Биру-бир

— Помню, раньше студенты нашего факультета раз в месяц — в день выдачи стипендии — оккупировали все закусочные и пивные. От воспетой в литературе “Ямы” напротив Столешникова до скромной пельменной в самом начале улицы Георгия Димитрова. Большой удачей было набрести на “Ячменный колос”, который обладал совершенно не жигулевским вкусом. Было еще и “Московское” — вот, в общем-то, и весь выбор, — ностальгирует мой коллега.

Да уж... Не найти сейчас “того самого вкуса”. Да и не надо — нынче каждый нашел свое пиво. А надоест, можно и на другое перейти. Благо альтернатива есть.


Времени с тех пор утекло не меньше, чем этого янтарного напитка. Уже и страны той нет. И улицу болгарского коммуниста переименовали в Большую Якиманку, да и дом с пельменной, столь популярной у студентов, давно снесен. И на его месте стоит очередное порождение современного урбанизма. А пиво... Теперь только отечественных торговых марок можно навскидку насчитать не менее полусотни, не говоря уж о всяких там пришлых из-за кордона.

Как это так: счастье есть, а пива нет

Это сейчас пивовары процветают. А еще несколько лет назад дела у них шли совсем по-другому. С середины 80-х по 1995 год объемы производства пива постоянно падали. И дело было не только в проводимой властями антиалкогольной кампании. Сырье и энергоресурсы дорожали — отпускные цены на пиво росли. Что, понятное дело, “тормозило” всенародную любовь к пенному напитку.

И в девяностых дела не сразу пошли в гору. Государство душило своих пивоваров налогами (один только акциз составлял 40%). В то время как импортному пиву все дороги на наш рынок были открыты. В результате такой недальновидной политики почти половина пива в стране была привозной.



Не учите меня жить — лучше помогите на пиво

Как только власти одумались и ослабили налоговую удавку (акциз в 1996 году был резко снижен), пивовары развернулись в полную силу. За один только год отрасль прибавила 25,5%. А с 1997 года объемы производства пенного напитка выросли в два с половиной раза.

И это не предел. В прошлом году среднестатистический гражданин выпил 51 литр пива. Тогда как в Европе этот показатель “шкалит” за 100 литров. К примеру, один средний чех выпивает 160 литров в год. В общем, есть к чему стремиться...

Сейчас пиво в стране варится более чем на 300 предприятиях различной мощности. Доля импорта снизилась до 2,5%. Хотя назвать все производимое в стране пиво российским можно с большой натяжкой. Потому что подавляющее число пивзаводов давным-давно принадлежит транснациональным компаниям. Которые варят пиво по западным лицензиям и рецептам.



Хорошее пиво — дешевое пиво

Именно таким лозунгом руководствуется большинство наших любителей пива. Это наглядно показывают рейтинги компании TNS Gallup Media, которая на протяжении нескольких лет исследует пивной рынок страны. Вершины “хит-парадов” как десять лет назад, так и сейчас, прочно застолбило недорогое отечественное пиво — по цене от 10 до 16 рублей. Вся разница лишь в том, что раньше люди гнались за дешевизной в попытке сэкономить. Справедливости ради надо отметить, что и прилавки не ломились от разнообразия марок. А теперь потому, что даже самое дешевое пиво вполне можно пить. А раз так, то зачем переплачивать?

Тем более что наши люди привыкли пить много. Ну где вы найдете дорогое чешское пиво в полуторалитровых “баклажках”? Правильно: нигде. Отечественные же производители увеличивают (в прямом смысле) пластиковую упаковку чуть ли не наперегонки. И бутылка в два литра уже стала нормой жизни. Придирки к качеству такой специфической тары начали потихоньку стихать. Сейчас пивовары могут “ответить” и за изолированность своего напитка от света, и за гигиенические требования.

Не стоит забывать и еще об одном двигателе торговли — промо-акциях. Вся страна периодически заглядывает под крышку, надеясь найти там если не автомобиль (в такую удачу верят немногие), то хоть какой-нибудь приятный сюрприз. По принципу “пустячок, а приятно” мы выпиваем 10 бутылок за кепку, кружку или сумку-холодильник с символикой. И ждем, кто следующий предложит нам выпить 20 за поездку на Канары.

Впрочем, как бы ни называлось и в чем бы ни продавалось пиво, оно по-прежнему остается самым народным напитком. И не только в России. Как известно, истина в вине. А вот ее поиски — в пиве.



НА ПЕРВОМ МЕСТЕ “ТРЕТЬЯ”
“Балтика” вновь бьет все рекорды

Сегодня трудно не утонуть в море пива. Причем аппетиты и вкусы потребителя меняются вместе с рынком. Любители пенного напитка моментально реагируют на новинки. Однако, как показывает практика, все же остаются и незыблемые приоритеты.

В чем секрет успеха любимицы народа “Балтики №3”, рассказал директор по маркетингу ОАО “Пивоваренная компания Балтика” Андрей РУКАВИШНИКОВ.


— Андрей Владимирович, “трешка” на протяжении многих лет остается любимым пивом россиян. Однако в этом сезоне отмечен просто феноменальный рост продаж — 77%. Можно сказать — второе дыхание. Благодаря чему это происходит?

— Действительно, такого в истории российского пивоварения еще не было. #Этим летом любители “Балтики №3” помогли нам установить рекорд. Только в июле было продано более 50 млн. литров пива. Компания внимательно следит за предпочтениями потребителей и старается удовлетворить их по максимуму. Весной мы провели рестайлинг нашего “классического” сорта пива. “Балтика” разработала новую форму бутылки, а ведущие международные дизайнерские и рекламные агентства разработали новый дизайн и концепцию представления “Балтики №3” на рынке. Такому скачку “тройки” посодействовала и мощная рекламная кампания: сделали свое дело наружная реклама и Интернет, а также целая коллекция новых интересных и запоминающихся ТВ-роликов. Осенью же проходила общероссийская промо-акция “Нам по пути” с массой подарков. В результате в рядах приверженцев “тройки” появились 20 счастливых владельцев новеньких внедорожников “Шевроле-Нива” и тысячи обладателей других ценных призов.

— Был ли как-то замечен такой успех “Классического” в профессиональных кругах?

— Да. Золотую награду “Бренд года”/EFFIE получили наши специалисты за эффективную стратегию построения бренда в 2004 году. А это сродни “Оскару” для кинематографистов.

— Весной “трешка” изменила свой облик. Зачем?

— Во-первых, “тройка” теперь ничуть не уступает внешностью даже самым известным премиальным маркам. Она стала выглядеть более стильно. Во-вторых, новая бутылка теперь намного надежней сохраняет пиво свежим и качественным. Компания взяла на себя расходы за все эти изменения, и за улучшение гигиенических и эстетических свойств бутылки не будет платить потребитель. Цена “Балтики №3” осталась прежней — доступной для всех желающих. Изменение внешнего вида и упаковки ведущего бренда России связано с нашим желанием предложить ценителям этого сорта пива новый, улучшенный по многим показателям продукт. Таким образом мы благодарим потребителей и поддерживаем их многолетний интерес к “Балтике №3”.

Кстати, для тех, кто предпочитает баночную упаковку бутылке, — “Классическое” стало также выпускаться и в алюминиевой банке 0,5 л.

— Компания начала производство пива Foster’s. Какие еще новинки можно ждать потребителям в этом сезоне?

— Наша компания, которая производит “знаменитое пиво России”, начала производство “знаменитого пива Австралии”. Мы рады, что у нас появился этот лицензионный сорт пива. Foster’s — самое покупаемое пиво в Лондоне за последние 10 лет, а вообще его можно купить в более чем 150 странах мира. Уже сейчас оно появляется на прилавках магазинов двух столиц и в других крупных городах России.

Буквально на днях мы выпускаем пиво “Балтика №7 Экспортное” в бутылке. “Балтика №7” — лидер в премиальном сегменте российского рынка пива с долей 11%. Этого успеха добилась “семерка” в банке. В свое время именно она создала популярность баночного пива в России. Компания провела рестайлинг этого сорта, разработала программу нового позиционирования и продвижения бренда. Уже через несколько недель многие потребители пива найдут в магазинах свой любимый бренд в премиальной бутылке. А в скором времени “семерка” предстанет в банке с новым дизайном. Это пиво — наша гордость, и мы экспортируем его в 22 страны мира. А воздушный шар в виде бочонка “Балтики №7” знаком жителям более 20 крупных городов России и даже за рубежом — в Англии и Швейцарии.



Как определить качество?

Подделывать пиво совершенно нерентабельно, поэтому можно с уверенностью сказать, что любая бутылка в ваших руках — настоящая. Качество же можно оценивать лишь в рамках соблюдения той или иной технологии.


ЭТИКЕТКА

Прошли те времена, когда наклейка на бутылку лепилась вкривь и вкось. Сегодня у каждого завода своя оригинальная упаковка с его отличительными знаками. Однако разглядывать ее можно не только с целью получения эстетического удовольствия. Самое интересное на этикетке — цифры. Одна из них понятна всем — процент содержания алкоголя. Который может варьироваться от 0 до 10%. Вторая обозначает концентрацию массовой доли сухих веществ в начальном сусле. Пиво с малым содержанием алкоголя имеет плотность до 5%, средним — до 12%, в крепком — свыше 14%. И не надо думать, что “сухие вещества” не должны вас касаться. Помните, чем меньше эта цифра — тем “жиже” пиво.


ЦВЕТ

Стекло бутылки (о банке вообще говорить незачем) должно надежно защищать продукт от света, поэтому пытаться определить качество пива в упаковке бесполезно. Нужно налить в стакан.

Самые высокие требования к цвету у светлого пива. Во-первых, оно должно быть максимально прозрачным. Помутнение светлого говорит о неправильном хранении или о его просроченности. (Естественно, это не относится к светлому на вид пшеничному или нефильтрованному пиву.) И никакого осадка! Если таковой был замечен, можете смело выливать пиво в раковину. Цветовая гамма должна быть золотистой и никакой больше. Коричневатые, красноватые или зеленоватые оттенки не допускаются. Специалисты утверждают: светлое пиво должно напоминать чистый прозрачный янтарь. Чего не скажешь о темном пиве. Как правило, оно не прозрачно. Цветовая гамма — от красноватого до почти черного. Определить качество темного по виду можно даже не пытаться. За это не возьмется ни один профессионал.


ПЕНА

У отменного пива пена должна быть обильной и стойкой (не ниже четырех сантиметров) и держаться не менее четырех минут. Если “по чистой случайности” у вас за столом нет линейки — не отчаивайтесь, а просто подуйте на нее. Улетучилась — пиво “так себе”. Загибается — пиво “правильное”. Всем известен и еще один способ — положить на пену монетку. Однако “держит деньги” скорее темное плотное пиво. Поэтому если вы приверженец светлых сортов, то наверняка просто помоете содержимое кошелька в пиве. И это не будет указывать на его некондицию.


ВКУС

Слишком горький вкус не является правильным. Но и напоминать квас пиву тоже не пристало. Как утверждают знатоки, все хорошо в меру. Одно можно сказать точно: если пиво кислое — это уже не пиво. Не менее важно “послевкусие”. Например, во рту не должно оставаться привкуса железа. Если такое произошло, значит, упаковка была явно несовершенна. И попросту “поделилась” с напитком.



Лучшее средство от морщин — 8 литров пива на ночь, или как правильно пить?

Понятное дело, что как угодно. Можно просто открыть бутылку (банку, полуторалитровый жбан) и из горлышка высосать все ее содержимое. Однако, как утверждают специалисты, гораздо приятнее и полезнее соблюсти несколько правил.


Охладить

Самая подходящая пивная температура +6—8 градусов. В любом случае — не выше 10 и не меньше 5 градусов. При замораживании пива его полезные компоненты умирают.


Выбрать посуду

Вполне подойдет стакан, бокал или кружка. Главное условие — они не должны быть сделаны из пластмассы или металла. Потеряется вкус. Края сосуда должны сужаться — дабы избежать преждевременной диффузии.


Правильно налить

Пиво наливается с высоты 3 см от края стакана, в его центр. В недопитое пиво не следует доливать свеженалитое. Иначе все разом превратится в первое.


Не мешать

Речь не идет о значении известной поговорки “Пиво без водки — деньги на ветер”. Пиво не рекомендуется мешать ни с чем, даже с другим сортом, отличающимся по градусности. И дело даже не в том, что можно опять же лишиться вкуса. Достаточно безобидный на вид и вкус напиток достаточно коварен и требует верности. Смешаете — головная боль наутро обеспечена.


Не есть все подряд

Всем известно, что пиво вызывает аппетит. А как приятно закусить его соленой рыбкой или креветками... Более того, во многих странах с янтарным напитком принято поглощать всевозможные сардельки или жареное мясо. Однако не всем известно, что само по себе пиво практически не провоцирует увеличение “живого веса”. Но если в рот попал хоть один пикантный сухарик, калории можно смело умножать на два. Кроме того, жареные крылышки и ребрышки имеют обыкновение забивать вкус пива.


Справка “МК”

По прогнозам, в 2004 году объем пивного производства потянет на 5,5 млрд. долларов. А в 2005-м дорастет до 6 миллиардов. (Для сравнения: американские пивовары “делают” наших как минимум в 10 раз — объем рынка оценивают в 60 млрд. долларов.) Как предсказывают эксперты, в ближайшие пять лет темпы роста отрасли будут постепенно замедляться — до 5—8% в год.



Просто праздник какой-то!

Все давно уже привыкли к ежегодному фестивалю пива в Москве. Однако не стоит забывать, что им мы обязаны прежде всего мировым традициям.


ФЕСТИВАЛЬ ПИВА “ОКТОБЕРФЕСТ”

Проходит в Мюнхене в последнюю неделю сентября — первую неделю октября (две недели).

“24 ЧАСА БЕЛЬГИЙСКОГО ПИВА”

Каждый год в первые выходные ноября на празднике в Антверпене выставляют свою продукцию более 40 пивоваренных заводов.

ЕЖЕГОДНЫЙ ВЕЛИКИЙ ПИВНОЙ ФЕСТИВАЛЬ “ФАРСОНС”

Он проходит с конца июля по начало августа. На Мальте.

ПИВНОЙ ФЕСТИВАЛЬ СВЯТОГО ВЕНЦЕСЛАСА

Обязательное ежегодное празднование проходит в сентябре в Праге.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру