Театру дали совет

Минувшая неделя прошла под знаком панической активности театральных деятелей. Народ возбудил проект закона “О реорганизации государственных муниципальных учреждений социальной сферы”, который тут же окрестили театральной реформой. События развивались стремительно.


В понедельник видные люди от театра собрались в Союзе театральных деятелей у Калягина. Шумели, спорили, принимали всевозможные обращения и даже меморандумы. Волна поднялась еще выше на встрече Юрия Лужкова с творческой интеллигенцией в “Театре Луны”. И, наконец, во вторник за закрытыми дверями руководители крупнейших российских театров — Кирилл Лавров, Татьяна Доронина, Константин Райкин, Юрий Соломин — встретились в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии с Михаилом Швыдким. По окончании многочасовых переговоров он ответил на вопросы корр. “МК”.

— Михаил Ефимович, готовящийся пакет законов угрожает театрам цензурой и разорением?

— У Николая Эрдмана в “Самоубийце” по этому поводу было написано несколько резче: “У нас свобода и сумасшедшие дома одновременно”. (Это не надо печатать, это Эрдман сказал.) А я считаю, что у нас свободная страна и люди могут делать все что угодно. Поймите, никакого документа, касающегося так называемой театральной реформы, нет. Речь идет о реформировании всей бюджетной сферы в России вообще. Сегодня мы просто предложили посмотреть эти документы. Но мы не нормотворческий орган. Мы такой же игрок на рынке социальных услуг, как и все остальные. Естественно, цензурировать и банкротить самих себя мы не хотим и не позволим.

— Но какие-то конкретные документальные решения сегодня были приняты?

— Нет. Мы просто поговорили, все обсудили, раздали для ознакомления имеющиеся документы. Потом примем по ним какое-то решение. Но, поверьте мне, идет серьезное изменение всей системы жизни, и продолжать существовать одновременно при социализме, феодализме и капитализме неправильно.

— Поясните, что вы под этим подразумеваете?

— У нас привыкли, что руководителей театра назначают пожизненно, и такой руководитель склонен рассматривать театр со всем имуществом как свою неотъемлемую вотчину. Он хочет сам распоряжаться своим бюджетом, а дотации от государства воспринимает как должное. На мой взгляд, это безнравственно, когда учреждения, в том числе и театры, используют государственное здание и средства, не желая при этом нести никакой ответственности.

— Значит ли это, что теперь театры и прочие очаги культуры прошерстят и поделят на плохих и хороших, а плохишей закроют?

— Никто не делит театры на плохие и хорошие, как думают сейчас театральные деятели. И к закрытию это точно не приведет. А вот к смене неэффективных менеджеров — обязательно. Государство, понимая, что бюджетной сфере тяжело работать в казенных рамках, предлагает иные формы организации — такую, сякую или третью. То есть они могут выбрать “рабство” по своему вкусу. И при этом не забывать, что все-таки они наемные служащие, ответственные перед работодателем.

— Такая структура, как попечительский совет, теперь будет контролировать деньги, выделяемые из бюджета. А не может ли попечительский совет также “порекомендовать” сменить худрука? Ведь поводы всегда найдутся…

— Это не входит в их компетенцию. Нельзя назначить Марком Захаровым или Юрием Соломиным. Таких имен немного. Но если государство назначает на государственную должность своего менеджера, оно может его контролировать. Захарова контролировать не нужно, а менеджера — должно.

— И все же любое силовое воздействие со стороны власти на искусство губительно для последнего. Кроме того, из каждого правила есть исключения. Правительство готово к диалогу с творческими деятелями, готово внести изменения в готовящийся пакет законов?

— Никаких изменений не может быть по одной простой причине. Это не нормативные документы. И я не понимаю, чего можно бояться в этой ситуации? Никто не собирается никого муштровать, отнимать заработанные деньги, об этом руководителям театров неоднократно говорилось.

— А если они до Путина дойдут?

— Конечно, это их право. Я считаю, что у нас свободная страна и люди могут делать все, что угодно. Но зачем? Если будет надо, я пойду с ними к Кудрину и буду выступать на их стороне. Не стоит драматизировать. Даже безумие должно быть в рамках разумного.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру