Марш на фарш !

В Ногинском районе назревает кровавая драма. Под нож собираются пустить сто двадцать пятнистых оленей, занесенных в Красную книгу. Вот уже несколько лет за их существование борется простой российский фермер. Скоро должна наступить развязка. Парадокс, но если фермер сохранит жизнь уникальным животным, он тем самым преступит закон.

Пятнистых оленей привезли под Ногинск из Ивановской области в 1996 году. На прежнем месте животные не прижились: развалилось хозяйство, занимавшееся их разведением. Животных уже приготовились везти на бойню, но вмешался случай. Про оленей узнали охотники из Подмосковья, пожалели и перевезли на ферму Сергея Ходателева. Он как раз занимается разведением молодняка для охотхозяйств. На новом месте оленям выделили просторные загоны, корма, а районные власти оказали помощь в обустройстве их нового места жительства.

Вот они, грациозные красавцы! Мы с фотокорреспондентом входим в загон. Олени поначалу не обращают на нас никакого внимания. Делаем несколько шагов по разбитой копытами жиже, и стадо, тревожно вскинувшись, скрывается за деревьями.

— Девять лет назад я участвовал в эксперименте по восстановлению популяции дикого кабана в Подмосковье, — рассказывает Сергей Ходателев. — Тогда браконьеры практически уничтожили этот вид в регионе. Выпустил на волю двадцать животных. Подкармливал, помогал адаптироваться. И, на свою беду, обратился за помощью к Мособлохоте. В результате меня оштрафовали — за то, что выпускал зверей в лес. Спустя годы, когда численность популяции выросла до восьмисот особей, когда зверь стал промысловым и продажа лицензий на его отстрел стала приносить немалые деньги, претензий по поводу кабанов ко мне больше нет.

Теперь история точь-в-точь повторяется с пятнистым оленем. Дело в том, что охотоведы никак не придут к единому мнению: можно ли выпускать этих животных, чья родина — Дальний Восток, в дикую природу Подмосковья? Противники считают, что появление этого вида может нарушить экологический баланс региона, сторонники, напротив, убеждены — олени впишутся в экосистему края. Во всяком случае, в близлежащей Ивановской области проблемы из этого факта не делали, считая, что большого вреда среднерусской природе от них не будет. А вот подмосковным чиновникам парнокопытные явно перешли дорогу. И разрешения на их содержание фермеру Ходателеву они не дали. Олени опять оказались под угрозой уничтожения.

— Я устал обивать пороги управления по охране, контролю и регулированию охотничьих ресурсов Московской области Минсельхоза России, — нервничает Сергей. — Сначала мне давали отписки, потом и их перестали давать — ссылаются на неизученность вопроса. А как его изучить, когда не попробуешь — не узнаешь?

За последние два года на фермера было составлено 4 протокола, 4 акта о незаконном содержании, два предписания об устранении нарушений (читай об уничтожении животных), наложено два штрафа. Дальнейшее разбирательство грозит переместиться в залы суда. В этом случае участь оленей будет незавидной. Ходателеву ничего не останется, как либо пустить животных под нож, либо сесть в тюрьму.

Согласно статье 52 Закона о животном мире от 24.04. 1995 года Ходателев — злостный нарушитель правил содержания вольных и полувольных животных. Норма закона должна быть соблюдена в ближайшие недели.

— А в чем, собственно говоря, проблема? — спросили корреспонденты “МК” в том самом управлении по охране и контролю.

— Мы готовы разрешить содержание оленей, — заявил зам. начальника управления Евгений Парфенов. — Но для этого Ходателев должен представить паспорта на животных, ветсправки, договоры о купле-продаже. В прошлый раз, например, мы потребовали от него оригиналы документов, а он представил нотариально заверенные ксерокопии.

— Да возил я эти бумажки чиновникам двадцать пять раз! — взрывается Ходателев. — Уговаривал пощадить зверей — без толку. Все это формализм и придирки!

На вопрос “МК”, что же теперь делать с животными, Парфенов предпочел не ответить. И так понятно: зарезать.

Из всех участников этой истории спокойствие сохраняют только олени. Впрочем, они даже не догадываются о том, какие тучи над ними сгустились.

Для справки. Естественный ареал расселения пятнистых оленей на карте нашей страны обозначен двумя куцыми пятнышками на границе Приморского и Хабаровского краев. Даже в зоопарках этот вид приживается крайне тяжело, а в тайге и в заказниках количество пятнистых оленей исчисляется десятками. Когда зоологи с Дальнего Востока приехали в Ногинск, они чуть не упали от удивления. Может быть, вам, говорили они своим подмосковным коллегам, удастся спасти вид от вымирания?


P.S. В Подмосковье есть уникальный зубровый заповедник — прикоснуться к природе, посмотреть на уникальных животных приезжают издалека и целыми семьями. Почему не создать в Подмосковье заповедную страну Олению? Почему только разрушить, зарезать, убить, а не сохранить, создать, построить?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру