К вопросу о праве нации на самоопределение

1. Национальное строительство

Идея самоопределения позволяла привлечь нации России к борьбе с белыми как сторонниками “единой и неделимой” империи.

Чеченцам, чтобы они поддержали советскую Москву, было решено отдать казачьи земли, которые в свое время были захвачены у чеченцев. В частности, станица Грозная, которая потом стала столицей Чечни, ряд других станиц были отданы чеченцам вместе с землей. Казаки были выселены. Это была первая советская массовая депортация — и именно русских. Чеченцы сначала ударили в тыл деникинской армии, а затем горцы пропустили части Красной Армии в Закавказье, направившиеся туда для разгрома независимых Грузии, Армении, Азербайджана.

В Средней Азии в коммунистическую партию разрешили вступать верующим, и семьдесят процентов членов партии в Средней Азии были верующими. В партию вступали и мусульманские священнослужители, и десять процентов членов партии были муллы.

В то же время Москва умело использовала конфликты между нациями. Так, при создании СССР границы национальных структур устанавливались сверху. Эти границы Сталин, который прекрасно знал национальный вопрос, всегда проводил так, чтобы заложить конфликтную ситуацию. Когда решался вопрос, куда деть реку Урал с уральским казачеством, которое по составу было православным, Сталин сказал примечательные слова: если казаков включить в Российскую Федерацию, это будет район оппозиции, Вандея, а если их включить к казахам, то это будет наша опора.

По этой же причине, когда решался вопрос, как провести границы Абхазии, в нее включили грузинские районы. Армянский Карабах включили в Азербайджан. Я как-то сел и посчитал: у меня получилось, что не менее чем в десяти районах Сталин заложил заранее взрывоопасную ситуацию. В любой момент можно было спровоцировать национальный конфликт и, соответственно, получить повод для вмешательства из Москвы.

В советское время много — и в целом справедливо — писали о таких результатах национального строительства, как формирование промышленности в аграрных районах, введение изучения национального языка, развитие национальной культуры, развитие образования и т.д.

Но при этом обходили многие острые проблемы. Промышленность развивалась прежде всего по добыче природных богатств или та, которую требовали соображения обороны (как, например, ракетный комплекс в Байконуре). Культура развивалась только “социалистическая по содержанию”. История народов перекраивалась так, что те, кто, как Шамиль, боролся с царизмом, объявлялись чуть ли не агентами зарубежных сил. Коллективизация — насильственная и чуждая даже русскому крестьянству — в республиках обычно была уже чем-то совершенно несовместимым с их вековыми традициями.

Тем не менее по сравнению с судьбой на нашей планете колоний развитие наций в СССР выглядело очевидным позитивом.

Но при сравнении с развитием стран, получивших независимость по Версальскому миру, все уже не казалось таким успешным.

А когда началась массовая деколонизация и десятки стран получили независимость, сравнение все чаще становилось не в пользу того, что имели нации в СССР.

И, наконец, общий рынок дал малым странам Западной Европы такой уровень, который для советских республик был мечтой.

А экономический рывок “азиатских тигров”, в ходе которого отсталые Тайвань или Южная Корея стали развитыми странами, опередившими в ряде отраслей научно-технического характера даже СССР в целом, был заключительным реквиемом по преимуществам советской модели.

2. Национальное сопротивление в СССР

Идею развития наций внутри Советской Федерации поддержали многие “националы” в лагере большевиков. Особенно те, кого Ленин называл “обрусевшими инородцами”: начиная с Троцкого, Сталина, Дзержинского, Орджоникидзе.

А вот внутри национальных коммунистических организаций возникла оппозиция. Ее принято называть “национал-коммунизмом”.

М.Х.Султан-Галиев, в 1919—1921 годах председатель Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП(б), считал, что захват власти пролетариатом в развитых странах для колоний только сменит хозяина. Он предлагал создать интернационал колониальных стран. По указанию Сталина Султан-Галиева арестовали в 1923 году.

Сталин был инициатором разгромов в 1922—1923 годах и грузинского национал-коммунизма.

Помимо тюркского и грузинского был и еврейский национал-коммунизм — партия “Поллей Цион”.

Но самым сильным был украинский национал-коммунизм. Договор РСФСР и Украины 1920 года, признавший Украину суверенным государством, остался на бумаге. После создания в 1922 году СССР статус Украины понижался, а лидеры Украины, склонные к “украинизации” или просто заподозренные в этом, смещались.

Поражение национал-коммунистов в СССР объективно усилило среди наций страны национальное сопротивление, хотя это тщательно скрывали в СССР.

Сопротивление шло в разных формах — вплоть до открытой вооруженной борьбы. Считается, что мы в Чечне воюем только сейчас. На деле Чечня воевала с СССР начиная с двадцатых годов непрерывно. В Средней Азии басмачи воевали целое десятилетие. Из Казахстана несколько миллионов казахов прорвались в Китай. В Западной Украине бендеровское движение боролось с оружием в руках сначала против немцев, а затем против советской власти. В Прибалтике партизанское сопротивление продолжалось до смерти Сталина.

Хотя потом, в хрущевские времена, пытались изобразить репрессии от имени СССР против целых народов как каприз Сталина, на деле они были реакцией на отрицательное отношение большинства наций и к советской власти в целом, и к войне, которую Сталин, стремясь избежать поражения, объявил Отечественной войной русского народа.

Целые народы, имевшие даже автономные республики, были выселены в Сибирь и Казахстан, а их автономии были упразднены. Дело дошло до того, что то “открывались”, то “закрывались” даже союзные республики: в Закавказье, в Средней Азии, в Карелии.

Формой национального сопротивления в СССР стало и отношение наций к интеграции и к ее главной черте — русификации. В двадцать шестом году на переписи семь миллионов нерусских назвали русский язык родным. Прошло почти тридцать лет, пятьдесят девятый год, перепись. И число националов, которые назвали русский язык родным, — десять миллионов. То есть за гигантский исторический период прибавилось всего три миллиона человек, которые считают русский язык своим. Русский язык своим в Узбекистане считал один процент, в Киргизии — два процента.

Очень важным для национальной ситуации в СССР явилось то, что стала расти доля наций мусульманского “профиля”. В пятьдесят девятом году их в России было двадцать четыре миллиона. В семидесятом году — тридцать пять миллионов. В семьдесят девятом году — сорок три миллиона. За двадцать лет прирост был двадцать миллионов — в год по миллиону.

3. Курс на единый советский народ

Никита Сергеевич Хрущев принял ряд очень важных решений по реабилитации репрессированных народов. Им вернули их республики — Калмыкию и так далее. Но, с другой стороны, ряд народов Хрущев не захотел реабилитировать полностью. Немцы не получили свою территорию, крымские татары не получили права вернуться в Крым.

Но в Программе КПСС, которую Хрущев утвердил, было записано, что национальности исчезнут. А поскольку он собирался коммунизм построить при жизни нынешнего поколения, он решил, что исчезнуть национальности должны как можно скорее.

Среди его начинаний было и такое. Он начал создавать бюро ЦК КПСС по группам республик. Появились Бюро ЦК КПСС по Средней Азии, Бюро ЦК КПСС по Закавказью. Ясно, что это были за шаги: сначала создать одну партийную структуру для группы республик, а потом идти к объединению государственности этой группы национальных республик.

Леонид Ильич Брежнев, с одной стороны, принял решение о том, что первым секретарем Казахстана впервые стал казах. До этого в союзных республиках первым секретарем обычно назначался русский. Применительно к Украине он принял решение, что русских не будет в качестве и вторых секретарей обкомов. При Брежневе была разрешена и эмиграция евреев из Советского Союза.

Но в главном Брежнев принял концепцию формирования единого советского народа и записал его в новой советской Конституции.

Юрий Владимирович Андропов, хотя о нем говорят, что он был готов ко многим реформам, в национальном вопросе занимал такую же позицию. В докладе о шестидесятилетии Советского Союза он говорил: “Основная задача — это слияние всех наций в одну нацию, это практическая задача партии на ближайшие годы”. Именно “практическая” и именно на “ближайшие”.

Таким образом, с одной стороны, какие-то национальные проблемы народов СССР пытались ставить и решать, а с другой — сохраняли марксистско-ленинский курс на упразднение наций.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру