Рубилово и слёзы

26 ноября 2004 в 00:00, просмотров: 218

После публикации анкеты в “ЗД” уже две недели вовсю бушует процесс голосования наших читателей, выбирающих не просто любимчиков, а номинантов самой главной музыкальной церемонии года — “ZD Awards” (28 января в Кремле). За это же время в ноябре один за другим прошли рок-перфомансы, которые позволили многим не только освежить воспоминания и впечатления от признанных кумиров, но и заняться весьма продуктивными сравнениями, что, возможно, позволит еще лучше постичь истину и осознать ценность каждого из рок-субъектов.

“Tequila Jazzz” vs “Ночные Снайперы”

В один и тот же день в разных концах города играли “Ночные Снайперы” и “TequilaJazzz”. Казалось бы, коллективы идут абсолютно параллельными путями. Арбенина со своей бандой метит в большие рок-звезды, а Федоров со товарищи весьма довольны статусом клубной группы. Однако сравнить их концерты имеет смысл уже потому, что каждая команда по-своему самая-самая. “TequilaJazzz” — самая недооцененная, “Ночные Снайперы” — самая переоцененная. Обе репутации не сахар, но музыканты старались, причем небезрезультатно.


“Снайперы” записали новую пластинку “SMS” — пожалуй, самую амбициозную в своей карьере. Солидный бюджет, лучшие студии, много электроники и явное желание показать всем, как группа растет и открывает для себя новые горизонты.

“TequilaJazzz” пока не могут похвастаться свежими записями, однако новостей в жизни коллектива хватает. Группа играет не только рок-концерты, но и показывает странноватые киноперфомансы вроде “живого” саундтрека “Стачка” к одноименному кинофильму Сергея Эйзенштейна образца 1925 г. Параллельно лидер коллектива Женя Федоров снимается в кино, гитарист коллектива Олег Баранов закончил запись альбома с питерской группой “S.P.O.R.T.”. Тоже весьма недооцененной. Новая пластинка пишется, но без лишней спешки.

Арбенина и К° украсили сцену большим экраном и превратили его в поле для SMS-сообщений. Для новых песен были придуманы весьма бойкие концертные версии, а старые пели фанаты, причем делали это неприлично громко. Примерно две тысячи человек отмечались в Горбушке на каждом концерте. Кстати, эти концерты были праздником не только для лесбообщественности, но и для поклонников мейнстрима в личной жизни. Поцелуй в исполнении девочки и мальчика теперь не выглядит на вечеринках “НС” чем-то неприличным и вызывающим. Приятный поворот.

“Извиняйте, шнур вырубился на х...й, — развел руками барабанщик “Текилы” Дусер. — Побухайте еще полчасика, а потом мы точно воткнем”. Они и правда воткнули. Музыка совершала сумасшедшие скачки от тягучего блюза до жесткого хард-кора, зал вибрировал, а несколько сотен зрителей имели все основания считать себя элитной публикой. Среди обычных фэнов можно было заметить участников групп “Тараканы” и “Кирпичи”. Все они искренне говорили что-то про классику жанра.

Есть подозрение, что “Ночные Снаперы” никогда не станут элитой рока, а “TequilaJazzz” не грозит большая популярность.

Кому в этой ситуации можно позавидовать, а кому посочувствовать? Диана Арбенина, конечно же, взяла на свои хрупкие плечи ношу, которая куда тяжелее музыки Жени Федорова и его приятелей. От “Tequilajazzz” все ждут честного рубилова, а главная “снайперша” должна и рубиться, и красоваться на обложках, и сочинять слезливые шлягеры. А еще Диане нужно быть готовой к тому, что каждую ее пластинку журналюги будут называть вымученной и вторичной. Так писали про “SMS”. Во многом критики были абсолютно правы.



“Сплин” vs “Би-2”

“Сплин” и “Би-2”, словно сговорившись, подарили фэнам специальные акции. Васильев со товарищи давали акустику в интерьерах МХАТа, а Лева с Шурой прессовали уши самых преданных фэнов (попасть на концерт “Би-2” могли только победители промоакций) безжалостным электричеством. Вдобавок группы синхронно выпустили очень странные пластинки.


Саша Васильев сидел на стуле, играл на гитаре и смахивал на прилично одетого барда. Группа тоже была неподвижна и имела весьма задумчивый вид. Любой unplugged принято считать раритетом, однако не любой раритет имеет большую ценность. В акустике “Сплин” всегда проигрывает тому шуму, который издает коллектив в полноценном звучании. Их песни будто придуманы под гитарные фузы, а гитарист достоин того, чтобы слушать его на полную громкость. Васильев перед концертом говорил что-то о невозможности раскачать трехуровневый зал с мягкими креслами и о неизбежности акустики. Не все поклонники этому верили. “Ну как?” — спрашивал один рок-фанат у другого на выходе из зала. “Как в анекдоте про онанистов, — был ответ. — Слабое подобие левой руки”.

На “Би-2” билеты не продавались, и музыканты скорее всего остались без гонорара. В качестве компенсации Лева и Шура получили максимально возможную для клуба толпу и целое море народной любви. Публика пела хором, кричала что есть сил, в общем — настоящий рок-н-ролл.

Обычно презентация альбома — процедура малоприятная. Артистам приходится убеждать всех в том, что их новая продукция ничуть не хуже уже раскрученных песен, а пресса и прочие закулисные персонажи верят в это весьма неохотно. Но на этот раз все было по-другому. Народ был уверен, что перед ними музыканты, исполняющие лучшую музыку в мире, а сами гении, в свою очередь, готовы были даже слегка переработать.

“Сплины” записали весьма хитрый альбом. “Реверсивная Хроника Событий” прямо-таки напичкана разного рода экспериментами. Васильев скупил кучу классики, нарезал из нее сэмплов, развернул их задом наперед, и таким образом получились специальные треки между песнями. Чистой воды арт-эксперимент. Сами песни тоже вышли, что называется, с двойным дном. Написано все явно не по форматным правилам, с разными темпами и массой других хитрых примочек. Однако, погрузившись с головой в навороты, Васильев и его музыканты явно не забыли про своего менеджера, радио, ТВ, проценты, концерты. “Мы Сидели и Курили” — хит в лучших традициях, а “Урок Географии” — настоящая бомба. Интересный текст, поданный как “рэп плюс мотивчик”, за который наверняка ухватятся все радиостанции.

“Би-2” со своей стороны предложили публике “новое старое” — свои песни образца 1997 года. Это были времена, когда Шура работал в Австралии студийным волонтером и, таким образом, имел возможность записываться по ночам. Записи, правда, вышли противоречивыми. Музыка классифицируется с большим трудом, прыгая то в рок, то в синти-поп, а сами песни уж очень похожи на не самые ценные черновики. Впрочем, ситуация сейчас такова, что даже черновики от “Би-2” могут слопать с большим удовольствием. А чтобы кушать было еще приятнее, музыканты предлагают современные версии архивов (разница в звуке отлично показывает завидную эволюцию коллектива), лайв-раритеты, клипы и прочие фанатские радости. Пластинка, конечно, проходная, но сработана весьма изобретательно.

“Сплин” и “Би-2” принято сравнивать и определять, кто кому дышит в спину на каждом этапе. Несмотря на то что “Бесполая и Грустная Любовь” от “Би-2” слушается с куда меньшим интересом, чем “сплиновская” “Реверсивная Хроника Событий”, преимущество все же у Шуры и Левы. У них очень внятная концертная стратегия, в то время как “Сплин” в погоне за нерутинными ходами далеко не всегда дарит публике праздник.






Партнеры