Свое дело из чужих рук

15 ноября 2004 в 00:00, просмотров: 329

— Все, хватит, — раздраженно ответил старый приятель на стандартный вопрос “Как дела?”. — Устал за все отвечать. Ухожу на покой.

— Да не сможешь ты просто сидеть. Максимум через полгода опять что-то замутишь.

— Тогда что-нибудь новое начну. Или куплю.

И ведь точно — купит. У него уже был свой цех, и своя газета, и даже торговый центр. Только года через два после начала нового дела Сергей его, как правило, продавал. И опять начинал по новой. Либо с нуля, либо покупая у прежних хозяев.


И таких, как он, по России — десятки, если не сотни тысяч. Ежегодно объем слияний и поглощений только увеличивается. А это означает, что все больше продавцов и покупателей готового бизнеса находят друг друга к взаимному удовлетворению. Причем значительная часть из них — люди вполне состоявшиеся, привыкшие считать деньги и, что более важно, умеющие их зарабатывать. Казалось бы, зачем тратиться, ведь с тем же успехом можно начать такое же дело с гораздо меньшими расходами?

Ответов на этот вопрос наберется как минимум добрый десяток. Но прежде чем мы начнем их перебирать, давайте договоримся, что речь идет именно о действующем, работающем деле, а не о стопке зарегистрированных бумажек, сведенных в комплект и предлагаемых под броским лозунгом “Продается готовое ООО, ЗАО и т.д.”. Это даже не полуфабрикат. Настоящее дело должно иметь как минимум офисные и производственные площади, оборудование и персонал, который не только получает зарплату, но и работает.

13-й подвиг Геракла

Допустим, вы решили чем-то заняться. Подобно Гераклу — с чистого листа и ровного места. Сначала фирму надо регистрировать, потом подбирать помещения (офисные или производственные), набирать сотрудников, закупать сырье и материалы, налаживать отношения с поставщиками, с покупателями, получать лицензии, патенты, разрешения и сертификаты. И еще много чего. Словом, тратить, тратить и еще не раз тратить. Все это время родные и близкие будут ждать, когда же доходы начнут если не литься рекой, то хотя бы капать. Им придется потерпеть. В лучшем случае три месяца, а то и полгода- год, когда можно будет подвести первые утешительные итоги. И не факт, что все пойдет по плану. Более половины новых компаний, по статистике, терпят фиаско на первом же году своего существования. Так что готовый бизнес, если его правильно выбирать и оценивать, может снять большинство этих вопросов уже через месяц.

И еще. При создании нового дела рисковать придется и временем, и деньгами, а при покупке — только деньгами. Ни один предприниматель ни в одном банке не сможет взять кредит, если он только начинает свой путь. А имея за спиной готовое дело, эта проблема решается гораздо проще.

И наконец, то, что можно купить, всегда (или почти всегда) можно с таким же успехом и продать. Возможно, даже с прибылью. Особенно если и в сделке вам будут помогать специалисты. Помните Ричарда Гира в “Красотке”? Он скупал работающие предприятия, дробил их и продавал по частям или оптом, извлекая из этого гигантские прибыли. Подобные профессионалы появились уже и в нашей стране. И называются они бизнес-брокеры.

Как бы то ни было, покупка готового бизнеса — дело еще более ответственное, чем начало собственного дела. Отстраивая все “с нуля”, всегда можно “соскочить”, сэкономив недовложенное. А покупая, приходится выкладывать весь капитал сразу.

Семь раз отмерь, а потом — подумай

При покупке бизнеса надо вспомнить знаменитый лозунг советских времен: “В знании — сила”. Чем больше информации вам удастся собрать, тем рентабельнее будет покупка. Для достижения максимального эффекта хорошо бы совместить изучение документов, которые представит продавец, с “полевой разведкой”. Запомните, учитывать придется все: от последней запятой в бухгалтерских документах до постановлений правительства.

Простой, но все же весьма доходчивый пример. Например, приобретение киосков в вестибюлях станции метро после того, как столичные власти объявили им войну, вряд ли можно рассматривать как удачную сделку. Как бы дешево они ни стоили.

А вот вложения в кафе или закусочную могут в ближайшем будущем стать очень доходными инвестициями. Буквально на днях Госдума проголосовала за законопроект, по которому пить пиво на улицах станет гораздо накладнее, чем в кафе. И пусть никого не смущает тот факт, что Совет Федерации завернул этот закон. Это явление сугубо временное. Просто депутатам нужно время для внесения поправок в КоАП, чтобы милиция могла всех штрафовать. И для распространения запрета на слабоалкогольные напитки!

Далее. У каждой реально работающей компании есть какое-то имущество и оборудование. И вы непременно должны выяснить, на каких условиях оно куплено. Если приобретено в рассрочку — сколько еще надо за него платить, когда истекает гарантия, насколько оно современно и т.д.

Вопросов мало не бывает. Чем раньше всплывут все подводные камни, тем проще будет принять решение. Первые проблемы могут возникнуть с сотрудниками, которые попросят прибавку к жалованью или уйдут к конкуренту. На месте вашего кафе или магазинчика может начаться новая стройка. А поставщики вдруг обанкротятся, и придется заново выстраивать всю производственную цепочку. То есть окажется, что вы купили не бизнес, а головную боль.

Анализом бумажек дело не ограничится. Придется поработать и детективом. Качество услуг лучше проверить на собственной шкуре. В ту же парикмахерскую или салон красоты послать жену с подругами. Пусть потратятся — оценка “независимого арбитра” дорого стоит. Точно так же не помешает провести пять-шесть вечеров в кафе, которое предлагается на продажу. Посмотреть на контингент, заполняемость зала, оценить кухню и уровень цен. Понятно, что в районе студенческих общежитий салаты за 400 рублей не станут хитом. Если заведение подвергается регулярным поборам, это тоже лучше выяснить заранее. А то получится как в фильме “Разборка в Бронксе” с Джеки Чаном, когда девушка покупала нормальный супермаркет, а в результате уселась на унитаз. Единственное, что осталось от магазина.

Словом, если продавец начнет давить и требовать немедленного решения, если на вопросы не будет исчерпывающих ответов, лучше оставить такого продавца наедине со своим бизнесом. Покупать всегда легче, чем продавать.

Продавец продавцу рознь

Кстати, почему люди продают успешный бизнес? Не стоит в каждом продавце видеть потенциального афериста. Компании избавляются от “непрофильных активов”, которые могли достаться, к примеру, в нагрузку при приватизации. Могут быть и другие варианты.

Переезд. Достаточно часто владелец бизнеса переезжает в другой город или страну. А зачем руководить на расстоянии, если можно завести новое дело на новом месте.

Старость — не радость. Здоровье не купишь, да и возраст берет свое. А если нет наследников, лучшее, что можно сделать с бизнесом, — подыскать ему нового хозяина.

Надоело. Наши сограждане не западноевропейские бюргеры. У них, как у моего старого приятеля Сергея, шило в заднице. И все время состояние поиска и желание попробовать чего-нибудь новенького.

Финансовый кризис. Собственник может оказаться неэффективным. Бизнес вырос до сети магазинов, а хозяин по-прежнему мыслит категориями рыночного лотка. И начинает потихоньку разоряться.

Игрушка пополам. Если у фирмы несколько хозяев, они в какой-то момент могут перестать понимать друг друга. Когда дело невозможно поделить, надо делить деньги, которые за него дадут.

“Купи-продай”. Это отдельный вид бизнеса. Купив задешево, можно навести лоск (перестроить, реструктуризировать задолженность, купить мозги) и продать с прибылью.

Для каждой фирмочки своя фенечка

Приобрести готовое дело можно, как правило, тремя путями. Самый простой из них — покупка доли (в ООО) или контрольного пакета акций (в акционерном обществе). При этом покупаемое юридическое лицо сохраняется, а значит, продолжают действовать и все договора, лицензии, сертификаты и разрешения. Но автоматически в этом случае вы принимаете на себя и все обязательства прежнего хозяина. И прежде всего — его долги.

Можно поступить иначе. Купить не фирму, а ее оборудование или здание. То, что можно назвать активами компании. При таком подходе долги старого руководства останутся за ним, если вы пропишете это отдельной статьей контракта. Правда, лицензии придется оформлять по новой. А договора перезаключать, предварительно объяснив каждому, что компания “Кузькина мать” будет работать по-прежнему. Только теперь она называется “Sukin-san”. Это оптимальный путь для индивидуальных предпринимателей, работающих как ПБОЮЛы.

И, наконец, самый трудный, но самый цивилизованный и всеобъемлющий путь — покупка предприятия, выражаясь ученым языком, как имущественного комплекса. Когда надо регистрировать фирму и как объект недвижимости, и подвергать инвентаризации, аудиту, составлять перечень долгов, кредиторов, своевременно извещать всех их. То есть проводить такой объем работ, что без настоящей команды профессионалов не справиться. Зато и наследство в этом случае можно получить в полном объеме. Вплоть до торговой марки и репутации.

Кто не рискует, тот не пьет шампанского. Но кто рискует слишком много, тому и минералку пить не на что.


Для чего покупать готовое дело?

• Сэкономить силы и время.

• Выгодно вложить свои сбережения.

• Увеличить свое присутствие на рынке.

• Выйти на новый сектор рынка, возможно, связанный в технологическую цепочку с уже имеющимся у вас делом.

• Победить конкурента или снизить издержки.

• Выгодно перепродать.


Что нужно знать?

• Срок существования фирмы.

• Выручка и чистая прибыль.

• Средства на расчетном счете и в кассе.

• Стоимость товаров на складе.

• Долги.

• Условия аренды офиса и оборудования.

• Недвижимость в собственности.

• Стоимость оборудования, оргтехники, мебели.

• Количество лицензий, разрешений.

• Штат сотрудников.


Цена вопроса

Что покупают наши сограждане из готового бизнеса? Все, что продается: туристические агентства и швейные фабрики, деревообрабатывающие предприятия и салоны красоты, кофейни и сауны, типографии и кондитерские цеха, химчистки, автозаправки и многое другое. Так что цены пляшут от тысячи до нескольких миллионов. Естественно, долларов. Но уже с первого взгляда становится понятно, где предложение более-менее реальное, а где — откровенная туфта. Так, например, продаваемая в районе Ильинки возле фешенебельного Гостиного двора кофейня действительно может стоить не одну сотню тысяч в “зелени”. А вот суперзаманчивое кафе в районе ст. метро “Маяковская” всего за 1000 у.е. скорее всего окажется гораздо более условным, чем запрашиваемая штука.




    Партнеры