Жезл доброй воли

В свои 83 года она выглядит великолепно — без пластических операций и диет. Следит за модой и идет в ногу со временем. Пользуется бешеным успехом у мужчин, особенно у гаишников. У “полосатой палочки” — главного атрибута инспектора дорожной службы — на днях был день рождения. 22 ноября 1922 г. вышла “Инструкция постовому милиционеру о порядке пользования жезлом”.


Более близкое знакомство с символом дорожной власти начинается непосредственно на трассе. Беру палочку в руку и сразу чувствую себя хозяином положения: сейчас как взмахну!

— Тормози вот ту “девятку”, уж больно грязная, — командует постовой Михаил Петрович.

Легкое движение руки — и машина послушно скатывается на обочину, считай, мне под ноги.

— Вы знаете, — говорю водителю, — что до появления на свет “полосатой палочки” стражи порядка смотрелись на дорогах, как глухонемые: водители попросту не замечали размахивающих руками постовых?

— Вот счастливое-то было время! — улыбается шофер. Ему сегодня повезло, обошлось без штрафа.

Никто из нынешних водителей и слыхом не слыхивал, что инструкция по пользованию жезлом вышла еще на самой зорьке советской власти и состояла всего из восьми пунктов. Они во всех подробностях рассказывают, как следует регулировать движение “экипажей” и “авто-, мото-, веломашин”.

В отличие от современных гаишников постовому 20-х годов запрещалось делать лишние движения: размахивать и крутить палочкой. Можно было только поднимать жезл и опускать его. Самый первый жезл был деревянный, длиной 11 вершков (49 см), красного цвета с желтой ручкой. Он помещался в кожаном чехле и носился постовым на ремне спереди, с левой стороны.

Раньше, за неимением достаточного количества светофоров, постовых выставляли практически на всех перекрестках, а жезлы пользовались огромным спросом — зачастую их не хватало. Порой инспекторам приходилось самим выстругивать деревянные “палочки”, а потом их красить. Черно-белыми жезлы стали лишь в 1939 году.

Между прочим, на “полосатую палочку” собрано целое досье. Хранится оно в фондах Центрального музея МВД России. Сотрудники архивного отдела бережно достают коробку, в которой и умещается вся 83-летняя история атрибута. Музейные хранители вспоминают: было время, когда регулировочный жезл сравнивали с дирижерской палочкой. В Ленинграде, например, после войны ходили к перекрестку “на Александрова”. По словам Галины Астафьевой, старшего научного сотрудника отдела фондовой работы, люди приходили и любовались отточенными движениями местного постового. Считалось, что лучший регулировщик Москвы имеет право стоять на посту №1 на Красной площади.

Среди экспонатов встречаются и эксклюзивные. Особенно почетно было получить именной жезл, или “переходящий”. Их доверяли только отличившимся инспекторам. Как правило, на таком жезле были выгравированы портрет и имя героя, погибшего в неравной схватке с нарушителем. Оригинал жезла хранился за стеклом в красном уголке, а инспектор-“отличник” пользовался только его копией. В каждой республике был свой национальный герой. Например, в 60-е годы на целое десятилетие символом правопорядка на дорогах Казахстана стал жезл им. Б.Г.Грязнова. Его вручали “Лучшему инспектору дорнадзора ГАИ УВД Семипалатинска”. Борис Грязнов погиб в 24 года. Инспектор задержал автомашину, за рулем которой сидел пьяный водитель. Чтобы доставить нарушителя в Госавтоинспекцию, лейтенант сам сел за руль. По пути преступник нанес инспектору смертельный удар шилом в сердце.

В архиве встречаются и памятные жезлы, которыми награждали участников всевозможных конкурсов. Например, жезл “Участнику I Всесоюзного смотра инспекторов-регулировщиков ГАИ от МВД СССР, 1976 год”. “Универсальный жезл для сотрудника ГАИ” разработал в 80-е годы подполковник милиции Арамаис Тоноян — начальник оперативного отдела МВД Аджарской АССР. Милиционер даже его запатентовал: авторское свидетельство выдано Госкомитетом СССР по делам изобретений и открытий. У жезла Тонояна пластмассовый корпус, а вместо белых полосок — номера угнанных машин, а также номера телефонов отделов УВД и позывные спецслужб. В бескомпьютерные времена изобретение Тонояна заменяло целую базу данных ГАИ. Кроме того, Тоноян вмонтировал в жезл фонарик, компостер для пробивания талонов нарушителей, а в его ручку — свисток. Изобретение подполковника высоко оценил тогдашний министр внутренних дел СССР Щелоков: он лично принимал изобретателя в Кремле. Но, к сожалению, универсальный жезл не успел войти в производство — вскоре министр умер.

Конечно, далеко не все эксклюзивные жезлы попали в фонд Центрального музея МВД России. Говорят, что существовали генеральские именные жезлы, надписи на которых были выгравированы золотом, а ручки украшены полудрагоценными камнями. Естественно, что их владельцы никогда не пользовались ими по службе и тем более не выставляли их в музеях.

Как заверили “МК” в Управлении ДОБДД (бывш. ГИБДД) Москвы, у современных гаишников нет именных жезлов: им по службе не положено.

— Вообще-то мы никогда и не слышали, что были такие жезлы, — сказали сотрудники практически всех подразделений. — Нужно подать такую мысль отделу пропаганды — восстановить традицию именных жезлов, а то... одни грамоты и рукопожатия.

Сейчас “полосатые палочки” выпускают стандартные: деревянные, пластиковые черно-белые со светоотражателями или специальными лампочками внутри. Но встречаются все-таки и эксклюзивные сувенирные жезлы — подарки к очередному юбилею милиции: из хрусталя, с перламутровой ручкой.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру