Женская дружба

—Смотри, какой мальчик! — толкнула Женька подругу.

Та уже и сама во все глаза глядела на “мальчика” лет тридцати, сидевшего с удочкой на берегу серебристого озера.

—Извините, можно прикурить? — вытащив из сумки сигарету, окликнула Женька молодого человека. Тот поднялся, чиркнул зажигалкой, поднес ей пламя, прикрыв его ладонями, бархатно улыбнулся.

—Как улов? — поинтересовалась вторая девушка. Парень указал на садок, в котором поблескивала влажная чешуя.

—Любите рыбачить?

—Да. Я каждый вечер ловлю здесь! — наконец подал голос он, и подруги замерли от звучания его ласкового баритона.


Они были подругами не разлей вода уже много лет, со студенческой скамьи. Их судьбы словно дублировали друг друга: обе красавицы, отличницы, девочки из “правильных”, хороших семей. По окончании института обе стали успешно делать карьеру, зарабатывать деньги. Как часто случается с чересчур безупречными девушками, и той, и другой трудно было найти себе достойную пару, поэтому личная жизнь не складывалась, несмотря на обилие поклонников.

Обе успели побывать замужем, у обеих семейная жизнь закончилась крахом. Юлин супруг, красивый юноша из обеспеченной семьи, являл собой типичный пример родительской неудачи: категорически не желал работать, деньги, которыми его щедро снабжал отец, спускал в ночных клубах и ресторанах, курил травку и не мог пропустить ни одной полногрудой женщины.

Женькин же Виктор, человек не первой молодости, очень эрудированный и с виду респектабельный, оказался обыкновенным альфонсом. Он писал книги об искусстве, которые никто не печатал. Может быть, Женька еще долго лелеяла бы его талант, а заодно и тело, на собственные средства, но Виктор стал причислять ее к “тупоголовым прислужникам золотого тельца”, как он называл всех, кто в отличие от него получал деньги за свою работу.

Между тем время шло, возраст перевалил за тридцать, требования к мужчинам с годами росли, соответственно, надежды на благополучную семью становились все более призрачными.

— Пора, Юлька, потомством обзаводиться! Что мы, своих детей без мужиков не прокормим? — рассуждала Евгения.

— Еще как прокормим! — соглашалась Юля. — Знаешь, давай родим в одно время! Будем вместе с колясочками гулять…

“Мы ненавидели эту присказку: мол, женская дружба до первого мужика! — говорит мне Евгения. — Это было не про нас. Вернее, казалось, что не про нас… Мы с ней, даже знакомясь на тусовках с молодыми людьми, предлагали друг другу уступить нового знакомого, если той он понравился больше. Когда у меня пошел разлад с Виктором, Юля ездила к нему, пыталась образумить. А я целый месяц жила у нее после ее развода — для моральной поддержки”.

Они были друг для друга куда дороже всех мужчин, вместе взятых… До тех пор, пока не стали врагами.

* * *

Прошлым летом они вместе поехали отдыхать в Венгрию, на озеро Балатон. Молчаливого красавца-рыбака встретили закатным вечером, гуляя по безлюдному берегу далеко от их курортного городка.

Они проговорили о нем до глубокой ночи.

— Бывают же такие мужчины! Нет, пойми, он не просто красив, в нем такое благородство! Может, он потомок королевского рода?

— Вот бы нам с тобой открыть в Москве стриптиз-клуб, и его туда! Бабы валили бы валом, за бешеные деньги, только чтоб посмотреть…

— Дурочка, короли не работают в стриптиз-клубах!

— Идиотки, чего мы несем!

Они валялись на диване и хохотали как сумасшедшие.

На следующий вечер подруги собрались в ресторан вместе с новыми знакомыми из их отеля. Перед самым выходом Женька вдруг заявила, что никуда не пойдет — похоже, простудилась, и очень болит голова. Юля хотела остаться вместе с нею, но та отговорила подругу.

…Когда Юля вернулась, Женьки в номере не было. Она пришла только глубокой ночью, с мокрыми волосами и горящими глазами.

— Откуда ты? Я чуть с ума не сошла! — набросилась на нее подруга.

— Юлька, его зовут Ласло! Мы купались, мы целовались на пляже!

Споткнувшись о взгляд подруги, Женька бросилась ей на шею.

— Прости меня, я наврала, я подло поступила… Ну не могли же мы пойти к нему вдвоем!

Юля не могла уснуть до утра. “Женская дружба, да уж!” — с горечью думала она.

Но Женька даже не заметила ее обиды. Каждый вечер теперь она уходила на безлюдный берег озера и возвращалась только под утро — Ласло привозил ее к отелю на велосипеде.

Она светилась счастьем и щедро делилась восторгом с подругой.

— Но хоть что-то ты знаешь о нем? — скептически спрашивала Юля.

— Знаю, что он живет в этом городке всю жизнь, работает механиком на теплоходе, а сейчас в отпуске…

— Может, женат и семеро по лавкам?

— Может быть… Да это не важно, я же замуж за него не собираюсь. Все равно — это лучшие дни моей жизни!

И Юля простила подруге ее маленький обман и ее счастье. И перестала обижаться. В конце концов, их вояж скоро закончится, а дружба останется.

…Женька возвращалась в Москву на несколько дней раньше — ее отпуск был короче. Ласло пришел проводить ее к автобусу. Поцеловав на прощание, он не спросил у нее ни адреса, ни телефона.

— Так тоскливо без нее… Давай пройдемся немного, не бросай меня одну! — попросила Юля Ласло, когда автобус скрылся из глаз.

* * *

Подруги встретились в первый же день по возвращении Юли в Москву. Расцеловались, зашли в свое любимое кафе, взахлеб обсуждали последние новости. О Ласло не было сказано ни слова.

А через месяц Женька сообщила Юле, что беременна. Да-да, от него. И ребенка оставит непременно.

— Ты скучаешь по нему? — в упор спросила Юля.

— Стараюсь не думать, хотя… Но я уже большая девочка, чтоб рыдать в подушку. Все равно у нас не было никаких шансов, даже если б он стал писать, звонить. Ты только представь себе Ласло в Москве. Или меня в его деревне. Смешно! Это даже хорошо, что все концы оборваны. Зато гены от него для ребенка — лучше не придумаешь! Элитный производитель чистейшей породы…

А еще через неделю о своей беременности узнала Юля.

— Андрею скажешь? — спросила ее Женька. Андреем звали скучного героя вялотекущего Юлиного романа.

— С ума сошла! Сейчас самое время с ним расстаться. Смотри, Женька, все получается как мы хотели — родим одновременно, будем две матери-одиночки. Нам с тобой никуда друг от друга не деться!

Подруги обнялись и радостно рассмеялись.

Их сыновья родились с разницей в две недели. Женька примчалась к Юле в роддом, оставив на няню собственного младенца. И тогда та, измученная тяжелыми родами, рассказала ей все. Что Андрей тут ни при чем. Что тогда, после Женькиного отъезда, они с Ласло долго гуляли, что потом он поднялся к ней в опустевший номер — просто так, чаю попить, чтобы Юле не было так одиноко. А потом — это был какой-то тайфун… Юля промолчала только о том, что, когда она потянулась к Ласло, он прижал палец к губам, попытался остановить ее… Не сказала и о том, что, уезжая, сунула ему записку со своим номером телефона и электронным адресом. А что говорить? Он же все равно не звонил, да она и не рассчитывала на это.

Нет, все-таки существует настоящая женская дружба. Женька обняла подругу.

— Значит, теперь мы совсем родные! Ведь наши сыновья — братья.

Юля заплакала, уткнувшись в Женькино плечо.

— Ты не сердишься? У вас ведь с ним все равно все закончилось…

— Глупая, конечно нет…

“Не могу сказать, что мне было приятно выслушивать ее признание, — вспоминает Женька, — наоборот, я потом долго не могла успокоиться, представляла себе их с Ласло… Но понимала, что злиться на нее будет неправильно. Она же не уводила у меня мужика, мы сами расстались… Вот только того, как она поступила потом, я и представить себе не могла!”

Их мальчики больше походили на матерей, к некоторому разочарованию, но все равно были здоровыми и красивыми. Никто не знал, что у них один и тот же отец, и эта маленькая тайна очень сближала подруг. Женька и Юля звонили друг другу по нескольку раз на дню, делились своими материнскими радостями и тревогами, и ревность больше не колола Женьку.

— Элитный производитель! — только так они теперь со смехом вспоминали о Ласло.

* * *

Электронное письмо Юля получила месяца через четыре после рождения детей. Несколько строк на неправильном английском:

“Здравствуй, как поживаешь, надеюсь, у тебя все хорошо. Пожалуйста, напиши мне, как позвонить Жене, мне очень надо с ней поговорить. Ласло”.

Она вздрогнула и отшатнулась от монитора, словно оттуда могла выползти ядовитая змея. Вихрем пронеслись мысли: что он хочет ей сказать? Чем это кончится? Что, если… И последняя, самая обидная — со мной ему говорить не о чем…

“Скорее уничтожить письмо, потом сомневаться будет поздно!” — это была скорее даже не мысль, а какое-то ощущение, чувство, и, обрадовавшись ему, Юля торопливо нажала кнопку “delete”.

“Вы действительно хотите удалить это сообщение?” — словно взывая к ее совести, осведомился монитор.

— Да! — она яростно ткнула пальцем клавишу.

— Я поступила как последняя дрянь! — ругала она себя несколькими минутами позже. — Затмение какое-то нашло… Надо было переслать ему Женькин телефон. А теперь где взять его электронный адрес?

Через несколько дней он прислал новое сообщение.

“Ты получила мое письмо? Пожалуйста, ответь. Пришли мне телефон Жени…”

Это сообщение она уничтожила так же поспешно, как и первое. И так же искренне сразу схватилась за голову: что я наделала?

Больше он не писал.

Она утешалась тем, что у Ласло с Женькой все равно бы не было никаких перспектив. Разве можно представить себе его в Москве? А скорее всего он ни о чем серьезном и не собирался с ней говорить…

Но смотреть подруге в глаза было стыдно. И агукать с ее сыном — тоже.

…В этом июне, когда мальчикам исполнился год, Женька с ребенком приехала к Юле — справлять общий день рождения. Юля, только закончившая кормить ребенка грудью, с непривычки выпила лишнего и рассказала подруге о письме.

— Ты же не сердишься, Жень… Я машинально его удалила, я не хотела. Вряд ли он хотел сказать что-то важное, только душу бы тебе разбередил. Так что все к лучшему…

Женька молча оттолкнула ее, одела ребенка и ушла. Два торта, в каждом из которых горело по свечке, остались нетронутыми.

С тех пор они больше не виделись. Маленькие братья — тоже.

Юля не захотела даже говорить о бывшей подруге.

— Она отказалась простить меня, хотя сама далеко не всегда была честной. Я-то ее прощала!

А Женя сказала мне напоследок: “Только не думайте, что я это из-за Ласло… Я ведь не его потеряла, а лучшую подругу. Которая была мне дороже всех мужиков!”


Комментарий специалиста

Андрей КОНОВАЛОВ, практический психолог Научного центра психического здоровья РАМН:

Основой для тесного житейского сотрудничества, близкой дружбы между женщинами практически всегда является равенство во всем. Чаще всего такая дружба возникает у представительниц прекрасного пола еще в юности. При благополучной семейной жизни дружеские отношения могут сохраняться, но значительно менее тесные. Если же одной удается достичь принципиально большего успеха или в карьере, или в личной жизни, женщины так ли иначе отдаляются друг от друга — появляется элемент соперничества. А он губителен — дружба между женщинами, как правило, жива до тех пор, пока подругам еще нечего или некого делить.

Так что ситуация в данном случае — типично женская.

Могло ли закончиться все по-другому? Вряд ли. Они же были во всем равны друг другу, и для них это было принципиально значимо. Этакая дружба-паритет. Когда первая пошла на обман, сказавшись больной, и вдобавок первая спровоцировала интимные отношения с понравившимся обеим мужчиной, вторая обиделась на нее: подруга нарушила их паритет. Могла ли Юля при имевшейся у нее возможности не сравнять счет, не вступить в точно такие же отношения с Ласло? Она уравнивает счет побед, и благодаря этому прощает подругу. И Женя ее точно так же прощает, но лишь до поры до времени, пока им еще нечего делить. Но когда происходит следующее принципиальное событие — Юля стирает электронное письмо, тогда Женя считает это уже явным перебором со стороны подруги. Снова ее ход. Поэтому именно она рвет отношения. А при чем здесь сам мужчина? Да ни при чем, он всего лишь пешка в жизненном состязании подруг.

Надо признать, что в последнее время такая, женская модель поведения становится все более свойственна и мужчинам. Причиной тому — массовая феминизация сильного пола. Прошли те времена, когда ради друга мужчина мог пожертвовать собственными интересами, отказаться от любимой женщины... Сейчас даже от случайной связи вряд ли откажется. Соперничество в дружбе у мужчин, увы, тоже выходит на первый план.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру