Крым на Крымском валу

16 октября 2004 в 00:00, просмотров: 353

А чему, собственно, удивляться? Климат и природа располагают к любви, теплу и ласке. Ласковый и нежно-хулиганский Крым корреспондент “МК” обнаружил на Крымском Валу, где проходит выставка картин и скульптур шести крымских художников, приехавших в ЦДХ из Симферополя.


Черная каменная женщина Айдера Алиева встречает посетителей у входа. Айдер нещадно скрутил ее в калачик и заставил в таком состоянии мечтать. Рядом, прямо в монолитном африканском камне, примостилась семья: женская, мужская и детская фигурки. Адам, окрыленный своей любовью к Еве, получил от скульптора крохотные крылышки. Сам Айдер Алиев считает, что искусство — это путь конструирования параллельных миров, а скульптура — в особенности. Потому что она трехмерна, как мир.

Металлическая композиция из огромного грустного коня и крохотной тележки — “Блудный конь”. Это своеобразный памятник времени: когда развалился Союз, художник, как и многие, был растерян. Как и другие крымские татары, он вернулся из Узбекистана на свою историческую родину. Это и отобразила его скульптура: повозка осталась на одной земле, конь — на другой.

У этого народа — трагическая история. В 1944 году по решению Сталина крымские татары были депортированы из Крыма, в основном в Среднюю Азию и на Урал. И только в 90-х годах народ стал возвращаться. Тема миграции, потерянности звучит и в работах других крымских художников. У Рамазана Усеинова это выражается в его картинах. Маленькие домики Узбекистана на спине огромного ишака, перевозящего жилища в Крым. Смешение культур и ломка всего привычного образа жизни отражается и в смешении стилей: домики выполнены в стиле кубизма, а люди и даже муза, провожающая поэта, вполне реалистичны.

Эльмаз Османова рисует маслом чувственные картины романтического характера. Практически на всех — крымские женщины, внешне напоминающие саму художницу, мечтающие, танцующие, любящие. Но особенно впечатляет одушевленная художницей природа. К примеру, целующиеся скалы. Тема женщины близка и другой крымской художнице — Наташе Перовой.

А Асан Бараш резко отличается своими хулиганскими работами. Вот, скажем, его горлодранцы, странноватые существа, состоящие из одной орущей головы. Или семья из трех будто пластилиновых человечков со смешными лицами, похожими на картошки.

Правда, говорить о каком-то едином стиле достаточно сложно — слишком разные работы. Пожалуй, единственное, что их объединяет, это сам Крым. А еще лето, смотрящее со всех картин. Крым, как заметила одна из художниц, нельзя представить без лета.




Партнеры