Лекарство от ошибок ®

15 октября 2004 в 00:00, просмотров: 167

Из всех школьных предметов самый коварный – русский язык. Не только потому, что правила трудные и их трудно запомнить, но и потому что его, русский этот! — в отличие от других предметов не задвинешь и не объедешь: и на выпускных сочинение писать придется, и на вступительных. Даже те вузы, которые убрали вступительное сочинение, оставили изложение или, на худой конец, диктант.

А с грамотностью у нас хоть караул кричи!
— Читают дети мало, все больше компьютер да телевизор, — пожалуется любой школьный учитель.
У преподавателей «Президентской школы», где вот уже несколько лет ведется интенсивный курс русского языка «Грамматик», другой подход к делу:
— Грамотность нередко страдает от того, что в какой-то момент чего-то не понял, проболел, прогулял, постеснялся спросить, — объясняет Анатолий Дятченко, методист курса «Грамматик». — Проблемы начинают накапливаться, как снежный ком, и у ребенка опускаются руки: «Я плохой, ничего у меня не получится, можно и не стараться…» Наша задача — заинтересовать ребенка предметом, который ему непонятен, труден, по которому беспробудные двойки-тройки и вообще ему все надоело…
— И как вам это удается?
— Курс «Грамматик» строится так, что уже после первого-второго занятия то, что казалось трудным и непонятным, оказывается простым, прозрачным и даже интересным. Естественно, отношение к предмету сразу меняется: появляется уверенность, ошибок меньше, отметки лучше.
— Как организованы занятия?
— Группы формируются не только по возрасту, но по уровню подготовки. Все начинается с тестирования, цель которого – выявить исходный уровень грамотности. Уровень этот, увы, как правило, очень низкий. Количество ошибок бывает просто обвальным: 100-150. Сам курс – это 12 занятий по три академических часа каждое: либо раз в неделю в течение 3 месяцев, либо концентрированный вариант — ежедневные занятия по 3 часа, например, во время каникул. Домашние задания – это письмо под диктовку, когда подключается моторика, двигательная активность, плюс ассоциативное восприятие звуков и букв. Во-вторых, чтение вслух — как зрительное восприятие, так и слуховое.
На заключительном этапе, чтобы сравнить, что было и что стало, проводится тест, аналогичный вступительному. Тут результаты уже совсем другие, число ошибок уменьшается в 10-50 раз. Некоторые умудряются ограничиться вообще 1-2 ошибками, но таких мало…
— А почему в обычной школе это невозможно?
— Там достаточно объемным является теоретический материал. Ребенок обязательно должен выучить, что причастие – это особая форма глагола, ну и так далее. Наша же задача – научить практической грамотности, чтобы человек не делал ошибок и ставил запятые там, где надо.
— Что для детей труднее всего?
— В орфографии — суффиксы причастий, спряжения глаголов, «о» и «ё» после шипящих и «ц», частицы «не» и «ни». В синтаксисе – сложноподчиненное предложение, особенно осложненное причастными, сравнительными, вводными словами и оборотами. Все правила можно сформулировать просто и оформить в виде простых правил и алгоритмов, вроде проверенного временем «Степка хочет щец» — в этой фразе собраны все буквы, перед которыми звонкая согласная в конце приставок оглушается.
— То есть любого, даже самого отпетого, извините, бездаря можно в принципе научить грамотно писать по-русски?
— Конечно. Дело в том, сколько это займет времени. Кому-то хватит одного цикла, кому-то понадобится повторить обучение на более высоком уровне, но результат все равно будет положительным.
— Хорошо, если ребенок хочет учиться. Но ведь есть и дети, которых родители к вам приводят насильно? Что делать, если ребенок не хочет заниматься?
— Сначала – показать ему красоту русского языка, его ритмику, мелодику, его богатейшие возможности. Все наши преподаватели прекрасно говорят. И, сравнивая речь такого преподавателя со своей речью или с тем, как говорят сверстники, дети начинают понимать: а ведь так-то лучше! Почему же и я не могу так говорить? И начинаются робкие попытки оформить свои мысли русскими словами.
… Вступительный тест, который проходят все слушатели курса «Грамматик» — это две странички. Обычный ученик допускает здесь 100-150 ошибок. После объявления результатов вступительного теста в классе, как правило, зависает гробовое молчание. А после того, как обнародуют результаты финального теста – раздается ликующее «Вау!»

Узнать о курсе «Грамматик» и других курсах Вы можете на Дне открытых дверей в Президентской школе в субботу 16 октября с 15 до 17 часов по адресу: Кутузовский проспект, 24а (школа 711). (Проезд от м.Кутузовская, ост.ул.Дунаевского.)
Вы узнаете о курсах и тестировании, расписании во всех отделениях Школы, встретитесь с преподавателями, и сможете записать ребенка на понравившийся курс.
Информация по тел. 234-1-777 (многоканальный), 249-9984. Наш адрес в интернете: http://www.inttech.ru.


Партнеры