Рыть или не рыть

Вслед за Старым Арбатом и Столешниковым переулком в Москве может появиться еще одна пешеходная зона — Кузнецкий Мост. Судя по количеству дорогих бутиков, банков и ресторанов, эта улица вновь претендует на звание одной из самых фешенебельных в городе.

У историков и архитекторов давно чешутся руки запретить движение транспорта от Большой Дмитровки до Большой Лубянки, а главное — открыть на всеобщее обозрение сам Кузнецкий мост: уникальное сооружение, построенное в 1754 году по проекту классика московской архитектуры Дмитрия Ухтомского.

— Здесь даже никаких особых раскопок проводить не надо, — убеждал членов Градостроительного совета директор Центра археологических исследований Александр Векслер, — 30 сантиметров асфальта и брусчатки — и пожалуйста, открываются его арки.

Каменный мост, спроектированный Ухтомским, был трехарочным, шириной 12 м и длиной 120 м. В 1812 году ни он, ни расположенные рядом французские магазины не пострадали: бизнес соотечественников охраняли солдаты армии Наполеона. Но уже спустя четыре года мост пал жертвой задуманной властями перепланировки. Реку Неглинку заключили в трубу, а переброшенный через нее мост частично разобрали и засыпали. Вновь москвичи смогли увидеть его только в 1986 году, во время строительных работ и раскопок.

— Тогда мы предлагали восстановить кладку моста и сохранить его как памятник истории и археологии. Тысячи москвичей писали письма в Моссовет. Но нас не послушали, — сокрушается Векслер.

Но с 1986 года по сей день аргументы противников возрождения Кузнецкого моста не изменились. Во-первых, это очень дорогой проект. Под двумя из трех арок моста проходит коллектор с Неглинкой, а также мощные трубы теплоцентрали. Их придется перекладывать. Кроме того, нужно полностью пересмотреть схему организации движения между Рождественкой и Петровкой. В качестве альтернативы Москомархитектура предлагает не открывать Кузнецкий мост полностью, а ограничиться лишь той его частью, которая никак не связана с подземными коммуникациями.

— В качестве музейного экспоната москвичам достаточно показать только одну арку, — убеждали Лужкова чиновники, которым не хочется ввязываться в очередной “геморрой”. Вот если бы речь шла о строительстве торгового центра или иного коммерческого объекта — тогда другое дело...

Кстати, еще не понятно, как отреагирует на предложение историков инвестор, строящий рядом с Кузнецким Мостом новое здание ЦУМа. По словам Векслера, в котловане, вырытом под его фундамент, археологи уже обнаружили остатки храма Воскресения Славущего и надгробную плиту сестры жены Петра I Евдокии Лопухиной: “Ни в одном городе мира нет практики разрушения того, что было открыто в ходе археологических раскопок. Наоборот, известны случаи прекращения строительства и консервации обнаруженных останков”.

В Москве на такую жертву со стороны инвесторов рассчитывать не приходится. Хорошо, если удастся уговорить владельцев ЦУМа сохранить открывшуюся кладку храма и включить ее в интерьеры будущего магазина. Такие прецеденты в мире имеются. Например, в подвалах универмага “София” в болгарской столице — развалины старинной крепости.

— Было бы здорово объединить Кузнецкий мост, храм и другие найденные нами объекты в один комплекс, — мечтает Векслер, — и создать археологический музей под открытым небом, как в Риме. Или Москва не Вечный город?..

Ответить на этот вопрос предстоит властям города, которые, по словам Лужкова, в ближайшее время рассмотрят все плюсы и минусы уникального проекта.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру