“Шанель” с малой Арнаутской

Пропиленгликоль, парабены, феноксиэтанол, стеарил сульфат натрия, лауретсульфат, диоксид титана — я обнаружила эти сложные соединения не в химической лаборатории, а у себя дома, на полочке в ванной комнате, где стоят баночки, тюбики и скляночки с духами, кремами и бальзамами, всем тем, что смягчает, увлажняет, благоухает.

Парабены консервируют, лауретсульфаты образуют пену, а, например, соединение с инопланетным названием “имадазолидинил уреа” убивает микробы. Без этих веществ сегодня не обойтись, иначе придется мыть голову сырым яйцом, мазать линию декольте сметаной и подкрашивать щеки свеклой. Проблема в том, что консерванты, красители, отдушки, биологически активные компоненты, которые входят в состав косметики и парфюмерии, часто вызывают аллергические реакции от невинного покраснения кожи до грозного отека Квинке.

Ирине К. пришлось отменить собственную свадьбу. Мечтая выглядеть как модель с обложки глянцевого журнала, она за бешеные деньги приобрела маску для лица, обещавшую потрясающий омолаживающий эффект. Через некоторое время Ирина почувствовала, что ее кожа «надувается» изнутри, словно воздушный шарик. Она посмотрела в зеркало и ужаснулась: в глубине магического кристалла отражались глаза-щелки, веки-валики и безобразные пятна вокруг губ. В таком виде жениху было лучше не показываться, и несостоявшаяся невеста в слезах отправилась к врачу...


— Развитию аллергии способствуют свыше 5000 различных химических веществ, входящих в состав косметической и парфюмерной продукции, — рассказывает Татьяна Федоскова, старший научный сотрудник Института иммунологии РАМН. — Наиболее часто данные вещества входят в состав таких распространенных косметических средств, как дезодоранты, лосьоны, духи, одеколоны, пена для ванн, шампуни, лак для волос, средства для завивки и распрямления, депиляторы, краска для волос, тушь, пудра, кремы, лак для ногтей. Использование специальных красителей для бровей и ресниц, подводок для глаз, особенно содержащих серебряные, кобальтовые и никелевые соли, может вызвать слезотечение, зуд, жжение слизистых оболочек и даже так называемые аллергические синяки — темные круги и “мешки” под глазами.

Термин “аллергия”, предложенный еще в 1906 году австрийским педиатром по фамилии Пирке, в переводе с греческого означает “действие по-другому”, или “другая реакция”, то есть подразумевается повышенная чувствительность некоторых людей к действию тех или иных веществ внешней и внутренней среды. Эта предрасположенность передается по наследству: если родители страдают аллергическим заболеванием, у ребенка на 40—70 процентов будет “другая реакция”.

* * *

Еще недавно считалось, что особенно подвержены этой напасти молодые голубоглазые блондинки с тонкой и нежной кожей, склонные к полноте. Но сегодня от рокового свидания с аллергеном в красивой упаковке не застрахован никто. Все чаще на прием к косметологам записываются люди, знающие об аллергии на косметику только понаслышке. Но желание стать молодыми и красивыми, стремление повернуть время вспять толкает их на рискованные эксперименты.

С кожными проявлениями аллергии регулярно сталкиваются парикмахеры и косметологи. Практически каждая третья клиентка дает реакцию на лак для волос: кашляет, чихает, трет глаза. Агрессивные краски для волос жгут кожу головы, будто расплавленным свинцом, могут вызвать сильное покраснение лица и даже приступ удушья.

Аллергия на косметические средства давно стала профессиональным заболеванием парикмахеров. Воспаление глаз, отек век, экзема, зуд — неизменные спутники создателей красоты. Некоторые вынуждены менять профессию или переходить на индивидуальное обслуживание клиентов на дому.

Косметологи знают: побочный эффект того или иного средства — не случайность, а тревожный звонок. Кожа никогда не забудет о перенесенном стрессе. Клетки памяти накапливают информацию и создают “досье”. Очередная встреча со знакомым аллергеном всегда заканчивается печально. Организм болезненно отзывается уже на самый незначительный контакт. Кожа, пережившая шок, начинает реагировать даже на безобидные косметические препараты, ее чувствительность повышается.

— Прежде чем назначать какое-либо средство для избавления от угревой сыпи или гиперпигментации, профессиональные косметологи должны направить человека к врачу, — считает Татьяна Федоскова. — Надо чаще задумываться над тем, почему появился тот или иной дефект кожи. Какие-либо высыпания редко бывают самостоятельными, чаще они сигнализируют о какой-то внутренней патологии: сахарном диабете, дисбактериозе, грибковых заболеваниях, авитаминозах. Устранение чисто внешних проявлений может способствовать утяжелению процесса и привести к развитию более тяжелых форм заболеваний.

Иногда люди просто не читают аннотацию. Одни накладывают на лицо слой первого попавшегося крема и отправляются загорать на пляж, в то время как для солнца используются специальные косметические средства, обычные составы распадаются, выделяя вредные вещества. Другие пользуются просроченной косметикой, которая действует примерно так, как испорченные продукты питания на пищеварительный тракт. Третьи зачем-то сдабривают жирную кожу таким же кремом и получают эффект бутерброда: хлеб с маслом, а сверху кусок сала. Недавно на прием в Институт иммунологии обратилась пациентка с отеком Квинке лица. Оказалось, она нанесла питательную маску и для большего эффекта оставила ее на всю ночь, хотя в инструкции была четкая рекомендация смыть маску через 5 минут. Правда, аннотация была на английском языке.



* * *

В косметической промышленности используется огромное количество различных веществ, одних только ароматических субстанций насчитывается около двух с половиной тысяч. Запах зеленого чая, спелой клубники или цветущего жасмина — искусное сочетание душистых веществ. Все фантазийные ароматы — химия чистой воды. Поскольку натуральные масла имеют природный светло-желтый цвет, их обязательно подкрашивают.

Часто перечисление растительных компонентов на этикетке и особенно волшебное слово “natural” прямо-таки завораживает покупателя. Чем больше этих веществ содержится в композиции, тем выше риск аллергических реакций — считают специалисты. Если человеку с повышенной чувствительностью к пыльце растений дать крем с растительными экстрактами, у него тут же может появиться заложенность носа, конъюнктивит или приступ удушья. Сильную реакцию у людей с чувствительной кожей вызывают эфирные масла и биологически активные добавки, входящие в состав многих кремов от старения кожи.

Некоторые снадобья поражают обилием витаминов от “А до Я”, словно это не средства для декоративной косметики, а целые витаминные комплексы. Но кожа — не пищеварительный тракт и, соответственно, не имеет ферментов для переработки этого специфического “прикорма”. Слава богу, она не впитывает все подряд. Наш кожный покров — в первую очередь мощный фильтр, который не пропустит больше, чем необходимо организму.

Существуют простые правила, которые мы почему-то не хотим соблюдать. В любом случае, чтобы обезопасить себя от неприятных сюрпризов, надо нанести небольшое количество незнакомой косметики на внутреннюю сторону предплечья и посмотреть, что будет. Если кожа встретит новое средство в штыки, придется с ним расстаться, сколько бы оно ни стоило.



* * *

В последние годы появилось множество новых парфюмерно-косметических изделий не только европейских, но и американских, азиатских производителей. Подобно папуасам, падким до ярких безделушек, мы готовы броситься в омут неизведанных ощущений в надежде на то, что именно в этом флакончике хранится чудесное молодильное снадобье, которое и морщины разгладит, и синяки уберет. Как ни странно, но первоиспытателями чаще становятся те, кому за тридцать, кто еще помнит очереди за польской косметикой, эпоху лосьонов “Огуречный” и “Розовая вода”, ленинградской туши в коробочке со щеточкой, похожей на зубную, жирных-прежирных кремов и отчетливого запаха духов “Может быть”, сменивших легендарную “Красную Москву”.

Современный рынок косметики необозрим, роскошен, экзотичен. Старые проверенные марки теснят дебютные имена. Что там, в этих баночках-скляночках? Кто-нибудь проверял?

— Вся косметическая продукция, и импортная и отечественная, которая поступает на рынок, подвергается определенному спектру исследований: токсикологических, микробиологических, физико-химических и клинических, — рассказывает Ольга Тимофеева-Дубовская, руководитель Испытательного лабораторного Центра независимой экспертизы косметических средств Института пластической хирургии и косметологии МЗ РФ. — Только после целой батареи тестов испытательные центры выдают экспертное заключение о том, что продукция безопасна для здоровья. Или, наоборот, опасна. За последние годы наш центр провел испытания более 1500 косметических средств, около 5 процентов продукции по ряду показателей не соответствовали требованиям. Естественно, эта косметика не попала в торговую сеть. Я не доверяю косметическим средствам, которые распространяются исключительно через сетевой маркетинг. Сегодня эти фирмы есть, а завтра — нет. Хорошо, если от золотых по цене препаратов результат будет просто нулевым, а не со знаком минус.

Токсичность косметических средств проверяют на лабораторных животных — мышах, крысах, кроликах и морских свинках. На Западе из-за многочисленных протестов “зеленых” пытаются проводить исследования в пробирке — на культуре клеток, оценивая таким образом не всю композицию, а отдельные ингредиенты.

Наблюдения над четвероногими испытателями длятся две-три недели. На кроликах пробуют шампуни без слез и средства для век. Морским свинкам выбривают шерстку и наносят различные кремы и маски. Если средство токсично, зверьки тут же дают реакцию. Некоторое время назад проверяли фенольную маску, которая гарантировала омоложение на пятнадцать лет. Причем процедуру следовало проводить в условиях стационара — с принудительной вентиляцией легких. Так вот, белые мыши, вместо того чтобы сбросить месяц-другой, в судорогах умирали от удушья. Эксперты пришли в ужас, обнаружив в печени, легких и крови грызунов патологические изменения.

Микробиологи исследуют косметические средства на предмет обнаружения бактерий. Химики — на присутствие солей тяжелых металлов: мышьяка, ртути, свинца. В заключительной фазе участвуют добровольцы, которых называют волонтерами. В банке данных около 400 фамилий. Это практически здоровые люди разного возраста, не страдающие аллергией. Молодежную косметику пробуют на молодых людях, средства для стареющей кожи испытывают на людях среднего возраста. Дети, естественно, в этих программах не участвуют. Капельные пробы на коже не мешают волонтерам вести свой обычный образ жизни.

Прежде чем приступить к испытаниям, добровольцы дают расписку, в которой обязуются строго следовать техническому заданию, сотрудничать с медицинским персоналом и не распространять сведения относительно испытаний тестируемых продуктов и достигнутых результатов. Тесты проводятся “слепым” методом: участников не предупреждают, что именно они испытывают: молочко от Диора или лосьон, произведенный на фабрике “Свобода”». Это — гарантия объективности. Работа оплачивается, но волонтеры могут в любой момент прервать программу.



* * *

Сегодня существует супердорогая косметика, на которую женщины подсаживаются, как на иглу. Пока пользуешься этими эликсирами молодости, выглядишь на все 100 процентов: исчезают морщины, подтягиваются мышцы, пропадают синяки. Клетки кожи привыкают к мощной подкормке и в естественных условиях просто перестают работать, поэтому синдром отмены ужасен: лицо превращается в печеное яблоко.

— Нет такого крема, которым можно пользоваться всю жизнь. Любое средство, как бы оно нам ни нравилось, надо периодически менять, потому что кожа к нему привыкает. Но в данном случае речь идет о косметике, содержащей биологически активные компоненты, — объясняет Ольга Тимофеева-Дубовская. — Так называемые моментальные маски красоты дают эффект космоса, но пользоваться ими следует лишь непродолжительное время. Они помогают совершить быстрое перевоплощение и, конечно, очень выручают в ситуациях, когда женщина, к примеру, устала, а ей надо во что бы то ни стало прекрасно выглядеть. Однако ежедневный допинг коже ни к чему. Поэтому “шоковую” косметику следует применять достаточно осторожно.

То же самое относится к модному в последние годы татуажу. Если у вас бледные, бескровные, лишенные контура губы, редкие брови и ресницы — природе надо помочь. В противном случае лучше не рисковать, потому что естественные линии могут пропасть, а искусственный контур со временем смывается не полностью, а почему-то кусками. Густые, пушистые ресницы не всегда благополучно переносят мощную окраску, бывает, потери составляют до 30 процентов.



* * *

Недавно Центр независимой экспертизы совместно с Французским национальным потребительским институтом, который отслеживал косметическую продукцию на российском рынке, проводил сличительные испытания различных кремов. Распознать фальшивку сложно даже экспертам. Только специалисты знают, что “левый” товар может выдать, к примеру, неправильно пропечатанный штрих-код. Результат тестирования оказался шокирующим: данные, заложенные одной очень известной французской фирмой, не подтвердились. Крем был поддельным.

— Все косметические изделия проходят двойной контроль, — подчеркивает Ольга Тимофеева-Дубовская. — Выдается санитарно-эпидемиологическое заключение на данный вид продукции и сертификат соответствия на конкретную партию. Через пять лет производитель должен опять представить свой товар на суд экспертов. Но 18 июня этого года вышел приказ, согласно которому свидетельство о государственной регистрации на определенную номенклатуру косметических средств — профессиональную, интимную косметику, краски для волос, товары детского ассортимента — будет действовать бессрочно. Всю оставшуюся жизнь.

Хорошо, если речь идет о добросовестном производителе, а если нет? Где гарантия, что продукт знаменитой марки произведен именно в Париже, а не в Турции, Китае, ближнем Подмосковье или на легендарной Малой Арнаутской в славном городе Одессе? При выборочной проверке из десяти баночек известной фирмы две-три обязательно оказываются фальшивыми. К счастью, отечественной косметике, которая, по единодушному мнению экспертов, ничуть не уступает всемирно известным западным образцам, это не грозит. Никто не будет “косить” под ту же фабрику “Свобода” или “Невская косметика” — невыгодно. Но зато как соблазнительно подделать крем за 150 долларов!




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру