Айтишник — сплошь мальчишник

25 октября 2004 в 00:00, просмотров: 341

По первой профессии я электронщик — закончил техникум электронных приборов. Тогда, в конце 1970-х, это считалось круто, и конкурс на одно место в техникуме был выше, чем сегодня в иных вузах. Особой популярностью пользовался факультет ЭВМ. На него брали преимущественно ребят и готовили для работы на оборонку.


Хорошо помню свою первую встречу с советской вычислительной техникой: бесконечный ряд серых шкафов под потолок, тихий шелест вращающихся бобин, перематывающих бесконечную бумажную ленту, неторопливые движения людей в белых халатах... Чистота и стерильность — как в операционной. Кстати, людей, работавших на вычислительных машинах, так и называли — операторы... Все внушало уважение и даже трепет перед чудом советского техпрома. Обслуживал ЭВМ целый коллектив — несколько десятков человек. Чтобы ввести программу, требовалось сначала набить ее на специальных карточках с перфорацией. Отверстия делались строго по месту — одна-единственная дырка “не там” приводила к сбою всей системы. А карточек делались сотни и тысячи... Почти десять лет — до конца 1980-х — эти монстры были почти единственными вычислительными машинами в Советском Союзе.

Потом “железный занавес” рухнул — и появились “персоналки” Они произвели настоящий бум в стране. Иметь “писюк” — даже со смешной по нынешним понятиям памятью в 400 Мб и процессором с частотой 188 МГц — считалось супермодным. Свой первый РС, купленный на трудовые доллары, я торжественно установил на письменном столе и никого к нему не подпускал — вдруг сломается...

Сейчас приобрести компьютер можно чуть ли не в булочной. Дети с младенческих лет умеют пользоваться “клавой” и “мышкой”. А в школе иной пятиклашка даст фору учителю, для которого компьютерная наука все еще остается китайской грамотой. Быть компьютерщиком нынче не только модно, но и прибыльно.

Царица наук — вне конкуренции

Кроме “электронных” факультетов университетов и техникумов, сохранившихся с советских времен, в середине 1990-х появилось немало мест, готовящих специалистов по информационным технологиям (IT). Традиционно такие факультеты и отделения называют “компьютерными”, хотя компьютерщик — это уже не одна профессия, а целый букет специальностей. Кроме собственно “электронных” инженеров и техников, занимающихся компьютерным “железом”, к айтишникам относятся программисты, веб-дизайнеры, системные инженеры, администраторы локальных сетей, разработчики веб-сервисов и другие спецы.

Главной кузницей IT-кадров на сегодня остаются технические вузы. Что понятно: компьютерная подготовка традиционно включает в себя солидные математические знания. Матанализ, теория функций, функциональный анализ, линейная алгебра, аналитическая геометрия, диффуравнения, матфизика — далеко не полный перечень предметов математического цикла, которые изучает айтишник. Но и в традиционных университетах все чаще открываются IT-факультеты. Особенно популярна сейчас специальность защита информации. Известно ведь, сколько убытка может принести банку, корпорации или фирме (и даже целому государству!) наглый хакер. Поэтому на защиту от электронного проникновения и взлома солидные компании средств не жалеют...

IT-студенты помимо математических дисциплин проходят предметы, непосредственно связанные с вычислительной техникой и программированием: машинные языки; архитектура ПК и ЭВМ; системное и прикладное программное обеспечение; компьютерная графика и веб-дизайн; компьютерные сети и сетевые технологии. Им также читают курсы: информатика и ВТ; прикладная информатика; вычислительные машины, комплексы, системы и сети; программное обеспечение ВТ и автоматизированных систем; математическое и программное обеспечение защиты информации; информационное и математическое обеспечение экономики; математическая кибернетика; программное обеспечение вычислительных сетей и другие. Кроме того, на кафедрах есть многочисленные специализации — информационные системы в банковском деле и бухгалтерии, IT-бизнес и IT-менеджмент, IT в налоговой деятельности и т.д. В некоторых вузах число IT-курсов и спецсеминаров доходит до 30—40. Это дает возможность студенту заранее выбрать будущее место приложения своих рук и знаний. Не обойтись айтишнику и без хорошего иностранного языка. Прежде всего английского. Причем инглиш требуется специфический — компьютерный. Слова “броузер”, “скрипт”, “флэш” должны быть понятны без перевода.

Время обучения на компьютерщика зависит от программы, принятой в вузе. Минимум — четыре года. После этого студент получает диплом бакалавра. Но предпочтительнее все же пятилетнее образование. Оно дает более глубокие знания и диплом специалиста. После шести лет учебы можно рассчитывать на звание магистра.

Большинство студентов начинает работать по специальности уже с 3—4-го курса. Это дает не только необходимые практические навыки, но и деньги. Компьютерщикам, как правило, хорошо платят. Выпускники IT-факультетов, особенно IT-экономисты, IT-менеджеры и математики-программисты, востребованы везде: в госучреждениях и частных фирмах, банках и вычислительных центрах, бухгалтериях и научно-исследовательских институтах.



Коротко и сердито

Компьютерным специальностям учат и на специальных курсах. Они полезны людям, которым срочно требуется повысить свою компьютерную грамотность, но нет времени ежедневно ходить на семинары и просиживать часы в вузовских аудиториях. Курсы хороши двумя качествами — краткостью и практичностью. Теория дается по минимуму, зато практическим навыкам уделяется главное внимание. К тому же на курсах можно освоить те специализации, которые отсутствовали в вузе.

Многие студенты успешно совмещают учебу в институте с учебой на курсах и получают вместе с дипломом сертификат международного образца.

IT-курсы весьма многообразны: курсы программистов и компьютерной верстки, компьютерной графики и веб-дизайна, верстки и 3D-моделирования, анимации и веб-технологий. Продолжительность обучения на них зависит, во-первых, от целей, которые ставит перед собой слушатель, во-вторых, от интенсивности учебного процесса. Курсы могут длиться и несколько дней, и 2-3 недели, и 8-9 месяцев. Занятия проходят, как правило, вечером и в выходные дни. После завершения обучения слушателю выдается сертификат, подтверждающий полученные знания. Цена курсов зависит от количества часов и “крутизны” самого учебного заведения.



Догоним и перегоним!

Какие перспективы у отечественных IT-специалистов? Судя по всему, самые радужные. Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман недавно, к примеру, заявил: “Динамика российского рынка IT весьма впечатляет — примерно 20—25% в год. Это превышает темпы роста ВВП в 3 раза”. При таких скоростях объем нашего IT-экспорта может возрасти примерно в 2 раза и достичь в 2004 году $1 млрд., а по итогам 2005-го — 2 млрд. “зеленых”. Америка отдыхает... Российские айтишники без работы не останутся.






Партнеры