Дети гексогена

У детей сегодня особенные игры. Это раньше юные гении конструировали ракеты, а в перерывах носились по двору в догонялки. Сейчас они изобретают взрывные устройства и берут в заложники малышей — приставив нож к горлу.

Две истории, которые мы сегодня расскажем, по времени разделяет всего месяц, по месту происшествия — 500 км.

А объединяет — целая эпоха. Культ терроризма.

— Самое главное — аккуратно развести провода. Сделать это надо без суеты и спешки, — объяснял мне принцип работы взрывного устройства 13-летний парнишка, подкрепляя свою лекцию схемой, изображенной собственноручно на листке бумаги. — Одно неловкое движение — и провода замкнут электрическую цепь. На мгновение моргнет лампочка, а в следующую секунду прогремит взрыв. Ты умрешь…

В маленькой Токаревке, расположенной в 120 км от Тамбова, к счастью, никто не умер. Хотя переполох был страшный, когда 17 сентября с.г. рядом с детским садом (!) обнаружили самодельную бомбу. Точно такую, как нарисовал мне Максим А. И это спустя всего две недели после Беслана...


— Утром 17 сентября в дверь нашего садика отчаянно забарабанили, — вспоминает Валентина Лютикова, и.о. заведующей детским садом №1. — Я удивилась — в нашем городе всегда спокойно и тихо. А тут на пороге стоит милиционер. Говорит, что возле детсада лежит бомба, поэтому всех детей нужно срочно выводить.

...Трехлитровая банка из-под краски лежала на боку. Из пробитого в ней отверстия торчали два цветных провода. Которые тянулись к другой банке — из-под колы. К третьему — аэрозольному — флакону были прикреплены две батарейки, а к их полюсам припаяны провода. Картину довершала лампочка от карманного фонарика...

Скованные одной цепью

Три жестянки, хитро соединенные между собой, нашел водитель токаревского ЖКХ, когда около 8 утра приехал на работу. Взрывное устройство лежало на асфальтовой дорожке, в двух метрах от городской электросети и в 50 метрах от детского садика.

Детей тут же наспех одели и оттащили в самый дальний угол игровой площадки. Там им быстренько раздали хлеб с колбасой — завтрак должен быть, несмотря ни на какие ЧП! — и через дырку в заборе повели всех в Дом культуры. А уже из ДК их разобрали родители — побросав работу, с выпученными от страха глазами.

— Малыши, конечно, ничего не поняли. Посчитали, что мы просто пораньше вышли на прогулку, — улыбается Валентина Лютикова. — А большие дети догадались, что случилось. Одна девочка шла домой и все канючила: “Бабушка, там ведь моя разукрашка осталась! А вдруг мои игрушки взорвутся?”

— Конечно, у нас здесь не Чечня, да и никаких стратегических объектов нет, — рассуждает прокурор Токаревского района Тамбовской области Анатолий Базылев. — Но надо быть начеку. Если уж террористы добираются до Москвы, то до нас им вообще рукой подать — только проскочить Ставропольскую и Воронежскую области.

Свет отключили, продукты тухнут

На территорию ЖКХ сотрудники отделения внутренних дел Токаревского района примчались уже через 10 минут после “сигнала”.

— Устройство и вправду на бомбу было похоже, — рассказывает начальник штаба РОВД Сергей Романов. — Я сразу подумал: “Может, учения проводят для милиции?” Но потом осекся: а кто, собственно, проводит, если мы и есть милиция?

Пока дозванивались в администрацию города, района и областное УВД, узнавая про учения, за 100 метров от бомбы по периметру выставили оцепление из 12 милиционеров. Но ни о каких учениях начальство и слыхом не слыхивало. Тогда решили эвакуировать детей из садика, сотрудников ЖКХ с их территории и жителей трех близлежащих домов.

Опасаясь взрыва, отрубили свет во всем поселке. Начальник РОВД, глава района и заместитель районного прокурора возглавили оперативный штаб. Вызвали из Тамбова ОМОН, сотрудников ФСБ, МЧС, взрывотехников и кинолога с собакой. Впрочем, начштаба Сергей Романов и сам прекрасно знал, что делать: в 2000 г. он был на учениях, где как раз отрабатывали подобные ситуации.

— В Токаревке началась паника. Народ валом повалил к воротам ЖКХ. Директор ресторана примчался: мол, свет отключили, а продукты тухнут, обед нельзя приготовить, — рассказывает Сергей Романов. — А я что сделаю? У меня в любую минуту все взлететь может.

Кортеж специалистов прибыл из облцентра спустя 1,5 часа. Первыми к бомбе приблизились два опытных взрывотехника. Они заключили: по внешнему виду взрывное устройство настоящее — процентов на 95%. Зона поражения — приблизительно 200 метров.

Стали решать, куда вывозить страшную находку. И тут к оцеплению подкатила какая-то легковушка. Из нее вылез мужчина и чуть ли не за ухо вытащил за собой подростка.

— Мой сын вчера играл здесь с друзьями, — начал он, страшно волнуясь. — Возможно, они что-то натворили…

— Бомба ненастоящая, — тихо, но уверенно произнес парнишка. — Мы вчера с ребятами ее сделали. “В саперов” играли…

На всякий случай к бомбе все же подпустили собаку. Та взрывчатки не учуяла.

Физика — великая наука

Двое из пяти ребят, которые накануне играли в “войнушку”, сидят передо мной на стульях. Мальчишки абсолютно домашние, ухоженные и послушные. Главный “герой” Максим — тот, кого приволок к детсадику отец, — само смирение. Сцепив руки замком, он кротко ждет моих вопросов. Коля, пряча глаза от смущения, глядит в сторону. Ребята напряжены и слегка запуганы. Оно и понятно — после всей этой истории их вместе с родителями затаскали в ФСБ и прокуратуру, где дотошно выясняли, был ли преступный умысел в их действиях. А “действия” оказались совсем простыми.

Трое восьмиклассников пошли гулять в “коммуналку” — так называют они территорию ЖКХ. Она представляет собой огромный двор, ограниченный с одной стороны большими железными дверями и гаражами, а с другой — почти завалившимся забором. Этот двор забит ржавыми машинами, кучами металлического хлама и обычным мусором. Позже к одноклассникам присоединились еще двое ребят.

— Да мы и раньше там лазили. Только старались не попадаться на глаза коммунальщикам, — рассказывает Максим. — Играли в прятки, в догонялки. Как-то прицепили к дереву трос от комбайна и катались на тарзанке. А потом мы придумали “саперов”.

Уходя 16 сентября из дома, Максим прихватил с собой пару проводов, лампочку от фонарика и две батарейки из плеера. Банку из-под краски и другие жестянки нашли прямо под забором ЖКХ — благо там этого добра навалом. Всем скопом сконструировали взрывчатку, насыпав в банки земли вместо взрывоопасной “начинки”.

Взрывотехники из Тамбова признались потом, что муляж был сделан поразительно профессионально. И даже предположили, что ребята где-то видели настоящую бомбу. А может, схему скачали из Интернета?

Загадочное слово “Интернет” токаревские ребята, конечно, слышали, а вот самой сети ни разу ни видели. Всемирная паутина появилась в городке... всего несколько недель назад, да и то только на почте. У Максима компьютера вообще дома нет, а схема взрывного устройства сложилась из учебника физики и собственной фантазии.

— А чего тут сложного? — пожимает он плечами. — Простая электрическая цепь. Мне перед школой купили учебники за 8-й класс. Физику я обожаю, за два дня пролистал.

Оказалось, что Максим — местный гений. В свои 13 лет он уже переделал плеер в магнитофон, починил сломанную магнитолу, пристроил к ней антенну и колонку — получился музыкальный центр. В школе парень заметно отличается от других — отличным поведением и почти сплошными “пятерками”.

— Учителя и одноклассники отзываются о Максиме и Коле исключительно хорошо, — говорит социальный педагог школы №2. — Ребята умные, вежливые, дисциплинированные. На них всегда можно положиться. К их родителям тоже никогда не было претензий.

Играя “в саперов”, ребята разбились на две команды. Одна понарошку устанавливала взрывное устройство, другая — искала и обезвреживала. По правилам игры надо было аккуратно развести провода, чтобы не загорелась лампочка, которая обозначала “взрыв”. Только тогда ты и выиграешь.

— Заметьте, цель игры была не заминировать, а именно разминировать бомбу, — уточняет Коля.

Каждая команда успела “похимичить” с муляжом только по одному разу. Им помешала машина, въехавшая на территорию ЖКХ. Мальчишки сначала спрятались в кусты, а потом и вовсе разбежались по домам. И напрочь забыли о своей игрушке.

— Кто же знал, что взрослые испугаются простой банки? — удивляется Коля.

Без злого умысла

Максим преспокойно читал книгу, когда со смены вернулся домой отец.

— Ты был вчера в “коммуналке”? — первый вопрос, который он задал сыну.

— Да, — кивнул парень.

— Что вы там делали?

— Играли “в саперов”.

— Собирайся, идем в милицию, — вздохнул отец.

— Что ж, для нас это была хорошая тренировка, — говорит прокурор Анатолий Базылев. — Мы проверили свою готовность к подобным ситуациям. Правда, не дай бог никому такой проверки.

Вся эта история не прошла даром для Максима и Коли. В школе их тут же окрестили “террористами”. Но родной 8-й “а” встал за друзей горой. Класс в полном составе ждал “террористов” около дверей прокуратуры, пока тех допрашивали.

Состава преступления в действиях ребят прокуратура Токаревского района не нашла. На вопрос, был ли у детей злой умысел, следователь категорично ответил “нет”. В их игре не было даже шалости — звонить и предупреждать о заложенной бомбе никто не собирался. После трехдневной проверки прокуратурой было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Что ж, какое время — такие и игры. Раньше дети конструировали макеты космических кораблей, теперь — взрывных устройств. Наши родители мечтали стать космонавтами, а наши дети... хорошо хоть не террористами — саперами.

— Все, больше мы ничего не изобретаем, — заверил меня на прощание Максим. — Хватит, наигрались…


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру