Льготы есть или льгот нет?

27 ноября 2004 в 00:00, просмотров: 198

Стенограмма пресс-конференции в "МК" первого заместителя мэра в Правительстве Москвы, руководителя комплекса социальной сферы Людмилы Ивановны Швецовой.



Ведущий — Петр Маркович Спектор — первый заместитель главного редактора газеты "Московский комсомолец".

П.М.Спектор: — Добрый день, дорогие друзья, уважаемые коллеги. Сегодня очередная встреча в нашем пресс-центре и мы очень рады здесь приветствовать Людмилу Ивановну Швецову, 1-го заместителя мэра в правительстве Москвы. Людмила Ивановна человек более, чем занятой, но, несмотря на это, нашла время, чтобы приехать и встретиться с вами, ответить на ваши вопросы. В газете мы обозначили тему “льгот”, но я думаю, и не сомневаюсь в этом, что Людмиле Ивановне, как одному из руководителей города, будут вопросы задаваться гораздо более широкого диапазона.

За столом с нами Сергей Викторович Поляков, первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы и Валентина Михайловна Фадина, заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Москвы. Людмила Ивановна пожалуйста.

Л.И.Швецова: — Спасибо, я благодарю всех журналистов за интерес, который вы проявили к социальным проблемам, а “Московский комсомолец” — за инициативу вырвать меня из тьмы всяких совещаний, заседаний и приехать сюда для того, чтобы с вами пообщаться и ответить на интересующие вас вопросы. Я постараюсь не говорить много и долго. Я знаю, что самый приятный для вас жанр — это ответы на ваши конкретные вопросы. И поэтому мое вступительное слово будет достаточно коротким, но тем не менее что-то я хочу сказать.

Московская городская Дума работает сейчас над проектом бюджета 2005 года и над инвестиционной программой следующего года. Правительство, естественно, все обсуждения предварительно провело и приняло свой проект закона, который мы внесли для обсуждения в Думу. В Думе уже прошли этапы обсуждения и, я надеюсь, что в самое ближайшее время мы будем иметь закон города о том, как будут финансироваться отрасли нашего городского хозяйства и как будут решаться соответственно проблемы социальной защиты, социального самочувствия наших горожан. Как руководитель социального комплекса я в очередной раз, уже не впервые, могу порадоваться тому, что бюджет следующего года сформирован с явно выраженным социальным аспектом. 43 процента всех средств, которые будут расходоваться в городе, идут на финансирование социальных проблем москвичей. Но это не все средства. Можно сказать, что эта цифра гораздо более высокая, если учесть те расходы, которые будут вестись по линии других комплексов, но тоже в интересах решения социальных проблем москвичей. Например, та же оплата и финансирование жилищно-коммунальной системы, вопросы, связанные с благоустройством города и т.д. Бюджет нормальный, но очень трудный. Почему он оказался в этом году особенно трудным? Во-первых, мы сразу определили для себя один незыблемый приоритет — это опережающее финансирование, т.е. все, что нам давалось в дополнение к тому, что было в прошлом году, прирост этого года, мы израсходовали на то, чтобы повышать заработную плату москвичам. Мы считаем, что проблема заработной платы, особенно в бюджетной сфере, - одна из самых серьезных проблем в городе. Потому что мы очень внимательно следим за теми тенденциями, которые связаны с ростом заработной платы, с опережающим ростом заработной платы по отношению к росту цен на товары, услуги. И показатель превышения заработной платы с учетом сводного индекса потребительских цен является одним из главных экономических показателей, по которому мы судим о социальном самочувствии города. Мы также заботимся о том, чтобы год от года, постепенно — резко этого сделать невозможно — снижался процент москвичей, которые живут ниже черты бедности. И эти тенденции последние пять лет стабильно идут в нужном направлении и рост заработной платы в 2005 году должен позволить нам также стабильно продвигаться к более благоприятной ситуации в Москве. Вы знаете о том, что принято решение, что в будущем году мы будем вводить новые отраслевые программы по выплате заработной платы. Речь идет о том, чтобы все наши отрасли городского хозяйства, я имею в виду в первую очередь, бюджетную сферу, выстроили свои удобные показатели для оценки труда, вклада каждого из работающих в общее дело, чтобы платить адекватную заработную плату. Поэтому сейчас в московскую Думу внесен закон, он скоро будет принят. О том, что мы полгода будущего 2005-го будем работать, исходя уже из достигнутых результатов, а с 1 июля мы будем вводить, по всей видимости, новую систему оплаты труда. И мы заложили в нашем бюджете по сравнению с прошлым годом на 45 процентов средств больше для того, чтобы реализовывать эту программу. Для того, чтобы это были не просто изменения в показателях, которые используются для оплаты труда, но чтобы это были и количественные, существенные изменения оплаты труда.

Соответственно, увеличив средства на зарплату, мы вынуждены были что-то сокращать. Потому что, вы понимаете, бюджет не резиновый, он должен быть сбалансирован по всем показателям - по доходам и расходам. И поэтому нам пришлось пойти на менее активные, чем это требуется, показатели по инвестиционной программе. И по некоторым нашим отраслям, в частности, по культуре, да и по здравоохранению, по образованию нам пришлось пойти на некоторое уменьшение развертывания нового строительства с тем, чтобы сконцентрировать городские возможности на введение в строй уже начатых объектов. Ну и, конечно, для решения проблем районов новой застройки и в местах, где у нас есть явная нехватка тех или иных учреждений социальной сферы. Это приоритет незыблемый.

Еще один сюжет очень сильно отяготил процесс формирования бюджета 2005 года. Он связан с нововведениями, которые описаны в пакете законов, которые приняла Госдума,— монетизацией льгот. Мы в Москве имели свою четкую позицию по поводу того, как это нужно делать и в какие сроки следовало производить преобразования, связанные с постепенным переходом на денежное выражение тех льгот, которые имеются у большого количества их получателей. Я скажу, что наши предостережения и наши требования, которые мы высказывали на этапе формирования этих документов, во многом подтверждаются с точки зрения прогноза, который у нас был. Мы не против перехода на денежное выражение льгот. Мы считаем, что как стратегическая задача, это, безусловно, необходимая задача, ее нужно было решать. Но нельзя было так торопиться, делать это всуе, без общественного обсуждения, без анализа ситуации, которая сложилась в разных географических зонах нашей страны, в разных регионах по уровню жизни, в разных регионах с точки зрения самофинансирования или привязки к финансированию из федерального бюджета. Мы считаем и сейчас, что такая огромная страна с такими разными проблемами и разной степенью их решаемости должна была иметь более сбалансированную под специфику страны программу этого реформирования. Какие-то наши предложения были услышаны. И, в частности, предложение мэра по поводу значительного повышения самих сумм ежемесячного временного содержания вместо льгот. Вы помните, что эти суммы были существенно увеличены, после того как общественное мнение сформировало четкую позицию по этому поводу. Мы на этапе прохождения документов в Госдуме, сумели получить право субъекту Федерации в дополнение к принятым на федеральном уровне решениям, по отношению к так называемым федеральным льготникам, принимать свои меры социальной защиты и расширять их возможности с точки зрения получения социальной поддержки. Это смешно сказать, это право надо было выбивать, описывать его законодательно. Иначе получилась бы ситуация, когда льготники, которые определены в федеральном списке могли бы оказаться в более худшем положении, чем те, которые определены в нашем городском списке, в списке субъектов федерации. А это было бы во-первых не справедливо, а во-вторых это вызвало бы определенное недовольство и социальное напряжение в городе. Мы сразу продекларировали и подкрепили это конкретными действиями, что в Москве нет льготников наших и не наших, есть жители города, есть заслуженные люди, есть те, кого мы должны поддерживать. И поэтому Юрий Михайлович Лужков поставил нам задачу, не только социальному комплексу, а вообще всем экономическим подразделениям, при формировании бюджета 2005 года за счет, может быть даже, ущемления других статей расходов, сделать все для того, чтобы никто из москвичей хуже жить не стал. Я имею в виду москвичей, которые являлись получателями льгот до 1 января 2005 года. И я благодарна “МК” за оперативность, постоянно с нами вместе работали. “МК” первым, сразу буквально в сентябре, когда были приняты соответствующие московские решения, напечатал большую схему, в которой по каждой категории льготников указано - что они имели прежде и что они будут иметь в 2005 году. И мне кажется, что эта информация в определенном смысле успокоила общественное мнение, потому что до принятия соответствующих решений, до информирования населения по этому поводу мы с вами были свидетелями выхода людей на улицы, у нас обрывались телефоны, мой пейджер, который известен населению, работал в “горячем” режиме, я получала огромное количество вопросов, просьб - люди были очень и очень неспокойны. Сейчас я не могу сказать об абсолютном спокойствии москвичей, но тем не менее, мы хотя бы, дав разъяснения, дав гарантии и подтверждения, что мы позаботимся о московском населении, привели к тому, что многие люди уже какую-то уверенность обрели. Хотя хочу вам сказать, что на сегодняшний момент мы в правительстве Москвы тоже не имеем пока полной информации от федеральных органов по тому, каким образом будут реализовываться или не будут реализовываться те или иные обязательства, которые были взяты на себя в этих законах. Например, буквально сегодня только состоялось совещание, которое проводил первый заместитель премьера правительства Жуков. Участвовал Зурабов, другие руководители федерального уровня. Это было селекторное совещание, которое проходило на всю страну, и мы там получили какие-то определенные разъяснения. Мы здесь, в Москве, разъяснения получаем и в рабочем режиме, общаясь с этими руководителями. Но нам только к 1 декабря пообещали дать документы, которые будут характеризовать механизм внедрения социального пакета в части лекарственного обеспечения, дать списки тех препаратов, которые будут реализованы для льготников. Будут даны другие разъяснения, связанные с порядком получения льготных и бесплатных препаратов, лекарств для наших получателей льгот. К сожалению, мы пока не имеем ясности по тому как будет реализовываться программа в рамках так называемого социального пакета. Вы знаете, что в социальный пакет вошли льготы, которые раньше реализовывались другим способом, теперь они предложены в социальном пакете. Это лекарственное обеспечение, санаторно-курортное обслуживание и вопросы, связанные с транспортными проблемами на пригородном транспорте.

Что касается путевок. Пока нас поставили перед фактом, что мы можем пользоваться для обеспечения наших инвалидов и ветеранов путевками в санаторий, где стоимость одного койко-дня составляет 400 рублей. Что такое 400 рублей для Подмосковья, где достаточно высокий показатель прожиточного минимума, потребительской корзины? Приходится выбирать либо из очень старых санаториев, где изношенные фонды и поэтому они могут пойти на то, чтобы предоставить более дешевые путевки. Либо сейчас многие профилактории, поставив массажный стол и взяв на полставки массажиста, заявляют, что они уже не профилакторий, а санаторий и предлагают свои путевки для санаторного обслуживания. На самом деле это обычные профилактории, которые раньше мы никогда не брали для того, чтобы туда направлять больных людей. Те санатории, которые заявились, мы их знаем, видели. Например, в Раменках. Это 4 человека в комнате, а то и больше, удобства в коридоре. Вы понимаете, что мы в такие санатории не возили наших москвичей и не собираемся. Поэтому мы ставим вопрос о том, чтобы для городов, это касается не только Москвы, это касается и Санкт-Петербурга и других крупных городов, там, где прожиточный минимум и потребительская корзина являются более высокой, чем в других регионах РФ, было разрешено повысить норму для того, чтобы мы могли брать те путевки, которые действительно будут приемлемы для наших москвичей. Мы ведем сейчас переговоры по этому поводу и с Галиной Николаевной Кареловой, и с руководством министерства. Мы надеемся, что мы как-то решим этот вопрос в интересах москвичей. Но вот то, что предложено, нас пока не устраивает. Что касается лекарственного обеспечения, я вам уже рассказала. Здесь наша позиция такова: возможно та система, о которой сейчас говорят, пропагандируют и защищают, она когда-то будет налажена и возможно она будет хорошей. Но пока то, что мы видели и знаем, нам такого оптимизма не внушает. В тоже время в городе Москве в течение многих лет работает отлаженная система лекарственного обеспечения. Вы знаете об этой системе, она базируется на аптечных организациях на территории поликлиник, где ветеран или инвалид получает здесь же рецепт, здесь же ему отпускается препарат. Если этого препарата нет, аптека заказывает этот препарат и у нас уже существует отлаженная в этом смысле система. Я могу сказать, что она не совершенна, она тоже реализуется конкретными людьми, которые нарушают иногда правила. Мы все эти нарушения отслеживаем самым внимательным образом. Сергей Викторович не даст мне соврать, что каждый день я отправляю поручения, которые приходят в том числе на мой личный пейджер, и каждый человек, которому не дали лекарство, знает куда обращаться, с кого требовать, на кого жаловаться. И я знаю как управляться с этим процессом, потому что у меня есть целая система отслеживать ситуацию в этом направлении. Сейчас нам предлагается сделать это через страховые компании, которые пока никому не известны. Самое главное, они не знают еще как выстроить эту систему в таком огромном городе, где такое большое количество пользователей бесплатных льготных лекарств. И мы предложили сейчас очень разумный ход. Мы сказали, что давайте отрабатывайте эту систему, тем более на тех регионах, которые этого хотят, которые открыты для того, чтобы у себя внедрять нововведения, тем более, что у них ничего до этого не было, и лекарства там не выдавались большому количеству людей, гарантий таких не было, как в Москве. Отрабатывайте эту систему, не трогайте пока в этом году Москву, оставьте пока все в том виде, в каком это было. Контролируйте, мы можем тоже начать проводить эксперименты, но делать эксперимент на огромном городе, в котором все может перевернуться с ног на голову, тем более, с контингентом, который привык уже к схеме и приучить их к другой - надо тоже определенное время. Мы сейчас находимся в ситуации, когда до конца еще не знаем, что будет 1 января. Не знают этого и наши ветераны. Мы дали гарантии, что мы их защитим, и мы их защитим — это абсолютно точно, я хочу это подтвердить. Но паника уже началась, люди приходят сейчас для того, чтобы взять лекарства впрок. У нас за последние месяцы на 15-20% выросло потребление лекарств бесплатных и льготных по сравнению с прошлыми годами. В прошлые годы люди приходили, брали лекарства на месяц, никто из них не беспокоился, а сейчас они приходят и получают большое количество лекарств. На это деньги не запланированы, мы выходим на определенные перерасходы, которые лягут на бюджет следующего года. Вот тоже самое может вам рассказать и Валентина Михайловна Фадина.

Что происходит, например, сегодня в управлениях социальной защиты? Мы постепенно внедряем практику карточки москвича. Уже где-то 1.500.000 человек получили добровольно эту карточку, пользуются ею, перспективы какие-то выстраивают себе. Но когда объявили об нововведениях, люди ринулись буквально сотнями, в очередях стоят, приходят в 6 утра записываются для того, чтобы как можно скорее получить карту, потому что карта — это гарантия в первую очередь проезда в городском транспорте. И мы тоже можем понять этих людей, они заботятся о том, чтобы как-то себя обезопасить. Но это создает очень большие сложности в работе органов власти. Вы понимаете, что такое 100 человек в собесе. Это плохое самочувствие, нервное напряжение, какие-то скандалы. Перенапряжение это и для работников социальных служб. Ну все это было бы не так страшно, если бы результат был абсолютно точно. Поэтому мы в бюджете следующего года заложили все, что необходимо для того, чтобы поддержать наших москвичей — пользователей льгот и пенсионеров.

Могу вам доложить, что мы увеличили на будущий год в бюджете средства на московские доплаты к пенсиям, они будут также реализовываться в будущем году. Мы заложили средства на то, чтобы подтвердить все льготы, которые имели наши городские льготники. Более того, наши городские льготники кроме того, что сохранят все льготы, они будут еще получать ежемесячные денежные выплаты. Труженики репрессированные - 350 рублей в месяц; труженики тыла - 300 руб. и ветераны труда - 250. Они раньше этих денег ежемесячно не имели. Они сохраняют льготы и получают еще дополнительно деньги. Мы сохранили целый ряд московских льгот и гарантий для федеральных льготников. Во-первых, всем сохранили проезд в городском транспорте, это одна из самых затратных, самых сложных позиций, потому что проезд по Москве для многих льготников это жизнь. Это передвижение в больницу, это передвижение к родным и близким, все что связано с общением друг с другом, потому что посадить человека в своей квартире и закрыть его с его проблемами - это значит сократить жизнь.

Мы сохранили в Москве московские надбавки к пенсиям для всех. Кстати, если бы мы не давали наши надбавки нашим пенсионерам, то у нас в городе только 108 тысяч пенсионеров из 2-х с лишним миллионов, получали бы пенсию на уровне прожиточного минимума. И выше. Благодаря нашей московской надбавке таковых становится более 1.8 млн.

Например, для 11 тысяч лиц, которые получают социальную пенсию и не выработали стаж для назначения трудовой пенсии, их базовая пенсия, государственная — 660 рублей. Город им доплачивает 1390 для того, чтобы их совокупная пенсия была на уровне прожиточного минимума. Ну или, например, у нас есть такая категория, как пенсии детям, потерявшим одного из родителей. Это 3000 человек в городе — не так много. Но вы понимаете какая боль города связана именно с этими детишками. 1600 рублей мы доплачиваем из городского бюджета к 660-ти, которые эти дети получают. Конечно, это тоже не деньги, чтобы нормально жить, но тем не менее, вы понимаете, что трехкратно практически мы увеличиваем. Все это остается, все это будет и далее достоянием всех москвичей.

Ну и конечно у нас есть ряд вопросов, связанных с транспортом, который выдается инвалидам по состоянию здоровья, с зубопротезированием, с ортопедическими средствами, которые тоже огромное количество людей получает. 100 тыс. примерно человек пользуется ортопедическими средствами, которые город им выдает бесплатно. И вы понимаете, что если мы сегодня не отстоим право, чтобы эти ортопедические средства были высокого качества, чтобы они были приемлемы для получателей, а пойдем только на нормы, которые нам могут спустить сегодня сверху, можем значительно ухудшить ситуацию среди тех, кто должен их получать.

Мы пока работаем над целым рядом проблем, которые еще пока не разрешены на федеральном уровне и мы не можем сейчас принять на московском городском уровне закон, который касается наших московских льгот, соцподдержки для инвалидов. Кстати, заканчивая свое выступление, не умею говорить по малу, очевидно учительская привычка - 45 минут отчитать. Я хочу сказать вот о чем: изменения в законах РФ повлекли за собой и изменения городского законодательства. Хочу сказать, что ни департамент соцзащиты, ни департамент здравоохранения в этом году, люди, которые знают хорошо проблемы, не отдыхали. Они были вынуждены сначала работать на подготовку наших предложений, на их лоббирование, а потом на разработку московских законов. Но дело не в этом. 2 закона в Гордуме прошли уже, они приняты — это законы о соцподдержке различных категорий и закон о детских пособиях. А закон об инвалидах, который касается почти миллиона жителей нашего города, он не может быть пока выпущен, хотя он разработан, но там нужно вписать то, что нам должны дать федеральные органы, с точки зрения конкретизации как раз тех названных вопросов и некоторых других, для того, чтобы мы могли принимать московский закон. Как мы получим эту информацию — сразу же московский закон будет обсуждаться в ГорДуме. И я думаю, что Дума его быстро примет, т.к. она участвовала вместе с нами в его подготовке. Есть некоторые проблемы и сложности, но они все решаемые. Могла бы быть спокойней ситуация, но форс-мажор, который был вызван принятием всех этих законов, нами выдержан, мы готовы сказать москвичам, что при всех трудностях, о которых они не должны знать, мы обеспечим им будущее в этом году не хуже, чем было в предыдущем году. Вот все, что я хотела сказать вначале.

Вопрос журналиста:

— Скажите, что-то делается для предотвращения возможной инфляции при монетизации льгот?

Л.И.Швецова: — Исключать я ничего не могу. Способы влияния на инфляцию или предотвращение ее, у нас имеются. И на сегодняшний день по 9 месяцам этого года — опережающий рост зарплаты с учетом сводного индекса потребительских цен составляет 14,4%. Т.е. при том, что цены росли — рост зарплаты составил 14,4%. Мы просчитываем сейчас. Например, о зарплате мы договорились просчитать вперед все показатели, которые будут характеризовать как раз инфляционные процессы и опережающее значение зарплаты по сравнению с ним. Тоже самое мы сделали и с пенсионными делами и с нашими московскими надбавками. Но вы понимаете, что гарантировать в нашей стране — это не моя роль. Но я стараюсь как-то предотвращать эти риски, чтобы москвичам было легче.

Вопрос журналиста:

— А вот льготы для инвалидов на оплату телефонов и субсидии на жилье, они сохраняются?

Л.И.Швецова:— Жилищно-коммунальная сфера остается в том виде, в котором она была. У нас есть целый ряд нововведений, которые мы в Москве принимали по отношению к отдельным категориям, с точки зрения дополнительной компенсации затрат на жилье, и все к нему прилагается. Сейчас Валентина Михайловна расскажет.

В.М.Фадина: — Жилищно-коммунальные льготы в 2005 году не трогаются ни у федеральных, ни у региональных льготников. Здесь пока все спокойно. На одном из селекторных совещаний Зурабов сказал, что они будут готовить пакет законодательных документов, чтобы жилищно-коммунальные льготы перевести в денежные выплаты. Второе — это льготы по телефону для инвалидов. Льготные категории сейчас поделены на 2-е группы — федеральные и региональные. У инвалидов и льгота по абонентской оплате за телефон вошла в ту ежемесячную денежную выплату, которая будет монетизирована. В зависимости от группы инвалидности размер этой выплаты разный. Из нее у инвалидов 1-й группы — 1400, из них 450 руб. будут уходить для реализации соцпакета — лекарственное лечение, санаторное обеспечение, проезд в пригородном и ж/д транспорте. А все остальное, что у людей было в натуральном виде, они вошли в оставшуюся часть ежемесячной денежной выплаты. У нас люди будут получать в городе 2-е разные выплаты: у федеральных льготников — это ежемесячные денежные выплаты, а Людмила Ивановна сказала, что мы и своим льготникам и ветеранам, труженикам тоже установим выплаты ежемесячные. Ветеранам труда — 200 руб. в месяц, труженикам тыла — 300 руб. и т.д. Они будут называться ежемесячные городские выплаты.

Вопрос журналиста:

— Скажите, что нужно сделать московским пенсионерам, чтобы с 1 января 2005 года все получать и ничего не потерять?

Л.И.Швецова: — Тем пенсионерам, льготникам, которые состоят на учете в нашем управлении соцзащиты, делать ничего не нужно. За них сделают все соцработники, у нас все есть в базе данных. Немножко поволноваться, наверное, нужно тем, которые получают пенсии в различных ведомствах. Если они еще не были в своих пенсионных подразделениях, им надо обратиться туда и проверить находятся ли они там в регистре — на них информация поступает в федеральный регистр. Нужно проверить зафиксирована ли на них информация и передана ли она в федеральные органы. Нашим пенсионерам волноваться вообще не зачем и никуда не надо ходить.

Вопрос журналиста:

— Скажите четко - каких льгот точно не будет? Я слышала, что не будет льгот по спецтранспорту, по проезду в маршрутках. Это так?

В.М.Фадина: — Не сохранены льготы репрессированным — это льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами. Они были прикреплены к определенной сети магазинов и им там выдавали товары, эта льгота отмерла на сегодня. Вы помните 80-е годы, там был дефицит и были продуктовые наборы. Эта льгота сейчас сама умерла. И внеочередное оказание медпомощи. Это не наша инициатива.

У ветеранов труда: пользование при выходе на пенсию поликлиникой, к которой они были прикреплены — это тоже умерло само по себе, т.к. поликлиники ведомственные и все зависит от ведомств, будут ли они платить за своего ветерана, есть ли у него на это средства? У ветеранов было предоставление ежегодного отпуска в удобное время. Сейчас наши отношения с работодателями немного изменились. Вот и все.

По автотранспорту. “Де юро”, - читая закон 122 — она отменена. Вместе с тем, правительство Москвы взяло на себя обязательство: не ухудшить положение дел и в бюджете 2005 года выделены определенные средства на предоставление инвалидам ВОВ и участникам войны, имеющим право по медпоказаниям, — им будет предоставляться спецавтотранспорт. А в маршрутке никогда не было этой льготы. Это добровольное дело коммерческих фирм.

Л.И.Швецова: — Еще есть одна проблема, которая не решена между Москвой и Московской областью с точки зрения передвижения наших пенсионеров, пользователей бесплатным транспортом в области. По этому пункту мы не заключили пока никакого соглашения. Московская область не изъявляла желания заключать такое соглашение. И поэтому мы для своих москвичей будем, наверное, находить другие способы по поддержке в их передвижении по территории Московской области. Хотя, те, кто этим пользуются, знают, что в основном, там, где находятся дачные участки, там в основном ходит коммерческий транспорт. Там государственного осталось очень мало и поэтому подмосковные жители пользовались в Москве льготами сполна, а москвичи этих льгот получали меньше. Но мы над этим думаем.

Вопрос журналиста:

— Люди, которые не являются инвалидами, но страдают хроническими заболеваниями (диабетики и др.). Как будут обстоять дела в 2005 году?

С.В.Поляков: — В 2005 году мы должны будем обеспечивать диабетиков, которые получают инсулин. Это заложено в постановлении. Туда будет входить не только диабет, но и рассеянный склероз, гинекологические заболевания, онкология.

Вопрос журналиста:

— Как будет осуществляться проезд военнослужащих с 1 января 2005 года?

В.М.Фадина: — На этот вопрос я вам не отвечу, их “потерял” закон.

Вопрос журналиста:

— Что же, зайцами ездить?

Л.И.Швецова: — Как хотите: хотите зайцами, а хотите покупайте билет. Минобороны должно было решить этот вопрос не только для Москвы, но и в целом для России.

Вопрос журналиста:

— Поселок Томилино - самый большой поселок Московской области по территории и по населению — около 5 тыс. пенсионеров, многие работают в Москве. Что их ждет с 1 января? Они будут платить за дорогу?

— Конечно, будут.

Вопрос журналиста:

— Что касается предоставления спецтранспорта для инвалидов и льгот на жилье. Это сохранится?

В.М.Фадина: — По транспорту я скажу, что эта льгота отменена в 122-м законе. Я, когда говорила об обеспечении спецавтотранспортом, не случайно назвала инвалидов и участников войны. Как уже сказала Людмила Ивановна, спецавтотранспорт — это средство реабилитации. И они должны войти в реабилитационные мероприятия. А тот пакет документов правительства РФ, который это предусматривает, он пока не принят. И в связи с этим мы не можем принять свой закон о соцподдержке и реабилитационных мероприятиях для инвалидов. Пока вопрос висит в воздухе. А жилье, к сожалению, остается в тех нормах, в которых оно было.

П.М.Спектор:— Поблагодарим Людмилу Ивановну, Сергея Викторовича и Валентину Михайловну за ответы.



Партнеры