Крымские художества

11 ноября 2004 в 00:00, просмотров: 112

Кажется, эта железобетонная махина стояла здесь всегда. Самый лучший вид на нее открывается с Крымского моста, и недаром фото для рекламных буклетов всегда делались именно с этого ракурса. Москвичи действительно настолько привыкли к ее существованию, что для многих станет открытием, что Центральному дому художника на Крымском валу исполняется всего 25 лет.

Место для выставок членов Союза художников тогдашнего СССР было выбрано шикарное. На берегу Москвы-реки, прямо напротив главного пункта отдыха москвичей — парка культуры имени Горького, с которым ЦДХ соединяет самый “культурный” в Москве подземный переход под Садовым кольцом. Рукой подать до Кремля. И со временем открытия тоже угадали. Шел 1979 год, приближалась Олимпиада, и советскому руководству нужно было показать, что Москва — столица не только олимпийская, но и культурная.

Здание, которое проектировалось в мастерской архитектора Жолтовского, получилось на первый взгляд довольно аскетичным, без архитектурных излишеств, однако весьма функциональным внутри. Три этажа, не считая антресолей, огромные выставочные пространства... Художники, которые до этого довольствовались скромными помещениями выставочного зала на Кузнецком мосту, получили наконец возможность демонстрировать свои произведения во всей красе.

Самой первой выставкой Центрального дома художника стала “Выставка 23”. Это сейчас многие из участников той выставки — действительные члены Академии художеств, а тогда это были просто молодые, но очень талантливые художники-“семидесятники” — Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова, Ксения Нечитайло, Александр Ситников... И многие из них наверняка помнят тех, кого сейчас бы назвали кураторами, — самых известных в СССР искусствоведов, прекрасных профессионалов: Маргариту Крюкову, Владимира Цельтнера, без участия которого, кажется, не обходился ни один вернисаж, Владимира Пушкарева. Именно они первыми стали знакомить широкую публику с творчеством Петрова-Водкина, Лентулова, Серебряковой, Татлина. Не говоря уже о том, что открывали советским любителям изобразительного искусства имена западных художников. Есть немало людей, которые помнят эпохальные выставки Гюнтера Юккера, Роберта Раушенберга, Джеймса Розенквиста.

Сейчас ЦДХ — один из оплотов пока еще довольно слабого нашего арт-рынка. Многих, конечно, раздражает, что во дворце художественной культуры время от времени проходят ярмарки, далекие от искусства. Но тем не менее Центральный дом художника и спустя 25 лет остается в Москве самой крупной и популярной площадкой, где показывают изобразительное искусство.




Партнеры