Он улетел, но обещал вернуться

— Такси подано! — пожилой узбек первым увидел въезжающую во двор сергиевопосадского приемника-распределителя “Газель”. — Вай, как хорошо! До аэропорта повезут как белых людей.

Еще 11 “белых людей” сгрудились за его спиной, придвинув к ногам пестрые бесформенные мешки со скромными пожитками. Вместе с сотрудниками областной иммиграционной инспекции корреспондент “МК” участвует в принудительной высылке незаконных мигрантов.

По словам инспекторов, передо мной не стайка неряшливых и удрученных азиатов, а злостные нарушители миграционного режима: пять месяцев без регистрации, разрешения на работу и других необходимых формальностей. Их задержали во время одного из рейдов по подмосковным просторам. По лицам узбеков скользят смешанные чувства. С одной стороны, они уже забыли, когда с ними здесь, в чужой стране, нормально обращались. Но и на далекую родину им, видать, не шибко хочется — семьям все равно предъявить нечего.

— Пять месяцев проработали, как ишаки, ферму строили в селе Репихово. Но директор, шайтан, ни копейки не заплатил, — рассказывает 54-летний Федор (ну и имечко для узбека!). — Так и запиши: Михаил Иванович Кончаков его зовут. Сначала 10 тысяч обещал, потом 8, а под конец вовсе кинул. А я все равно не в обиде. Завтра в родную Бухару прилечу, побуду немного, а потом к вам, обратно. Можно, товарищ капитан? — задорно кричит он милиционеру.

— Да пожал-ста! Только через пять лет, — любезно отвечает молоденький капитан.

Погрузка заняла считанные минуты. Наконец Федор, Назокат и их товарищи по несчастью скрываются за скользнувшей дверью микроавтобуса.

— Во сколько обойдется государству их полет? — интересуюсь у капитана милиции Сергея Хромцова.

— Самый дешевый билет до Бухары стоит 7781 рубль. Инспекции недавно 2 млн. рублей федеральных денег на эти цели выделили, плюс губернатор 4 млн. добавил. Так что работа активнее пошла. Но чаще мы отсылаем мигрантов за счет нанявших их работодателей.

Помахав ручкой отбывающей “Газели”, мы отправились в здание приемника-распределителя. Хотелось посмотреть, в каких условиях дожидаются встречи с родиной еще десятка два непрошеных гостей из разных уголков СНГ. Грешным делом, готовились лицезреть банальную тюрягу.

— Наш приемник им просто раем, ну в крайнем случае санаторием кажется: тепло, чисто, три раза в день еду из кафе привозят, раз в неделю — баня, медосмотр, — говорит начальник приемника Валерий Смилов. — Вы поймите, они привыкли здесь жить и работать в жутких условиях. Сегодняшние мигранты, когда уезжали, попросили книгу отзывов. “Зачем?” — не понял сначала. Оказалось — благодарность написать за обращение.

Заходим в длинный коридор с чередой безликих дверей по правую руку. Наш гид открывает первую попавшуюся камеру. В двадцатиметровой комнате на большой лежанке сидят пять азиатов. Завидев нас, все резко встают по стойке “смирно”. Кто ж их, бедолаг, так вымуштровал? Самый пожилой таджик Махмадул охотно отвечает на мои вопросы. На лице — неизбывная тоска: в приемнике он уже 18 дней, а вместе с ним два его взрослых сына.

— Мы из села Заргар Орджоникидзебадского района сюда приехали. Дома еще четверо детей и жена остались. У нас работы нет никакой, зарплата — 70 рублей на ваши деньги. А цены те же, что в России. Только за счет России и кормимся. Все лето работали на стройке, уже билеты на 28 сентября купили, а нас взяли и сюда посадили.

Таких приемников в области еще три — в Мытищах, Серпуховском и Люберецком районах. Из них на родину в этом году отправили уже около 10 тысяч мигрантов. И все равно задействованных “мощностей” не хватает, потому что гости из ближнего и нищего зарубежья продолжают полонить щедрую подмосковную землю. Ведь пока на их затянувшиеся визиты смотрели сквозь пальцы, они успели переманить на заработки действительно целые аулы. Еще с весны этого года идут разговоры о создании в Подмосковье иммиграционных центров. Для одного, на 800 мест, и участок уже подыскали — в Орехово-Зуеве, в бывшей воинской части. Однако в корне эту проблему все равно не решить — слишком мягкие и гостеприимные для незваных гостей у нас законы.

— Часто приходится работать вхолостую, — жалуется замначальника иммиграционной инспекции Управления по делам миграции ГУВД МО Станислав Рыцарев. — Выявляем незаконных мигрантов, а задержать не можем: они, уже зная брешь в наших законах, заявляют: “Нет документов!”. И приходится отпускать. Но даже если удается довести дело до суда, не факт, что нарушитель не отделается штрафом в тысячу рублей вместо выдворения. Суды по-разному бывают настроены. Например, в г. Жуковском, в Орехово-Зуевском, Павлово-Посадском районах с нами очень неохотно работают. А в г. Реутове, Лыткарине, Ногинском, Люберецком районах, наоборот, понимают всю сложность обстановки и идут навстречу.

Сейчас незаконные мигранты, высылаемые по решению суда, получают в паспорт своеобразное клеймо — в Россию они смогут заявиться не раньше чем через пять лет.

Пожалуй, пора завязывать жить по принципу модного тарифа — “Все входящие — бесплатно”. А то на исходящих скоро разоримся…


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру