Не ту страну признали Гондурасом

16 октября 2004 в 00:00, просмотров: 154

Россия занимает одно из первых мест в мире среди стран, “больных” коррупцией. Более продажные чиновники только в Мадагаскаре, Украине, Македонии и Республике Чад. Такие данные содержатся в свежем докладе Мирового экономического форума (МЭФ). Эксперты считают, что именно в этом главная слабость России. А еще — в неэффективном правительстве: по бюрократии мы заняли 89-е место. Это лучше Ганы, но хуже Гондураса.

Делает ли наша власть соответствующие выводы? Об этом мы спросили одного из авторов административной реформы — научного руководителя Центра стратегических разработок Михаила ДМИТРИЕВА.

— Михаил Эгонович, основная причина коррупции — неограниченные полномочия чиновников. Возможно ли их сокращение?

— В принципе да. Нужно принять закон об обязательной экспертизе функций государственных органов на предмет их вмешательства в разные сферы экономики. Поскольку по мере развития экономики и общества необходимость в той или иной функции отпадает сама собой.

— Какова судьба этого закона?

— Он уже разработан. Но, к сожалению, пока повис. Думаю, что причина — большая загруженность кабинета министров вопросами, связанными с реорганизацией органов власти. По крайней мере надеюсь, что это так. Было бы очень грустно узнать, что вопрос отложен или упущен по принципиальным соображениям.

— Насколько затянется административная реформа?

— Эта задача на много лет. Хорошо, если на десяток. Объем работы невероятно велик. Если оценивать уже сделанное, то это только треть. Главная опасность в том, что в какой-то момент правительство может успокоиться. И решить: “То, что мы сейчас сделали, и есть административная реформа. Хватит”. Тогда эффекта можем не получить.

— Что еще предстоит сделать?

— Наша задача — создать четкие правила игры для чиновников. Особенно в тех случаях, когда они взаимодействуют с населением. Полностью должна быть исключена возможность произвольного принятия решений, злоупотребления властными полномочиями, игнорирование обращений населения и неоказание услуг, которые граждане вправе требовать от госорганов. Каждый будет знать, что он может и должен делать в конкретной ситуации.

— А что конкретно мы можем требовать от чиновника?

— Общих ответов здесь быть не может. Соответствующий регламент был разработан для каждого случая. У нас на сегодняшний день насчитывается свыше 4 тысяч функций только на федеральном уровне.

— Колоссальная работа...

— Да, но если ее не проделать и ограничиться общими правилами, они в итоге окажутся неприменимыми в каждой отдельной ситуации. Размытость правил игры и неопределенность прав граждан и полномочий чиновников оставит возможность для произвола и коррупции.

— Эксперты, критикующие административную реформу, в основном говорят о том, что укрупненные министерства неэффективны.

— Система будет эффективна, если министерства не станут принимать решения за агентства и службы. А те не будут подменять собой министерства, не станут пытаться формировать политику. Иначе мы получим проблемы старой структуры, когда любой вопрос нужно было согласовать с огромным количеством органов. Не с 15 министерствами, а еще и с агентствами и службами. А это и есть бюрократия.




Партнеры