Рейтинг октября

5 ноября 2004 в 00:00, просмотров: 168
Актриса месяца

Это, бесспорно, Марина Неелова, которая выступила в мужской роли в спектакле “Шинель” (“Современник”, реж. Валерий Фокин). Уже то можно считать подвигом, что красивая женщина позволила режиссеру изуродовать себя до неузнаваемости гримом безобразного и трогательного старика. Но искусство требует жертв, и Неелова их принесла. Впрочем, профессиональная страсть пуще всяких рассуждений о жертвах, подвигах и поощрениях. Получить роль коллежского асессора Башмачкина — уникальная возможность, которую такая тонкая актриса, как Неелова, не могла упустить. Не упустила и сыграла. Как? Не поддается описанию: всякое слово на этот счет — лишь жалкий лепет и попытка передать невозможное. Кстати, “Шинелью” открыли новую сцену “Современника”, и театр можно поздравить с почином.

Склока месяца

Произошла в Доме кино на VI съезде Союза кинематографистов России. Киношники лишний раз подтвердили репутацию людей творческих, но вздорных. И чем громче были имена людей, выступавших с трибуны, тем гуще был поток бранных слов, летевших в зал. Лица журналистов светились экспрессией торжества в предчувствии большого скандала. Скандал не заставил себя ждать: выборы председателя СК — им в третий раз стал Никита Михалков — переросли в большую потасовку, а легитимность их еще долгие месяцы будет оспариваться в суде. Для тех, кто после мрачноватых газетных статей отчаялся верить в будущее российского кино, стоит отметить, что тех режиссеров, чьи фильмы побеждают на фестивалях и имеют настоящий успех у публики, в Доме кино замечено не было.

Неожиданность месяца

Явил собой Ричард Гир. Он побывал в Москве не как заслуженный сердцеед Голливуда, а как паломник. Именно так называлась персональная фотовыставка знаменитого актера, включившая более 60 фотографий, сделанных во время путешествий по Непалу, Индии и Тибету. Помимо этих работ Гир продемонстрировал истинно буддистское величие духа. В отличие от других своих звездных коллег, в частности Роберта Де Ниро, он приехал в Россию, не убоявшись предупреждения госдепа США о небезопасности подобных визитов в свете террористических угроз. Даже травмированная после падения с лошади рука не охладила его энтузиазма в борьбе со СПИДом и защите прав тибетцев. Только две эти темы и обсуждал в Москве красавец Гир. Поддержав своим присутствием Тибетский фестиваль, впервые организованный в российской столице.

Актер месяца

Анатолий Белый — русский король Лир по японскому образцу (МХТ, режиссер Тадаси Судзуки). Неизвестно, каким бы королем был Белый, если бы шекспировскую пьесу ставил русский режиссер. Но под руководством Тадаси Судзуки на сцене МХТ артист Белый явил нам тонкую, а не гремучую смесь самурая, страдающего психическим расстройством русского человека. При этом видно, что он хорошо овладел системой японского театра, основанного на суровых физических упражнениях, но при этом полностью сохранил психологический способ существования русского актера в других условиях. Одним словом, эксперимент вполне удался.

Победа месяца

Впрочем, даже не месяца, а почти полутора лет. Именно столько шла тяжба по поводу печально знаменитой картины Рубенса “Тарквиний и Лукреция”. И именно столько немецкий суд в Потсдаме морочил голову владельцу картины Владимиру Логвиненко, утверждая, что он бандитским образом присвоил немецкое народное достояние. И вот наконец долгожданное решение: в начале октября Земельный суд Потсдама закрыл уголовное дело против Логвиненко как незаконно возбужденное. Картину вернули владельцу (она год была в заточении спецхранилища Пушкинского музея по просьбе немецкой прокуратуры), который сразу отдал ее реставраторам Эрмитажа, где она впервые предстанет перед публикой в начале следующего года.

Ошибка месяца

Это перенос на московскую сцену рок-мюзикла We Will Rock You, премьера которого прошла в Театре эстрады 18 октября. Мюзикл, с огромным успехом идущий в Лондоне вот уже два года, основан на неустаревающих шедеврах группы Queen. Надо отдать должное создателям русской версии, они, вероятно, руководствовались безмерной любовью к Фредди Меркьюри в частности и к британскому року в целом, когда затевали столь рискованный проект. Однако “куиновские” хиты не выдержали испытания русским языком и, что самое главное, российской манеры пения, в которой рок-стилистикой (английской, разумеется), увы, и не пахнет. Вряд ли We Will Rock You протянет более сезона, несмотря на то, что осторожные продюсеры, имея в виду печальный и недолгий опыт предыдущего “жильца” Театра эстрады “Чикаго”, не собираются играть в ежедневном режиме, а ограничиваются двухнедельными блоками.

Восторг месяца

вызвал спектакль живого классика французского балета 80-летнего Ролана Пети. На Новой сцене Большого театра он просто рассказывал о себе и своем творчестве. Представление так и называлось “Секреты балета: Ролан Пети рассказывает”. Разумеется, эффектные вставки были: периодически повествование перемежалось фрагментами из постановок выдающегося хореографа, которые блистательно исполняли звезды мирового балета. А потом на подмостках вновь появлялся главный герой спектакля и, продолжая прерванный монолог, вспоминал о людях, которые ему встретились. Большинство упомянутых персонажей — всем известные личности: Жан Кокто, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Майя Плисецкая... Пети был чудо как хорош: напрямую общался с залом, удачно иронизировал, а подчас и пританцовывал. Подпав под его обаяние, публика словно пребывала в каком-то наркотическом опьянении и, даже когда 4-часовой спектакль завершился, не торопилась расходиться. Исключительно с восторженными эпитетами обсуждали только что увиденное и услышанное, называли Пети красавцем, умницей, гением. А для дальнейшего общения даже обменивались номерами телефонов. Словом, знаменитый француз спровоцировал цепную реакцию любви, а в этом, как известно, и состоит предназначение настоящего искусства.

Урожай месяца

из высших наград собрали артисты российского цирка на международных конкурсах. Не успели мы в начале октября поздравить серебряных призеров Международного фестиваля циркового искусства в Варшаве — группы акробатов Досовых и Бойцовых и дрессировщика собак Сергея Простецова, — как новый успех, на сей раз в Италии. В городе Латина собралась молодая поросль артистов цирка (до 21 года) всех пяти континентов. Россия собрала урожай всех “расцветок” — золотого, серебряного и бронзового цветов. Первое место у трех “гуттаперчевых” девочек из Бурятии, “серебро” у акробатов-прыгунов под руководством Сергея Расторгуева (Саха) и у московского гимнаста на ремнях Сергея Акимова. Даже представители самодеятельного цирка — 14-летняя Оля Ливанова и 12-летняя Анастасия Караваева — увезли в Россию бронзовые награды: столь артистично и мастерски исполнили они не по-детски сложный эквилибр на тростях с говорящим названием “Пробуждение цветка”. Остальная “бронза” — у Италии, Украины и США. Кстати, за Штаты выступила наша бывшая соотечественница Вика Шварцман.

Антиквариат месяца

Последняя декада месяца прошла под знаком антиквариата, коим десять дней был забит до отказа Центральный дом художника. XVII Антикварный салон отличился, в первую очередь, тем, что со стенда одного из антикварных магазинов стащили старинное колье, украшенное бриллиантами общей сложностью в 26 карат и стоимостью почти в 1 миллион рублей. Но главным его событием были охотничьи торги, проводимые аукционным домом “Гелос”. Продавались, например, аркебуза охотничья голландская XVII века — за 250 тысяч у.е. и французская пара дуэльных пистолетов — за 210 тысяч. А к ним в придачу — усадебка в Тверской области на 7 с небольшим гектарах — за 200 тысяч. Как оказалось, подобный лот выставлялся на аукцион впервые. И ведь куплен был тут же — в два раза дороже. Новый владелец отхватил усадьбу XVIII века в 300 километров от Москвы. Так что все испуги, что приватизация памятников культуры и истории, о которой говорили на недавнем заседании правительства, будет проходить только в Москве и Питере, напрасны. Прецедент создан.



    Партнеры