ГИБДДлое дело

Вчера Дорогомиловский суд Москвы продолжил рассмотрение громкого дела Ильдара Бичарова. Автолюбителя, которого обвиняют в покушении на дачу взятки сотрудникам ГИБДД Западного округа. Суд идет на любые ухищрения — лишь бы “закрыть” совершенно несекретный процесс.

Судья Наталья Графская сразу заявила, что маленький зал не рассчитан на прессу. И хотя журналисты удивлялись: разве нельзя сменить зал на больший? — их оставили за дверью. На вчерашнее заседание был вызван понятой, скрепивший своей подписью протокол задержания Бичарова. Он прибыл в сопровождении обэповца, который задерживал Бичарова. Тот пришел, видимо, в качестве поддержки, поскольку самого его уже допрашивали. И это навевает мысли об их тесном сотрудничестве в ходе спецоперации... Представляться прессе оба они, понятно, отказались.

После того как были заслушаны показания понятого “икс”, суд объявил перерыв. “Икс” и обэповец попытались незаметно скрыться: первый быстро пошел к машине — через основной выход, второй же сначала тыркнулся в черный ход, но обнаружив теле- и фотокамеры и там, чертыхнулся: “Что за цирк вы тут устроили?!” И спрятался у охранников.

После перерыва суд собирался заслушать “скандальную” аудиозапись переговоров Бичарова с гаишниками и, если у защиты возникнут сомнения в ее подлинности (а они возникнут непременно), отправить кассету на экспертизу Что займет еще около двух месяцев.

Напомним, 9 августа с.г. москвич Ильдар Бичаров грубо нарушил правила движения — пересек сплошную разделительную линию. Его остановил инспектор ДПС и пригласил в свою машину для заполнения протокола. Бичаров, чтобы не тратить зря время, предложил гаишникам заплатить штраф на месте. Но возле гаишной машины тут же оказались сотрудники ОБЭП УВД ЗАО вместе с понятыми: проводилась спецоперация. Бичарову предъявили обвинения по ст. 291 ч. 2 УК РФ — дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий.

Сам Ильдар Бичаров уже устал повторять, что не отрицает нарушения им ПДД и готов нести за это ответственность. Но не по уголовной же статье, которая предусматривает до 8 лет лишения свободы!

Он до сих пор удивляется, как грубо все было обставлено:

— Разговор с инспекторами был довольно странный. Но почему, я тогда, конечно, не понимал. Один из них постоянно твердил как заведенный: “Ну и что теперь?” — на все, что бы я ни говорил. Они дружно стали мне объяснять, что дача взятки должностному лицу — уголовно наказуемое деяние. Теперь-то я понимаю: им нужно было, чтобы эти слова попали на пленку. А тогда мне все казалось странным. Я опаздывал на тренировку, а они явно тянули время.

Вчера прокурор попросил для Бичарова три года лишения свободы.

По словам адвоката Бичарова Михаила Марова, у его подзащитного не было умысла дать взятку инспектору — так же, как и у последнего не было умысла брать ее. То, что происходило в тот день, называется “оперативным экспериментом”. К тому же запись разговора велась без всяких санкций, вне уголовного дела, и она не может быть использована в суде как доказательство.

А вот как объяснил “МК” ситуацию юрисконсульт Коллегии правовой защиты автовладельцев Роман Озерин:

— Действительно, это можно назвать “экспериментом”. Который, между прочим, начался еще в 2000 году. После того как за взятку осудили сотрудника ДПС Центрального округа Москвы, на коллегии ГУВД решили переключиться на водителей, предлагающих взятки.

Операция выглядела так: инспектор с диктофоном в кармане ловил водителей за превышение скорости или другие нарушения. Важно было, чтобы сумма штрафа превышала 100 рублей. По старому законодательству меньший штраф можно было заплатить на месте, а все, что свыше, — через Сбербанк. Многие водители не знали этих тонкостей и ловились на трюк. После этого дело попадало в суд. Там водителя, как правило, штрафовали весьма прилично — до 100 тыс. руб. или давали условный срок.

— Какие доказательства использовались в суде?

— Одним из доказательств вины водителя была звукозапись, сделанная в машине. Но на самом деле в подобном случае она не может служить доказательством. Ведь ее разрешено делать только в рамках оперативно-розыскных мероприятий, если известно, что человек готов совершить определенное преступление. В нашей практике было одно дело, где на пленке явно было слышно, что запись в одних местах стерта, а в других — наложена сверху. Тот кусок разговора, где инспектор провоцирует водителя, называя сумму взятки, с пленки исчез. Нам удалось доказать в суде, что такая запись не имеет юридической силы.

— Получается, что судят водителей за взятки несправедливо?

— К сожалению, прокуратура и суды не хотят замечать нарушений законодательства. Не замечают того, что налицо провокация взятки и что доказательства собирают с нарушением процессуальных норм. Мы обращались в Генпрокуратуру с просьбой дать правовую оценку действиям ГАИ и УБЭП. Прокуратура предложила им собирать доказательства получше.

— Этот процесс отличается от других?

— Конечно, он показателен и, как мне кажется, направлен не против водителей. Но тот, кто затеял этот спектакль, наверное, не очень хорошо понимает, что пострадает сама ГИБДД. Дело в том, что в этом ведомстве получение взяток является системообразующим фактором. По некоторым оценкам, в год через руки сотрудников ГИБДД и ДПС проходит порядка миллиарда долларов! Понятно, что люди идут туда, чтобы зарабатывать деньги, а вовсе не из страстного желания снизить количество ДТП. Понятно также, что 5 тыс. руб. для них — не зарплата. И если благодаря этому процессу исчезнет системообразующий фактор — взяткодательство, рассыплется сама система ГИБДД.

В ГУВД Москвы от официальных комментариев отказались. Но вот что сказали корреспонденту “МК” неофициально:

— Это регулярная, рядовая операция, такие УБЭП проводит с 2000 года. Задерживались и водители за предложение взятки, и инспекторы, бравшие взятки. Десятки дел водителей-взяткодателей были доведены до суда, но наказания ограничивались штрафами или условными сроками. В отличие от них, инспекторы понесли реальные наказания. Таких дел тоже десятки. А в отношении попавшихся водителей надо сказать, что это никакие не спровоцированные инспектором “незнайки”, а именно те, кто настойчиво пытался “решить вопрос на месте” и с удовольствием отдавал деньги. А ведь их предупреждали, что взятка — противоправное деяние! Что же касается конкретного процесса, то скорее всего Бичаров как человек достаточно состоятельный сам так раздул освещение своего дела в СМИ.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру