Девять жизней и одна смерть Арафата

Ясир Арафат так и не стал первым президентом Палестины. Его мозг мертв: аппарат искусственного дыхания еще накачивает легкие воздухом, но человек, которого так ненавидели в Израиле и считали едва ли не полубогом в Палестине, уже сошел с жизненной, а значит — и с политической арены.

Он “умирал” уже много раз, и только теперь — по-настоящему. За все годы жизни Ясира Арафата пытались отправить на тот свет, наверное, больше, чем любого другого политического деятеля планеты. В Бейруте председателя ООП держали на мушке израильские снайперы, и только в последнее мгновение приказ Шарона отменил ликвидацию. В 1992 году он пережил авиакатастрофу в пустыне Сахара: погибли все, кроме Абу Аммара — боевой псевдоним Арафата.

В 1985 году он выжил после налета израильской авиации. Почти все соратники были погребены под руинами штаба ООП в Тунисе, а Мухаммед Абдель Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни (полное имя Арафата) — выжил.

И вот, избежав покушений и крушений, Арафат умирает от... недоедания. Одряхлевший организм не выдержал поста Рамадан. По мнению врачей, иммунная система палестинского лидера ослабла от недостаточного питания и была уже не в силах бороться с обыкновенной простудой... Хотя, конечно, все это лишь медицинская казуистика. На самом деле, как и у всякого смертного, у Арафата был предопределен свой урочный час. И вот он пробил. Что означает смерть Арафата?

“Умер Арафат физически или еще нет — неважно, — пишет израильская газета “Haaretz”. — Ясно одно: сейчас у Израиля в Палестинской автономии нет партнера, с которым можно было бы вести переговоры. Существует угроза, что на палестинских территориях воцарится хаос...”

Это — реально. Детонатором хаоса могут стать уже сами похороны лидера, на которых ожидается присутствие почти миллиона арабов. В Тель-Авиве, конечно, такой поворот событий просчитывали. Еще весной военные аналитики провели моделирование вероятных ситуаций, которые могут наступить после смерти председателя. Подразделения спецназа “репетировали” непосредственно в предполагаемом месте погребения главы автономии и отработали свои действия на случай всевозможных ЧП на всей протяженности вероятного маршрута, по которому будет двигаться траурная церемония.

“Палестинец №1” найдет упокой там же, где 10 лет назад его, вернувшегося из Туниса, встретили толпы ликующих соотечественников, — в пыльном Секторе Газа. Туда же должны прибыть и многочисленные зарубежные делегации.

Арафат был безусловным лидером палестинцев, но он не оставил после себя преемника. А это значит, что в Палестине развернется борьба за власть. Причем не только между членами правящего, созданного и взлелеянного Арафатом ФАТХа, но и боевиками из “Хамаса” и Народного фронта освобождения Палестины. О своих претензиях на власть они уже заявили, призвав ФАТХ организовать коллективное руководство. Прецедент политических разборок по-палестински уже был несколько месяцев назад, когда члены этих организаций устроили в Секторе Газа бунт со стрельбой и захватом заложников, причем в плену у “оппозиционеров” побывал даже Мусса Арафат, племянник раиса.

И все же, несмотря на взрывоопасную обстановку в автономии, “необходимо доказать, что Арафат был не единственной фигурой, с кем можно было договариваться о мире”, — пишет “Haaretz”. Сегодня наибольшие шансы встать у руля Палестины имеет Махмуд Аббас (Абу Мазен) — он уже возглавлял палестинское правительство в 1993 году, но из-за разногласий с верхушкой ФАТХ был вынужден уйти в отставку. Совсем недавно Арафат неожиданно вновь приблизил Абу Мазена к себе, пригласив его вместе с Абу Аллой, нынешним премьером ПНА, на позднюю трапезу в резиденцию Муката. И именно тогда он потерял сознание, так и не сумев закончить ужин...

После авиакатастрофы в Сахаре, проведя 13 часов в пустыне у обломков разбившегося самолета, Арафат вспоминал: “В ожидании помощи у меня было два видения. Первое — мои братья по борьбе, которые уже умерли. А вслед за ними мне привиделась мечеть Аль-Акса. Я понял, что останусь жив и буду молиться в Иерусалиме”. Под последним он подразумевал, что станет главой независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме. Уже не председателем ООП, а первым президентом независимой Палестины.

Тогда он выжил, но первым официальным президентом Палестины не стал. Видение оказалось ложным.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру