Смутное бремя

27 октября 2004 в 00:00, просмотров: 199

Сто человеческих черепов и несколько ящиков костей — таковы итоги работы археологической экспедиции, завершившей раскопки на месте бывшей церкви Вознесения Господня в Звенигороде. Во многих черепах — круглые пулевые отверстия. Ученые предполагают, что эти останки относятся к XVII веку, знаменитому Смутному времени, когда в Звенигороде бесчинствовали польские завоеватели. Сегодня в маленьком тихом городке никто вроде бы особо не бесчинствует, но страсти на том же самом месте кипят нешуточные.

— Приезжайте обязательно, — умолял по телефону архитектор, попросивший не называть его фамилии. — Завтра экскаваторами будет окончательно уничтожен памятник истории и культуры. А на месте разрушенной в 1941 году церкви Вознесения хотят построить храм, не имеющий ничего общего с историческим зданием и не вписывающийся в ландшафт. Хотя архитектурный совет при Минкульте рекомендовал восстанавливать историческое здание.

“Сигнал”, однако, сильно запоздал: на месте застаем неработающий экскаватор, частично развороченный исторический фундамент и археологов во главе с зам. начальника экспедиции Института археологии РАН Алексеем Алексеевым.

— Спасать фундамент уже поздно, теперь это пустое сотрясение воздуха, — охладил наш пыл Алексей Викторович. — Вы лучше расскажите о наших находках.

Экспедицию действительно можно признать удачной. О находках “МК” уже рассказывал. Они говорят о том, что в XIII—XIV веках Звенигород был значительно больше, чем считалось до того. Ведь раскопки производились в километре от исторического центра — Городка.

А вот о спорах, которые ведутся насчет будущего строительства на этом месте, ни археологи, ни сотрудники Звенигородского музея, куда мы отправились за комментариями, говорить ничего не стали: это, мол, дело архитекторов.

— Старая церковь исторической ценности не представляла, — излагает свою точку зрения главный архитектор Звенигорода Владимир Семочкин. — Она была нефункциональна — маленькая, но с большой трапезной. Новая будет просторней. Проекта у меня пока нет.

Объяснение подозрительному нежеланию местных деятелей культуры общаться на тему строительства нового храма совершенно случайно нашлось в разговоре с простыми горожанами. Оказывается, весь город знает, что новый проект храма (говорят, внешне он смахивает на мечеть Аль-Акса в Иерусалиме) разрабатывает фирма, которой заправляет жена звенигородского мэра Ставицкого. А заказчик строительства — администрация города. Так что какой смысл рассуждать об исторической достоверности и сохранности реликвий, если музыку все равно закажет тот, кто платит деньги.

Однако сам памятник истории в лице старинного фундамента, который, кстати говоря, можно было бы сохранить в цокольной части нового храма и сделать частью музейной экспозиции, поддаваться административному ресурсу не спешит. Перед ним спасовал уже второй экскаватор — выходит из строя гидравлика. Со дня на день здесь ждут третий — еще более мощный. А пока бабушки выносят в авоськах с места раскопок старые кирпичи. Говорят, намоленные, нельзя такими разбрасываться.




Партнеры