“Пятерка” по магоязу

Школа все больше становится штучным производством. Современные учебные заведения весьма разнообразны: помимо традиционных, существующих еще с советских времен спецшкол, где углубленно изучаются иностранные языки, математика или физика, появились многочисленные гимназии и лицеи с “уклонами” — биологическим, химическим, литературным, историческим, правовым, информационным, техническим и т.д. Но даже на фоне этого многообразия выделяются АВТОРСКИЕ ШКОЛЫ.

Учеба в них строится по методике, разработанной “отцом-основателем” — педагогом-новатором. Возьмем, к примеру, сверхинтенсивное обучение. Оно полезно в тех случаях, когда необходимо за короткое время — скажем, перед экзаменами — повторить весь пройденный материал. Не секрет, что многие предметы даются в школе скучно и запутанно, дети с трудом их осваивают (а то и вовсе “проходят мимо”). Однако сдавать экзамены предстоит всем. Вот тут-то и пригодится интенсив.

— Вы должны запомнить только одно: сумма углов треугольника всегда равна 180 градусам, — поясняет учитель-новатор одну из главных тем геометрии. — Остальное следует из этого: теорема пересечения высот треугольника, три правила его равенства и подобия, свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра.

Ребята слушают открыв рот. Так их еще никто никогда не учил.

— Смотрите, — педагог показывает рисунок треугольника, — зная один угол и длину двух сторон или два угла и одну сторону, легко нарисовать любой треугольник.

И тут же демонстрирует пример на доске. Объяснять сложное через простое, опираться не на зубрежку, а на понимание — основа этих уроков. Автор методики первым применил интенсив в математике и естественных науках, до этого считалось, что он годится лишь для иностранных языков. Для этого педагог отказался от традиционного “линейного” обучения, когда темы следуют строго одна за другой. Он берет самый сложный раздел учебника и начинает объяснение с него. Вокруг центра строится остальное. Если ученик помнит главное, считает учитель, то частности восстановит. Новатор сравнивает учебу с разглядыванием картины: если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, получится ли представление об изображении. Но именно так сегодня преподают в школе. А если вначале дать общее объяснение, то кусочки легко встанут на место, и мозаика сложится.

Еще одна оригинальная методика практикуется в московской школе самоопределения. Главное в образовании, по мнению ее автора, не сумма полученных знаний, большая часть которых скоро забудется, а возможность индивидуального развития ребенка. В этом учебном заведении дисциплины делятся на три группы: обязательные, спецкурсы и интенсивы. В первую входят труд, литература, математика, история, обществоведение, физкультура. Спецкурсы — творческие и учебные мастерские — выбирают сами ученики: мировая литература, история искусств, религиоведение, психология, право, актерское мастерство, кино- и театральная критика, анатомия и медицина. Набор у каждого ученика получается свой, индивидуальный, но общее количество уроков в неделю должно быть не менее 25. Расписание занятий у ребят из одного класса не совпадает: пока одни зубрят историю искусств, другие занимаются психологией. Каждый ученик школы получает прекрасную возможность для индивидуального развития способностей, многие потом поступают в творческие вузы.

Другой творческий метод — погружение в игру. Например, в одной из питерских школ ребята наряду с обычной математикой, химией, физикой и пр. изучают “волшебные” предметы: магояз (магический язык), локтегрызию (науку не сдаваться), нескажулию (обмен невысказанными мыслями), фолиантию (таинственные книги), колымагию (ремонт волшебных механизмов), натюрноморт (искусство изображать вещи живыми). За образец, конечно, была взята знаменитая школа “Хогвардс” из книг о Гарри Поттере. Питерские педагоги заимствовали идею волшебства, деление на факультеты, соревнования. Но чародейство — это не главное. Ребята во время игры как бы строят свое учебное заведение. Позднее они полностью откажутся от Хогвардской атрибутики и перейдут к развитию школьного самоуправления. Именно дети, как считают педагоги, должны быть хозяевами в классах, а учителя — лишь наставниками и воспитателями для них.

У авторских школ много достоинств. Недостаток, пожалуй, лишь один — они плохо тиражируются. Что понятно: настоящий талант всегда уникален и не поддается копированию.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру