когда в последний раз Минприроды проверяло рЮганскнефтегазс, если были такие проверки?

Ю.Трутнев:

- Честно говоря, серьезную работу по такой системной проверке лицензионных соглашений мы начали полтора месяца назад. Я могу сказать, что до начала этой работы практически лицензии в России не отзывались. Мы приняли буквально два или три первых решения по отзыву лицензий. Эти решения прошли. Они публичны, вы ими можете в любой момент поинтересоваться. Поэтому эта работа начинается, она касается отнюдь не только "Юганскнефтегаза". "Юганскнефтегаз" мы проверяем в соответствии с конкретным обращением Госналогслужбы. Общий подход к проверке лицензионных соглашений очень простой. Мы проверяем прежде всего те лицензии и те компании, которые не эксплуатируют месторождения полезных ископаемых. Мы исходим из того, что нарушений может быть много. Важно со всеми ними разобраться, учитывая, что лицензионных соглашений 16 тысяч. Прежде всего мы считаем важным разобраться в тех ситуациях, когда государство вообще ничего не получает за эксплуатацию месторождения полезных ископаемых. Т.е. лицензия получена, но люди ничего не делают. Вот начали с этого.

Вопрос журналиста.

- Будет ли предоставлен "Юганскнефтегазу" трехмесячный срок для устранения выявленных недостатков?

Ю.Трутнев:

- Трехмесячный срок на исправление указанных недостатков оговорен законодательством Российской Федерации. Поэтому даже, если комиссия будет принимать решение о том, что нарушения "Юганскнефтегазом" действующего законодательства и лицензионного соглашения являются существенными, то предоставление трехмесячного срока оговорено соответствующими статьями действующего закона о недрах. Это обязательный порядок.

Вопрос журналиста.

- Рассматриваться будут все лицензии?

Ю.Трутнев:

- Понимаете, я не хочу и не могу предвосхищать решение комиссии. В комиссию входят специалисты, люди выехали на проверку. Комиссия будет заседать, возглавлять ее будет Анатолий Аркадьевич Тенкин я замминистра природных ресурсов. Поэтому комиссия примет решение и вас проинформирует. Пока только могу сказать, что даже в случае нахождения комиссией серьезных и существенных недостатков, тем не менее трехмесячный срок будет объявлен.

Вопрос журналиста.

- В доработанном проекте Лесного кодекса осталось упоминание собственности на лес или речь пойдет только об аренде? И будут ли там оговорены условия глубокой обработки леса внутри страны или это не задача этого документа?

Ю.Трутнев:

- Нет никаких сомнений, что Лесной кодекс создает дополнительные условия для глубокой переработки леса. Вопрос только в том, достаточны ли эти условия для того, чтобы эта переработка началась? На мой взгляд я нет. На мой взгляд выдача новой редакции Лесного кодекса недостаточна для, того, что бы повсеместно по территории РФ начали строить деревообрабатывающие, фанерные, целлюлозно-бумажные комбинаты. Мы знаем, что сегодня на нашей древесине строятся комбинаты в Китае, Финляндии. Мы же в основном зарабатываем просто на спиливании круглого леса, при этом, конечно, очень много теряем. Убежден, что для того, чтобы этот процесс изменился нового закона мало, надо еще и построить инфраструктуру. Смотреть над созданием целого комплекса условий, которые будут мотивировать инвесторов. Я только что закончил проведение рабочей группы консультативного совета по иностранным инвестициям. И уже сказал своим собеседникам, руководителям крупнейших западных компаний, что к большому сожалению, в основном, они интересуются инвестициями в Россию, связанными с добычей углеводорода. Все остальные отрасли их как-то не очень волнуют. Мы все-таки надеемся, что этим их инвестиционные интересы не ограничатся. Что касается частного права, то в новой редакции Лесного кодекса, которая вносится я я не могу сказать, внесена ли она сегодня, потому что ее вносит Греф, а не я я но там прежде всего оговорится, конечно, аренда. Частной собственности на лес в данной редакции Лесного кодекса не предусмотрено.

Вопрос журналиста.

- Какие сроки проверки лицензий?

Ю.Трутнев:

- Давайте посчитаем вместе. На одном заседании комиссии мы в состоянии посмотреть 5-7 месторождений, больше вряд ли. Заседание комиссии проходит один раз в две недели. Лицензий сейчас в России работает 16 тысяч. Поэтому ответ на вопрос, когда закончится эта работа прост я никогда. Работа должна вестись в постоянном режиме. Государство должно постоянно осуществлять мониторинг выданных им лицензий или заключенных договоров. Я абсолютно в этом убежден. Другой разговор, что сегодня состояние, извиняюсь, немножечко расхристанное. Сегодня довольно большая часть лицензий не выполняется, причем не выполняется грубо. Я уже сказал, что самыми грубыми нарушениями мы считаем просто не ввод месторождений в эксплуатацию.

Вопрос журналиста.

- Сколько компаний с уже выявленными нарушениями?

Ю.Трутнев:

- Около 23 процентов запасов сегодня выведены из эксплуатации за счет того, что лицензии выданы, но месторождения не осваиваются. То есть ничего не разведывая, мы можем дополнительно прирастить почти четверть. По закону "О недрах".

Вопрос журналиста.

- Какие условия предусмотрены для выдачи лицензий в новом законопроекте?

Ю.Трутнев:

- Прежде всего, мы постараемся, чтобы перечень лицензионных требований был унифицирован, чтобы мы сразу определились, желательно на уровне закона по перечню одинаковых и понятных для всех требований. Что именно государство, это с одной стороны. А с другой стороны, мы постараемся, чтобы не так как сейчас индивидуально поднимать каждую компанию.

Чтобы совершенно точно компания знала, что при таком-то нарушении следующего пункта лицензионного соглашения со стороны государства следуют следующие меры. Чтобы не чиновники принимали решение, а это тоже было законом прямого риска.

Вопрос журналиста.

- Поступают ли жалобы по другим рдочкамс "Юкос"? Каков процент цены компании составляет лицензии на то или иное месторождение?

Ю.Трутнев:

- Нет, по другим дочкам никаких заявлений не поступало. Процентов цены? Вне всякого сомнения для любой добывающей компании, потеря лицензии, это уменьшение стоимости в разы. Я думаю, что это ни для кого секретом не является.

Вопрос журналиста.

- Какая существует система по выдачи лицензий компаниям на добычу ископаемых?

Ю.Трутнев:

- Мы пытаемся найти ответ на этот вопрос буквально в постоянном режиме. В том числе сегодня будет очень большое совещание вечером на эту тему я совместно с Минэкономразвития. На самом деле и тот, и другой способ имеет и преимущества, и недостатки. Могу сказать сейчас не о системе, а о принципах. Мы совершенно точно убеждены в одном, что в такой-то системе не выдавало государство права на эксплуатацию месторождений полезных ископаемых. Общий знаменатель должен быть один и тот же. Поэтому мы должны очень четко ограничивать перечень требований со стороны государства. Например, срок ввода месторождения в эксплуатацию, темпы отбора, но точно также четко настаивать на их выполнении. Сегодня, как я уже сказал, у нас есть масса месторождений, права на которые выданы несколько лет назад, есть 10 лет, 14. Которые просто не эксплуатируются и из лицензионных соглашений вынуты все существенные принципы отношений. То есть лицензионные соглашения в процессе их как бы эволюции, деградируют. Компании потихоньку вымывают из них существенные принципы отношений с государством. С этим совершенно очевидно, новый закон должен покончить. Как при этом будет называться документ, регламентирующий отношения я лицензия или договор, собственно говоря, на наш взгляд, имеет в данном случае второстепенное значение. Потому что это оболочка договора, а его содержание будет таким как я говорил. Оно будет прописано в закона, не чиновник будет решать, что там написать. Я думаю, что в самое ближайшее время мы представим модель закона о недрах и ответим на ваш вопрос.

Вопрос журналиста.

- Будут ли ограничения для иностранных компаний?

Ю.Трутнев:

- У Минприроды не вызывает напряжения участие иностранных компаний в освоении российских месторождений. Вызывает напряжение, когда иностранные компании участвуют, получают права на пользование недрами, но ими не пользуютсят. Государство оставит за собой право по отдельным месторождениям полезных ископаемых объявлять закрытые аукционы только для национальных компаний. О том, что аукцион будет закрытым, планируется объявлять публично и заранее. По каким видам ископаемых будут проводиться такие аукционы - мы пока обсуждаем.

Вопрос журналиста.

- Какова судьба закона по контролю за экологическому аудиту?

Ю.Трутнев:

- Законом занимаемся мы, а контролем будет заниматься новая служба надзора, организованная при правительстве Российской Федерации, там будет отдел.

Вопрос журналиста.

- Есть ли новый закон о геологических запасах? И какая классификация запасов существует?

Ю.Трутнев:

- Мы постараемся внести Закон "О недрах" до 30 октября. Что касается классификации запасов, есть несколько общих принципов, которые уже очевидно лягут в основу нового закона "О недрах". Это предоставление сквозных лицензий, т.е. предоставление лицензий на разведку и на эксплуатацию. Это предоставление лицензий на весь срок необходимый для эксплуатации месторождений. Это унификация аукционных требований и классификация лицензионных соглашений или договоров в зависимости оттого, что это будет. Это переход на мировую систему классификации запасов. Чтобы они не были вынуждены вести запасы сразу в нескольких системах.

Вопрос журналиста.

- Будет ли предложен перевод лесов по международной системе?

Ю.Трутнев:

- В законе о недрах будет предложен переход на международную систему перевода лесов.

Вопрос журналиста.

- Какие меры ожидают тех, кто уже построил свои дома в природоохранной зоне?

Ю.Трутнев:

- Я думаю, что по отношению к тем постройкам, которые уже возведены, если это не самозахват, если не по принципу, что человек просто взял и ни с кем не разговаривая на эту тему, просто взял и поставил дом, не получая ни разрешения, не подписывая какие бы то ни было документы. В этих случаях меры могут быть и хирургическими. Во всех остальных, я не думаю, что снос это что-то полезное для людей. Поэтому думаю, что санкции должны быть экономические.

Вопрос журналиста.

- Появятся ли новые правила для перевода лесов для строительства?

Ю.Трутнев:

- Мы будем выходить с тем, чтобы менять существующие правила. Дело в том, что с одной стороны, визуально ценз очень велик. То есть для перевода сегодня лесов из первой группы не лесные, необходима подпись председателя правительства. Выше уже себе трудно представить. В то же время, мне кажется, что это в определенной степени формальное требование, потому что мы совершенно одинаково думаем и понимаем, что не может председатель правительства разбираться с тем, насколько правильно перевести леса из первой группы для строительства дорог... Я думаю, что значительную часть полномочий по переводу лесов можно делегировать субъектам Российской Федерации.

Вопрос журналиста.

- Какова ситуация по освоению новых месторождений в восточной Сибири?

Ю.Трутнев:

- На будущий год у нас в два раза увеличено финансирование по геологоразведке, в т.ч., если говорить о геологическом изучении Восточной Сибири, то оно в программе играет приоритетную роль.

Вопрос журналиста.

- Как будет проходить перерегистрация лицензий у тех, у кого они уже есть?

Ю.Трутнев:

- Скорее всего, она будет необходима, но я думаю, что она будет носить чисто физический характер. Мы исходим из того, что ставить дополнительные препятствия инвесторам с точки зрения переоформления лицензий, нет нужды. То есть в новом законе будет прописан уже несколько другой порядок при регистрации.

Вопрос журналиста.

- Будет ли внесены дополнительные поправки в закон?

Ю.Трутнев:

- Скорее, нет. Вряд ли есть смысл, потому что мы 30 октября будем выносить новый закон.

Вопрос журналиста.

- Какие еще компании будут проходить проверку их деятельности и лицензий?

Ю.Трутнев:

- Я думаю, что это следующий блок работы Министерства природных ресурсов. Если сейчас говорить о наших ближайших планах, то прежде всего мы завершаем ту аналитическую часть, которая связана с проверкой лесов по Московской области в отношении природоохранного законодательства. Это первое. Второе я закон "О недрах", я уже сказал, что новая редакция, мне кажется, что это очень важный для России закон. В любом случае мы затрагиваем сферу, в которой сегодня формируется 50 процентов бюджета страны. Наконец, третье, сейчас тоже в таком постоянном режиме идут консультации на тему изменения системы налогообложения. Не могу ответить сейчас на вопрос я каковыми будут наши предложения я потому что сталкиваются противоположные позиции: от тех, что менять не нужно ничего. Портить компании уже существующим бизнес-планом для тех, что необходима дифференциация ставки НДПИ и что сегодняшняя существующая система налогообложения мешает эксплуатировать истощенные месторождения. И после осуществления этой работы, я думаю, что мы возьмемся за законодательство в сфере экологии. Я убежден, что у нас очень много проблем. Начнем с простой вещи. Вы знаете, что коммунальные стоки в России более, чем на 90 процентов не очищаются. С одной стороны, прекратить это сейчас одновременно невозможно, потому что все водоканалы надо остановить. И вся система водоснабжения городов прекратит существование. Мы одинаково должны понимать, что мы постепенно приводим в какое-то непотребное состояние реки страны, в которой мы живем. Поэтому какая-то система постепенная, направленная на то, чтобы сбрасывать стоки в неочищенном состоянии я это система налогообложения. Я хочу поблагодарит Вас за заданные вопросы и пожелать успехов.

Завершение пресс-конференции.

Конец стенограммы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру