Конкуренцию гонят поганой метлой

22 ноября 2004 в 00:00, просмотров: 122

Архитекторами возможного коммунального застоя являются две структуры московского правительства — Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города, а также Комитет по организации конкурсов и аукционов. Как стало известно “МК” из заслуживающих доверия источников, чиновники этих двух ведомств сочинили проект документа, которому, по их мнению, суждено стать распоряжением то ли правительства, то ли мэра.


Документ называется “О мерах по дальнейшему совершенствованию работы по эксплуатации жилищного фонда, объектов дорожного хозяйства, содержанию зеленых насаждений и объектов архитектурно-художественной подсветки”. Он преследует цель, прямо противоположную той, которую декларируют городские власти и в которую еще верят горожане. И направлен на то, чтобы спасительная конкурентная среда в московском ЖКХ в ближайшее время не появилась.

Надо отдать должное авторам: они не стали опускаться до демагогии. Документ начинается предельно ясно: “С целью обеспечения надежности развития специализированных предприятий, занятых эксплуатацией жилищного фонда... уборкой объектов дорожного, дорожно-мостового хозяйства, водосточной сети города, содержания зеленых насаждений...” Другими словами, чиновники озаботились тем, чтобы предприятия-монополисты продолжали надежно развиваться. При этом на заседаниях правительства постоянно звучат совсем иные речи — о том, чтобы создать условия для работы в жилкомхозе, например, малым предприятиям, которые смогут предложить москвичам новое качество, да и цены услуг. И надо сказать, что отдельные проявления “нового коммунального строя” в столице уже можно наблюдать. Во дворах стало чище — это дело рук работников ряда малых предприятий, занимающихся уборкой мусора. Зато пленники застрявшего лифта как сидели в них часами, так и сидят. Потому что лифты в Москве как обслуживались, так и обслуживаются двумя монополистами — “Мослифтом” и “МосОТИСом”. Теперь планируется “лифтовой кошмар” распространить на весь спектр жилищно-коммунальных услуг.

Такие цели заявлены в самом начале проекта документа. Меры же — еще более немудреные. Их всего две, и обе посвящены одной проблеме — правильному, с точки зрения чиновников, дележу бюджетных денег. Сегодня все перечисленные в проекте документа работы выполняются за бюджетные деньги на конкурсной основе. То есть ежегодно (бюджет-то тоже принимается ежегодно) выявляются фирмы-победители, которые делают городу по названным в проекте постановления работам предложения, лучшие с точки зрения цены и качества. Авторы проекта предлагают заключать с победителями конкурсов договора “сроком на 3 года с последующей пролонгацией до 5 лет”. Это, конечно, будет способствовать надежному развитию специализированных предприятий: в течение пятилетки они могут не беспокоиться ни о чем — ни о повышении качества своих услуг, ни о внедрении новой техники и технологий. Спокойная и сытая жизнь им гарантирована.

Впрочем, и это еще не развязка. Сюжет страничного проекта документа строится по всем законам полноценного триллера. После крепкого эпизода про пять лет тут же следует другой: определять исполнителей незатейливых коммунальных работ предлагается на... закрытых конкурсах. До сих пор на закрытых конкурсах определялись исполнители крупнейших инвестиционно-строительных контрактов. И то за подобную практику московские власти частенько подвергались серьезной критике. Но чтобы на закрытом конкурсе решалось, кто будет вывозить мусор, ставить над подъездами козырьки да рассаживать лютики с цветочками... Разумного объяснения подобному предложению нет.

А значит, переходим к третьему пункту чиновничьего триллера: “Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.”. Это означает, что авторы проекта как минимум попробуют перед “публичными слушаниями” согласовать свои предложения с Петром Аксеновым. И возможно, им все-таки придется ответить на ряд неизбежных вопросов. Реформа ЖКХ идет во благо кого: потребителей или специализированных предприятий? Во имя чего уничтожаются условия для создания конкуренции в сфере ЖКХ? Могут ли чиновники, предлагая проводить закрытые конкурсы, так бесстрашно лоббировать интересы “своих” предприятий? Может, впору помянуть не всуе коррупцию? И наконец, чем чреват для Москвы предлагаемый коммунальный застой? Исторический период, именуемый застоем, закончился, как известно, крахом.




Партнеры