СПИД —твоя мать

Кто может отнять у женщины право стать матерью?

Никто — даже смертельная болезнь. Больше половины беременных с ВИЧ знают о своем диагнозе и все равно рожают. За три года число младенцев, рожденных ВИЧ-положительными матерями, выросло в 10 раз, а через 2 года их будет уже около 15 тысяч.

Что ждет этих детей? Есть ли у них будущее?

На вопросы “МК” отвечает руководитель Центра мониторинга вертикальной передачи ВИЧ-инфекции в РФ профессор Игорь БАРАНОВ.


— Среди ВИЧ-положительных начался бэби-бум?

— Судите сами — в 2003 г. у женщин с положительным ВИЧ-статусом было принято 5823 родов, в 2000-м их было всего 668.

— Есть ли хоть один шанс из тысячи, что ребенок родится здоровым?

— Если во время беременности и при родах женщина не получала никакой профилактической терапии, то ВИЧ-инфекция передается ребенку в 40 случаях из 100. Но сейчас каждая беременная женщина с ВИЧ-статусом может пройти курс лечения химиопрепаратами, угнетающими вирус, не позволяющими ему попасть в кровь плода. Матерям-вирусоносителям также проводят при родах специальные мероприятия или делают кесарево сечение, чтобы сократить время родового контакта, а также не рекомендуют грудное вскармливание. Если приняты все эти меры, риск рождения ВИЧ-инфицированного ребенка снижается до 1—2%.

— Звучит оптимистично. Откуда тогда берутся больные дети?

— К сожалению, около трети беременных с ВИЧ химиопрофилактику не получают. А 12% не получают ее даже при родах. Как правило, их привозит в роддом “скорая” без анализов и обменной карты, и врачи не успевают даже определить — есть у них ВИЧ или нет. Пока делают анализ, она уже родила. В основном это маргинальный контингент, именно эти женщины чаще всего пишут потом отказ от новорожденного.

— И какова судьба “отказников”?

— Они попадают в специализированные дома ребенка. В стране несколько таких домов, один из них — в Москве. Сейчас эти заведения уже переполнены, нашему Минздраву необходимо принимать решение, что будет с детьми дальше, могут ли они находиться в обычных детдомах, ходить в обычные школы... Вообще большая проблема заключается в том, что до 1,5 лет нельзя определить, инфицирован ребенок или нет. Поэтому до этого возраста он не может быть усыновлен, его не могут перевести в другое детское заведение.

Правда, сейчас меньше мамаш с ВИЧ отказываются от своих детей, чем это было 3—4 года назад. В 2000—2001-м каждая десятая оставляла, а в прошлом — уже меньше 5%. Раньше с “вирусом” рожали практически одни наркоманки, а теперь все больше совершенно “нормальных” молодых женщин заражается половым путем, в принципе это возможно и в кабинете стоматолога, и у маникюрши — от СПИДа никто не застрахован...

— И что с этими женщинами бывает потом?

— 56% рожениц знают о своем диагнозе еще до беременности и тем не менее идут на риск. Судьбы большинства из них печальны. В одном из московских роддомов недавно родила 26-летняя женщина, красавица, преуспевающий адвокат. Вирус обнаружился у нее только во время беременности, и муж, узнав об этом, тут же ушел. И это типичная реакция мужчин, вот женщины более терпимы и мужей, если у тех обнаружат ВИЧ, не бросают.

— А какова судьба детей, унаследовавших ВИЧ от матери, сколько они могут прожить?

— Здесь все не так трагично, как кажется на первый взгляд. Если ребенку после полутора лет все-таки ставят диагноз ВИЧ, то потом он наблюдается в СПИД-центре по месту жительства. Как правило, первые годы никакого лечения не требуется, только нужно регулярно проводить специальные тесты и следить, как себя ведет вирус. Конечно, родители должны беречь ребенка от различных инфекций, ему нельзя простужаться и т.д. Но в остальном это обычный малыш. При условии, что ВИЧ-положительный будет вести здоровый образ жизни и принимать необходимую терапию, он может прожить достаточно долго. А болезнь так никогда и не перейдет в стадию СПИДа. При современном уровне медицины к ВИЧ уже можно относиться как к любому хроническому заболеванию.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру