Горе победителей

Более двух недель прошло со дня президентских выборов в Абхазии, но ситуацию в республике и по сей день можно охарактеризовать словами песни: “Что это было? Чья победа? Кто побежден?..” Оба кандидата — Рауль Хаджимба и Сергей Багапш — считают себя победителями, обвиняют оппонентов в подтасовках, собирают многотысячные митинги и пугают электорат гражданской войной...

Споры о том, кто стал президентом Абхазии и чем это может грозить ее народу, начинаются уже в маршрутке, мчащейся от российской границы в сторону Сухуми.

— Продали нас, — говорит пожилая женщина в черной одежде. — Сделают Багапша президентом, чтобы он вернул нас в Грузию. Тогда зачем все это было нужно: война, блокада, разруха? За что наши ребята погибли?

— Никто никого не продавал, — возражает ей другая. — Просто не могут решить, кто победил. За власть дерутся. Был бы здоров Ардзинба, он бы такого не допустил, но он болен.

Знакомый сухумский журналист Инал, который сейчас выпускает собственную газету, рассказывал, как ему в редакцию звонили русские бабушки и спрашивали, что же с ними будет, если победит Багапш: неужели Россия перестанет платить пенсии?

— Штаб Хаджимбы строил предвыборную кампанию на том, что якобы только их кандидат пророссийский, а оппоненты прогрузинские. Пугали, что если Хаджимба не победит, то Россия чуть ли не закроет границу, отнимет паспорта и пенсии. Люди этот пиар-ход приняли всерьез. Народ зашевелился, поднялся, ищет предателей. На улицу вышли те, кто политикой сроду не занимался. Женщины забросили сериалы, они думают только о спасении Абхазии.

В четверг в Сухуми собрались сторонники обоих кандидатов. Те, кто был за Сергея Багапша, пришли на площадь Свободы, где стоит сожженное здание Совмина. Из этого горящего здания 27 сентября 1993 года вышло с поднятыми руками последнее грузинское правительство Абхазии, что означало окончание войны. Соратники Багапша объявили свой митинг на площади всенародным сходом. Решения такого схода обязательны для всех. Говорят, что последний раз такой сход проводили перед началом войны с Грузией.

Поэтому есть немало и таких, кто считает, что Багапш не имел права называть митинг своих сторонников всенародным сходом.

— Всенародный сход всегда происходит в селе Лыхны, в священном для нас месте, — рассказал корреспонденту “МК” один сотрудник силовых структур. — Такой сход может созвать либо совет старейшин, либо глава государства.

Относительно того, сколько человек собралось на площади Свободы, тоже не было полной ясности. Сам Багапш утверждает, что 12—14 тысяч. Его оппоненты говорят, что такое количество людей не поместится на площади Свободы, которая была заполнена только на две трети.

— Максимум четыре тысячи, — говорят эти люди. — И не все они были гражданами Абхазии: на нескольких “Икарусах” привезли менгрельцев из Гальского района, а у тех по два-три паспорта. Они вчера голосовали за Саакашвили, а сегодня выбирают президента Абхазии.

На это сторонники Багапша возражают, что они не сумасшедшие, чтобы возить менгрельцев на свой сход. Ведь клеветники и так говорят, что их кандидат получил преимущество благодаря голосам Гальского района.

— Я победил не только в Гальском районе, — заявляет Багапш, — я победил и в традиционно абхазских районах: и в Очамчирском, и в Гудаутском, и в Ткварчели, и в Гаграх, и даже в селе Лыхны. Выборы мы выиграли, но власть не хочет признавать свое поражение и пытается отменить выборы вообще.

По мнению Багапша, делать этого нельзя ни в коем случае: решение о повторных выборах может вызвать взрыв в республике.

— Вы хотите сказать, что народ возьмется за оружие? — уточнила я.

— Ни в коем случае. Мы сделаем все, чтобы этого не произошло, — твердо сказал Багапш, — хотя Абхазия напичкана оружием...

В общем, на площади Свободы те, кто считает своим президентом Багапша, призвали его приступить к исполнению своих обязанностей. А генеральный прокурор республики Рауф Коруа заявил, что Багапш честно выиграл выборы. В ответ на это сторонники Рауля Хаджимбы, которые собрались у филармонии, расположились внутри здания, в зрительном зале. Первым делом они потребовали отставки генпрокурора и постановили, что мероприятие Багапша никак нельзя считать всенародным сходом.

Перед собравшимися в филармонии выступили разные люди, в том числе и сам Хаджимба. Он сказал, что и ЦИК, и генпрокуратура занимались фальсификациями, и теперь есть только один выход: второй тур или повторное голосование. Зал разразился криками и аплодисментами. Он был набит до отказа. Люди заполнили даже балконы. Многие с четверга так и спят каждую ночь на плюшевых креслах. Им привозят сюда кофе и бутерброды.

Вокруг президентского дворца в эти дни появилось множество парней деревенского вида. Некоторые сидят в своих машинах — в старых, потрепанных явно еще во время войны “уазиках”. Эти парни явились из своих горных селений, забросив кукурузные поля, чтобы защищать президентский дворец: они опасаются, что сторонники Багапша захватят его.

В штабе Багапша по ночам никто не сидит.

— У нас звиадистов нет, — сразу сообщил мне профессор Станислав Лакоба, кандидат в вице-президенты. Он имел в виду, что многодневное сидение в филармонии — это методика из арсенала Гамсахурдиа. — И чего они там сидят, когда уже все решено? Всем понятно, кто одержал победу на выборах.

По мнению Лакобы, сейчас мутят воду силы, которые находятся не внутри Абхазии. За полученные на кампанию Хаджимбы огромные деньги надо отчитаться, надо как-то объяснить российскому президенту, как могло случиться такое фиаско, чем руководствовались, делая ставку именно на этого кандидата. Эти силы теперь любой ценой хотят продавить Хаджимбу или добиться повторного голосования.

— Вы там в России выдумываете себе врагов, — говорит Лакоба. — А настоящие враги радуются, видя, как вы настраиваете против себя дружественный абхазский народ. И почему в конце концов нами занимается российское МЧС? У нас что, землетрясение, пожар?

Он имел в виду, конечно, нового премьера Нодара Хашбу, которого здесь называют “огнетушителем”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру