Задор, вино, Солнце

Роман Ягупов перестал стричься, обзавелся большими серьгами и стал окончательно похож на самовлюбленную рок-звезду. Тем временем его группа “Zdob Si Zdub” все глубже погружается в фолк-дебри. В записи их последнего альбома “450 Овец” принял участие персонаж по имени Василе Дину из ансамбля румынских цыган-лэутаров. Дедушке 69 лет, но зажигает он так, что музыканты сразу прозвали его “МС Василе”.


Наверное, “450 Овец” — самая изобретательная пластинка “Zdob Si Zdub”. Музыкантам и раньше неплохо удавался жутковатый микс жестких гитар и архаичного фольклора, но на этот раз все это удалось еще и прилично записать. К тому же музыканты неплохо освоили хип-хоп-примочки, сам Роман Ягупов научился читать рэп, а среди гитар и экзотики вдруг появился типично танцевальный трек в духе “Fat Boy Slim”. Чудеса да и только.

Для России сделан другой, более диетический вариант южного этно-буйства. Три песни на русском языке, а один из главных хитов “Everybody in the Casa Mare” записан дуэтом с Гариком Сукачевым. Таким образом, Роман Ягупов и его банда весьма успешно работают на два фронта: южный и северный. Чаще их можно увидеть в Румынии, но на днях они заехали в Москву, чем “ЗД” и воспользовалась.


— Группе уже десять лет. Наверное, с каждой пластинкой интриговать публику становится все сложнее?

— Заявить о себе и правда проще, чем удержать внимание. Но я не жалуюсь, работы у нас полно, еще и новые издатели появились. Это, наверное, громко звучит, но “450 Овец” выпустили на европейском филиале Warner Music, был релиз в Австрии и Чехии. Под это дело мы приняли участие в разных фестивалях. Для нас безумно интересно вспахивать новые для себя пространства.

— И как там платят за ваш тяжелый труд — лучше, чем здесь?

— Как здесь, не платят, наверное, нигде. Средняя рок-группа у вас берет за концерт 3—5 тысяч долларов. А “Машина Времени”, думаю, и все двадцать. А на Новый год, возможно, и до ста. Там нет таких гонораров. Но зато в Европе зарабатывают на альбомах, а здесь это просто невозможно. Кстати, в Румынии мы очень четко получаем свои авторские, там у них с этим строго. Рынок небольшой, но постоянно развивающийся, да и публика благодарная. Если ты артист, то на таможне тебе всегда дают зеленый свет.

— В Молдавии в последнее время появляются весьма резвые поп- и рок-группы. Те же “Гындул Мыцей” или “O-Zone”, ставшие европейской сенсацией. Чем бы ты объяснил такой музыкальный бум?

— Во-первых, у людей, живущих вдали от мощных центров, вроде Москвы или Киева, есть большая воля к победе. Потом регион у нас очень музыкальный. Замес культур просто сумасшедший, много этносов, кладезь редких инструментов, поэтому народ любит музыку. Любой артист, побывавший в Кишиневе, наверняка скажет, что ему там понравилось. Задор, вино, солнце. Очень приятная энергетика.

— Ваши первые выступления в Москве, а происходило это на альтернативных фестивалях типа “Учитесь Плавать”, очень отличались от того, чем группа занимается теперь. Тогда вы жутко грохотали и орали матом по-английски. Вам, наверное, теперь за все это стыдно?

— Это было проявлением бессознательного желания кричать в микрофон. Мы толком ничего не умели, но нам очень хотелось. Нас вдохновляли американские группы, которые, конечно, несли культуру своих мегаполисов. Для нас абсолютно чужую. Но экспрессивная подача нам нравилась, и ее мы сохранили. Со временем все, конечно, оформилось во что-то более музыкальное и гармоничное. По крайней мере, о наших новых записях я могу что-то рассказать. О первом альбоме я бы не сказал ничего. Он был совершенно спонтанный.

— “Zdob Si Zdub” обычно называют группой без шлягеров. У вас их и правда два-три. С чем это связано?

— Я спрошу Михая, нашего гитариста и композитора. Но мы никогда не ставили такой задачи. Я перестал напрягаться по поводу того, что нас не играют на радио. Потом, может, и правда мы звучим как-то неправильно. Никто в группе толком не владел инструментами, и только сейчас мы кое-как научились записываться. А продюсера у нас никогда не было.

— Ваши новые евроиздатели могли бы и нанять кого-нибудь...

— Это очень дорого. Я узнавал — услуги человека, который записывал последние пластинки “Red Hot Chili Peppers” или “System of a Dawn”, стоят почти полмиллиона долларов. Если бы на нас можно было заработать кучу денег, как на “Тату”, то нам бы наняли продюсера.

— С учетом того, что группа делает по два варианта каждого альбома, ты, наверное, четко знаешь, какая музыка покатит в Румынии, а какая в России?

— Я хорошо знаю, что покатит в России, но пока этого еще не записывал. Вашей публике наверняка понравятся красивые молдавские шлягеры 60-х годов. Их нужно только перевести, потому что русский человек всегда хочет понять, о чем поют. Мы обязательно запишем что-нибудь для России.

— Какая часть “Zdob Si Zdub” тебе больше нравится: рок-н-ролльная или фольклорная?

— Я всегда больше любил натуральную музыку, поэтому мне по душе балканский фолк или что-нибудь архаично-цыганское. И это несмотря на то, что родился я в России. Но потом переехал и просто влюбился в южную культуру.

— Иногда ваше заигрывание с южной культурой выглядит как конъюнктурный ход. Странные инструменты и пестрые наряды сразу бросаются в глаза и делают группу заметнее...

— В какой-то момент мы осознали, что хард-кор для нас чужая культура. За ревом и лаем должна стоять своя философия, как у Александра Ф.Скляра, а мы тогда и слов таких не знали. В общем, необходимо было делать выбор музыкального вероисповедания. Нам где-то посодействовал наш директор, который уверил нас в том, что этническая музыка всегда пользуется спросом. К тому же мы очень любили фильмы Эмира Кустурицы. Они были будто про нас. Так все и началось.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру