Кино с шашлыками

Сколько в Москве кинотеатров? Готовы спорить, что жители столицы без запинки назовут лишь несколько раскрученных названий. А все оттого, что по своему прямому назначению сейчас работает только половина кинотеатров из 122.

Как выяснили корреспонденты “МК”, попытавшиеся посмотреть кино там, где его давно не показывают, большинство государственных “очагов культуры” даже не тлеет. Зато за квадратные метры, которые они занимают, в городе идет самая настоящая война.

Кинопрокат пошел в баню

Сразу оказалось, что тащиться в “Ташкент, “Казахстан”, “Киев” и “Литву” не стоит. Эти кинотеатры (а также еще целых 30 штук) официально уже кинотеатрами не считаются — перепрофилированы. Что в них теперь, не всегда могут объяснить даже в районной управе. Только в “Дорогомилово” искренне обиделись нашему вопросу: “Как, вы разве не знаете? У нас же там театр-студия Петра Фоменко. А напротив, в “Пионере”, — Куклачев со своими кошками”...

Ничего не поделаешь, пришлось тащиться во “Владивосток”. Конечно, не 9 часов на самолете, но, по московским меркам, — глухое местечко. Восточный округ, спальный район. Помнится, пару лет назад на московском правительстве горячо обсуждали, что вот именно в таких кинотеатрах и надо в первую очередь возрождать массовый кинопоказ! И не какую-нибудь американскую “чернуху” гнать, а наши, отечественные фильмы — чистые, добрые, вечные. Чтобы ветераны просто так на лавках не сидели, а подростки по подъездам клей не нюхали...

Но правда, как всегда, оказалась круче художественного вымысла. Вместо “очага культуры” во “Владивостоке” обнаружился самый настоящий очаг, на котором жарили шашлыки. Чем еще кормят в кинотеатре, поведали арендаторы кафе:

— Сеансы здесь бывают только в том случае, если удается продать хоть несколько билетов. Сейчас в прокате еще весенние кинохиты — “72 метра” и “Хозяин морей”. Получить более компетентный ответ поначалу не получилось — кассы были закрыты, а никого из администрации на месте не оказалось. Но стоило зайти в зал, и потребность в прениях отпала сама собой. Экран был порван, ряды кресел смяты, ступеньки раздолбаны... Пахло сыростью. Все те же словоохотливые буфетчики пояснили, что крыша напоминает имеющийся в их арсенале дуршлаг, и если на улице идет дождь, то кино во “Владивостоке” можно смотреть разве что под зонтом и в резиновых сапогах:

— Но мы таких чокнутых пока не видели.

Мы, по правде говоря, тоже. Зато директор кинотеатра объявился на следующий же день. По телефону он очень просил ничего не рассказывать москвичам про крышу-дуршлаг и старые кресла, а взамен пообещал начать ремонт не позднее 2 октября...

Следующий кинотеатр — “Волгоград” — мы решили посетить по совету коллеги. Он так горячо нахваливал расположившуюся в его здании сауну, так гордился заработанной потом и бог знает чем еще карточкой постоянного клиента, что нам захотелось тоже. Хотя бы попариться. Но вот незадача — дверь оказалась закрытой. Может, санитарный день?

— Нет. Это к нам проверяющий недавно приезжал, смотрел, чем наша дирекция занимается, — рассказал человек, представившийся техником. — Сауна его особенно заинтересовала. А чего тут интересного? Обычный бордель. Вот после его визита заведение и прикрыли. Теперь в кинотеатре настоящее кино показывают.

Действительно, показывают. Билеты по 50—100 рублей. Но качество картинки и звука такое, что даже подростки предпочитают тратить деньги на расположенные здесь же игровые автоматы. А их папы и мамы, не сомневаясь, сразу поднимаются на второй этаж — на ярмарку.

Торговля — страшный бич нашего кинематографа. В начале 1990-х под знаменами приватизации в бывшие храмы культуры вошли торгаши, и так их оттуда до сих пор никто не выгнал. В большинстве бывших кинотеатров разместились автосалоны, мебельные магазины и вещевые ярмарки. Благо площади позволяют.

А в качестве сопутствующих им предприятий открылись кафе, залы игровых автоматов, парикмахерские, ветлечебницы, обувные мастерские, страховые компании и, разумеется, сауны. Что касается кинопоказа, то для успокоения местных властей сведения о репертуаре и расписание сеансов время от времени появляются где-нибудь на фасаде. Но до простых жителей эта информация, как правило, не доходит. Точнее, они до нее не доходят: путь к залу преграждают здоровенные “Лексусы”, громоздкие диваны да мангалы с шашлыками... Но что самое любопытное — бурная коммерческая деятельность, судя по документам, самим кинотеатрам, а тем более городу, не приносит никакой прибыли. Даже за тепло и воду многие директора отказываются платить, ссылаясь на вечное безденежье.

К примеру, зимой 2003 года только выборы мэра спасли кинотеатр “Тула” от возмездия “Мосэнерго”. Если бы не истерика, устроенная избирательным штабом Лужкова, свет бы там точно вырубили.

Есть ли жизнь на “Марсе”

Это про кинотеатр “Марс”, что на на Инженерной улице. Кафе-бар здесь закрыли по предписанию СЭС. Но представителей церкви Божьей Матери Державной антисанитария, похоже, не беспокоит. Истину прихожанам можно нести и в присутствии тараканов. Они ведь тоже вроде как твари божьи. “Катакомбная истинно православная церковь” снимает в кинотеатре фойе, туалет, зал и гримерку и как умеет осуществляет культурно-просветительскую деятельность, поскольку сам “Марс” от своих прямых задач давно устранился. Кино здесь не крутят уже два года. Денег, как уверяет дирекция, нет не только на систему долби-сарраунд и широкоформатный экран, но даже на огнетушитель. По крайней мере последняя проверка никаких средств пожаротушения в арсенале кинотеатра не обнаружила. Случись что, и здание площадью без малого 2000 кв. м запылает, как восковая свечка.

— А где директор-то? — интересуемся мы на входе.

— Да он в “Ригу” поехал. Ее сегодня кто-то захватить пытался...

У “Риги”, на первый взгляд, дела обстоят получше, чем у “Марса”, но внутренние проблемы общие. Распоряжением столичного правительства им, а также еще 53 кинотеатрам (в том числе уже упомянутым “Владивостоку”, “Волгограду” и “Туле”) велено строем вступать в ГУП “Московское кино”.

“Москино” создали в 2002 году для возрождения столичного кинопроката. Новой организации предписывалось объединить муниципальные кинотеатры, навести порядок в их хозяйственной деятельности, отремонтировать и организовать регулярный показ шедевров отечественного кино. Сразу после создания к ГУПу без проволочек присоединились 12 кинотеатров. Остальные сорок заняли выжидательную позицию. “Подождем, посмотрим, как у новой структуры пойдут дела”, — говорили директора, к которым как раз в этот момент валом повалили инвесторы, осознавшие, что кинопрокат может приносить не меньшие доходы, чем торговля иномарками. Через полтора года выяснилось, что дела у “Москино” идут не очень. Из 12 кинотеатров 6 оказались закрыты, еще 6 в плачевном состоянии. Такие данные были оглашены на слушаниях в Мосгордуме, куда представители неприсоединившихся синема пришли бить челом. “Пожалуйста, не отдавайте нас в “Москино”!” — умоляли директора депутатов.

Но ГУП уже вошел во вкус. С непокорными директорами стали бороться силовыми методами. Сначала пост вооруженной охраны появился в кинотеатре “Рубин”. Потом пришел черед “Правды”. И вот теперь “Рига”.

— Сегодня уже второй раз приезжали какие-то вооруженные молодцы, — рассказывает директор кинотеатра Татьяна Ахметова. — Утверждали, что представляют службу безопасности “Москомимущества”. А на деле оказались охранным предприятием из Калуги, нанятым ГУП “Московское кино”. Вроде пока отбились...

ГУП раскатал губы

Никто не спорит, что порядок в муниципальных кинотеатрах наводить надо. Но зачем для этого создавать специальную госструктуру? На реконструкцию старого кинотеатра в зависимости от его состояния требуется от 500 тысяч до 2 миллионов долларов. Это значит, что ремонт только первых 14 объектов, список которых был утвержден столичным правительством, по самым скромным подсчетам, обойдется в 7 миллионов “зеленых”. Но у “Москино” таких денег отродясь не было и, по всей видимости, не будет. Ни в бюджете на 2005 год, ни в адресной инвестиционной программе средства на эти цели не предусмотрены.

— Зачем давать кинотеатрам бюджетные деньги, если они сами по себе являются коммерчески привлекательными объектами? — недоумевают в Мосгордуме. — Да брось только клич, и найдется толпа желающих туда вложиться!

Кстати, у многих кинотеатров уже были договоренности с заинтересованными в развитии кинобизнеса инвесторами. Но после создания ГУП “Московское кино” бизнесмены решили с муниципальными кинотеатрами не связываться. Деньги можно вложить, а вместо прибылей в один прекрасный момент увидеть на входе вооруженную охрану. Такие прецеденты уже были.

— Почему мы не работаем с ГУП “Московское кино”? — переспрашивает один из инвесторов, не пожелавший назвать свое имя на страницах газеты. — Ну, во-первых, они сами со своим хозяйством еще не разобрались. А во-вторых... вы видели их условия? 50% от сборов, согласование ценовой политики, репертуара... Нам это надо?

Бизнесменов понять можно. Они хотят работать напрямую с городом, причем все вопросы решать исключительно в плоскости имущественных отношений. Это может быть инвестиционный контракт или долгосрочная аренда помещений. На сегодняшний день деятельность посредников низкорентабельна. Вся прибыль от ГУПов — 1 копейка дохода с 1 рубля собственности. А от “Москино” вообще одни убытки. Ну и на фига, спрашивается, козе баян?

Все дело, как и следовало ожидать, упирается в пресловутый репертуар. Задачи “Москино”, считают в Комитете по культуре, не столько коммерческие, сколько стратегические. Нужно поддерживать отечественный кинематограф, пропагандировать российское кино. Но вот, например, в Париже нет ГУПа “Парижское кино”, а французские фильмы имеют 25% репертуара. Как говорится, было бы что поддерживать.

Хозяева коммерческих кинотеатров говорят, что их зря обвиняют в отсутствии патриотизма и американской кинопропаганде: “Когда “нашего” кино не было, мы его и не показывали. Ну не гнать же в самом деле “Я шагаю по Москве” или “Броненосец Потемкин”. Зато теперь недостатка в фильмах российского производства в репертуарах частных кинотеатров нет. Показали все: и “Водителя для Веры”, и “Бабусю”, и “Папу”, а “Ночной дозор” и вовсе обогнал все заокеанские блокбастеры, вместе взятые.

Кстати, социологи, в 2003 году проводившие специализированный опрос населения, выяснили, что 64% зрителей смотрят новинки отечественного кинематографа, а 22% вообще до лампочки, где именно сделана картина. Главное, чтобы кино было хорошее.

Однако чиновников все эти доводы, похоже, не убеждают. Рассуждать о патриотизме сегодня модно — неважно, есть для этого реальный повод или нет. Но под прикрытием громких лозунгов в Москве просто идет очередной передел собственности, от которого ни городу, ни самим зрителям пользы никакой.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру