Войны с разумом

У российского политического класса, похоже, началось осеннее обострение. Красный генсек Зюганов призвал к тактическому союзу коммунистов с либералами. А Кремль, согласно ходящим по столице слухам, решил создать собственную карманную либеральную партию. Призыв Зюганова смахивает на жест отчаяния и заставляет вспомнить изречение одного турецкого великого визиря, которого англичане упрекали в союзе с русскими: “Когда я тону, я готов схватиться даже за змею!” А вот кремлевская инициатива вполне может оказаться симптомом наличия у власти далеко идущих планов.

Вот уже который день Москва бурно обсуждает весть о том, что Кремлю надоело, что либеральную нишу в российской политике занимают всякие подозрительные личности типа Явлинского, Хакамады, Немцова и прочих деятелей из комитета-2008. Согласно близким к президентской администрации политическим тусовщикам, в Кремле уже даже подбирают конкретные кандидатуры лидеров новой пропрезидентской либеральной партии.

Зачем это нужно Кремлю? По этому поводу есть две версии. Благодаря усилиям Владислава Суркова и прочих обитателей Кремля сфера публичной политики в России практически перестала существовать. Нынешним парламентом управлять может любой питерский столоначальник, и, в принципе, Сурков вполне мог бы уйти на пенсию. Естественно, Владислава Юрьевича подобная перспектива абсолютно не устраивает. И он придумывает все новые и новые политкомбинации.

Обидно, что в то время как у страны куча реальных тяжелых проблем, власть вновь занимается играми в политические бирюльки. Но, электорату ЛДПР и “Родины” вполне можно задурить голову и убедить в том, что Жирик и Рогозин — это на самом деле оппозиционеры. Но с более образованными либеральными избирателями такой трюк вряд ли пройдет.

Вообще, иностранный опыт показывает, что в странах с декоративным парламентом абсолютно неважно, депутаты от какой именно партии в нем заседают. Взять, скажем, горячо любимую нашим президентом Германию. Об этом мало кто знает, но в парламенте ГДР собственно партия Хонеккера всегда находилась в меньшинстве. У нее было всего 127 мест. Зато в народной палате заседали представители еще четырех партий, каждая из которых обладала 52 мандатами.

А вот вторая версия о причинах того, зачем Кремлю понадобился очередной мертворожденный политический уродец, гораздо более зловеща. Не секрет, что часть влиятельных обитателей коридоров власти убеждена, что нынешний президент должен остаться на своем посту и после 2008 года. Ясно, что административного ресурса у власти вполне хватит, чтобы с легкостью протолкнуть это решение. Зато Кремлю придется очень постараться, чтобы предотвратить окончательное превращение России в международного изгоя.

Для этого придется принимать целый комплекс мер. Убеждать российскую и западную общественность, что ничего страшного в этой реформе власти нет. Несомненно, здесь будут использоваться ссылки на западный опыт. Вспомнят, например, покойного штатовского лидера Рузвельта, который занимал президентское кресло в течение аж четырех сроков. Вполне возможно, что в качестве примера будет приводиться и нынешний президент Колумбии, любимец администрации Буша, Альваро Урибе. Этот президент настолько успешно борется с наркоторговцами и левыми террористами, что официальный Вашингтон весьма благосклонно относится к его планам о снятии конституционного запрета, ограничивающего число президентских сроков.

Конечно, Москве не удастся избежать референдума об изменении Конституции. Но если ограничиваться только одним этим действом, это вызывать в памяти аналогичные мероприятия Лукашенко. А вот если кроме всенародного одобрения на референдуме пропрезидентские партии вновь подтвердят свой мандат на досрочных выборах в Госдуму, то Западу будет несколько труднее критиковать Кремль за попрание принципов демократии.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру