Орел или решка?

Предвыборные дебаты для кандидатов в президенты США Буша и Керри не просто словесный поединок. Это схватка за рейтинг, за популярность, дуэль, исход которой может определить итог самих выборов, до которых осталось всего 25 дней. На первом раунде 30 сентября Буш, который до этого опережал Керри, уронил свой рейтинг с 52% до 41%, а его соперник, наоборот, приподнялся в глазах американцев.


И вот в пятницу, 8 октября, Буш и Керри вновь публично скрестили шпаги. В этот раз тема дебатов — внутриполитические проблемы. Продолжительность словесной схватки — 90 минут. В течение всего этого времени соперники не имеют права покидать свои кафедры и приближаться друг к другу, как это сделал Гор во время дебатов с Бушем в 2000 году. Более того, соперники не имеют права задавать непосредственно вопросы друг другу! Но им разрешено делать заметки (ручки и блокноты заранее проходят проверку у секундантов. А вдруг в ручках спрятаны секретные технические шпаргалки, а в блокнотах — предварительные заготовки?!). На косвенные вопросы оппонента ответы не должны превышать одной минуты. Задающий вопрос имеет 30 секунд на ответ.

Перед началом дебатов участники, как и боксеры, обмениваются рукопожатием и расходятся по своим углам, то есть кафедрам. Подставлять “табуретку” для увеличения роста запрещено. Задники у обеих кафедр должны быть одинаковыми. Аудитории запрещено реагировать на ход дебатов (аплодировать), она должна безмолвствовать, как народ в финале пушкинского “Бориса Годунова”. Состав аудитории: одна треть — сторонники Буша, одна треть — сторонники Керри, одна треть — нейтралы и неопределившиеся. Телеканалам запрещено показывать в кадре одного спорщика, когда говорит другой. Телеканалы не имеют права показывать кого-либо из зрителей, включая членов семейств соперников, начиная с первого вопроса до заключительного.

Начало задавания вопросов разыгрывается в орла и решку. Победитель получает право выбрать по своему усмотрению: или первым задать вопрос, или же первым выступить с заключительным словом.

Первый раунд, второй раунд... Сравнение президентских дебатов с боксерскими поединками стало уже традицией в американских массмедиа. В дебатах, как в бою, нет мелочей. Ведь первый раунд Буш во многом проиграл потому, что выглядел подавленным, сердился, строил гримасы.

По словам Билла Каррика, консультанта по президентским кампаниям, жесты, осанка, тембр голоса соперников составляют в глазах зрителей 75 процентов их мнения о том, достоин ли тот или иной кандидат президентского кресла.

Первое, что видят зрители-избиратели на экране телевизора, — это лицо кандидата. Керолайн Китинг, профессор психологии Колгейтского университета, специалист по расшифровке выражения и гримас лица, говорит, что лицо Керри “контрастно”. Его похожий на наковальню подбородок свидетельствует о силе и властности. Но его опущенные брови отражают возраст. Чтобы компенсировать этот недостаток, Керри должен, по мнению Китинг, чаще улыбаться. К счастью, продолжает наш профессор, Керри обладает “жизнерадостно-вертикальной прической. Эта дикая, возбуждающая прическа ассоциируется с молодостью”. (Республиканцы характеризуют прическу Керри как “тщеславную”.)

Что касается Буша, профессор Китинг обращает внимание на овал его лица, округлость которого, усиленная короткой стрижкой, выражает тепло и доступность, иногда — мальчишество. Властность в лице президента заключена в его узких глазах и тонких губах. Но когда в приступе волнения он начинает моргать и облизывать губы, это роняет его в глазах публики.

Так что на дебатах самое главное в прямом смысле слова — подать товар лицом. И не только. Встречают, как известно, по одежке. В 1960 году, во время дебатов Никсон—Кеннеди, Никсон имел неосторожность появиться в сером костюме. Задняя кулиса дебатов тоже была серой. Сливаясь с ней, Никсон становился серятиной в подсознании зрителей. С тех пор, наученные горьким опытом Никсона, кандидаты предпочитают не экспериментировать с одеждой. Их обычная униформа — темно-синий шерстяной костюм. Пиджак должен плотно прилегать к телу. Сорочка должна быть белого цвета, а галстук — властного, то есть красного цвета.

Буш в последнее время предпочитает французские манжеты с французскими же запонками. Это создает и усиливает впечатление того, что он босс. Керри носит на руке желтый браслет знаменитого велогонщика Лэнса Армстронга, вернее фонда его имени, членами которого являются люди, победившие рак. Браслет, по мнению имиджмейкеров, придает Керри “атлетический ореол”.

Жесты и жестикуляция спорщиков — мерило их уверенности в глазах зрителей. Кевин Хоган, консультант по ораторскому искусству, говорит: “Джон Керри имеет военную выправку, прямую спину. Это производит сильное впечатление. У Джорджа Буша заметна легкая сутуловатость, что будет работать против него”. Керри значительно выше Буша. Но имиджмейкеры считают, что, если Буш не станет суетиться, он сможет нейтрализовать превосходство соперника в росте... жестикулируя. Согласно наблюдениям Хогана, Буш жестикулирует естественно, когда чувствует себя раскованно. И тогда ему удается выглядеть искренним. Его козырной жест — движение автомобильного “дворника” — от сердца, что как бы подчеркивает сердечность аргументации.

Однако, несмотря на присутствие всей этой занимательной “науки дебатировать”, речь идет об очень серьезном деле — об умении говорить с народом. Без этого умения даже деньги не купят тебе Белый дом. А умение говорить с народом нельзя приобрести, не общаясь с ним. Вот почему американские праймэрис, предварительные выборы, длятся так долго, многие месяцы. Кандидаты вынуждены обрекать себя на этот марафон. Народ их избирает. И с этим ничего не поделаешь.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру