Рада рано РАДОвалась

29 ноября 2004 в 00:00, просмотров: 152

Субботнее решение Верховной рады о проведении “переголосования” было с воодушевлением воспринято на мятежных улицах Киева. Но вопреки народному мнению парламентское постановление не разрешило ситуацию, а еще больше запутало ее.

Начать с того, что откуда-то взявшаяся дата “переголосовки” — 12 декабря — срок совершенно нереальный. Ведь если следовать решению ВР, надо распустить ЦИК и все территориальные комиссии, набрать новые, ознакомить их членов с украинским выборным законодательством, напечатать сорок миллионов новых бюллетеней. И на все это где-то изыскать денег. А ведь уже перед вторым туром появились большие сложности с выделением средств на проведение выборов. Оптимисты уверяют, что уж к 19 декабря выборы удастся провести точно. Но для этого нужна четкая и слаженная работа. А это как раз то, чего сейчас на Украине нет...

Вопрос второй. Имеет ли право Верховная рада распускать ЦИК и назначать новые выборы? На этот вопрос ответили сами депутаты: не имеет. Принятое постановление — лишь рекомендация. К которой действующий президент Кучма может либо прислушаться, либо не прислушаться. Решать судьбу выборов на Украине дозволено только ЦВК, президенту и Верховному суду.

Заседание Верховного суда по рассмотрению жалоб кандидатов должно состояться в понедельник. Именно это решение может как-то прояснить ситуацию. Или еще больше запутать ее.

За комментариями “МК” обратился к бывшему Генпрокурору Украины, экс-депутату Верховной рады, юристу Виктору ШИШКИНУ:

— Современный закон “О выборах Президента Украины” не предусматривает признание выборов недействительными в целом по стране. Такого нет, и никто не покажет мне норму закона, где указывается, что выборы надо признать недействительными.

Повторных выборов тоже быть не может. В статье 15-й четко разъясняется: повторные выборы проводятся только при наличии двух условий. Во-первых, если в первом туре участвовали два кандидата и никто из них не набрал 50 процентов голосов. Подчеркиваю: речь только о первом туре и о количестве кандидатов не более двух. Второе условие: если оба кандидата на одном из этапов предвыборной кампании сняли свои кандидатуры.

У нас таких условий сегодня нет, то есть оснований для проведения повторных выборов нет.

— Но можно оспорить легитимность выборов по отдельным участкам. Например, в Донецкой области, где количество голосовавших во втором туре возросло на 21 процент. Или во Львовской, где, судя по имеющимся в ЦВК протоколам, чуть ли не на 90 избирательных участках зафиксировано 100 процентов голосов в пользу одного из кандидатов…

— Верховный суд может принять подобное решение, к примеру, если установит, что на конкретных участках явка достигала 101, 103 или 105 процентов. Или количество голосовавших на дому превышало 35 процентов от общего количества участвовавших в выборах на данном участке. Или если члены избиркомов либо наблюдатели от международных/отечественных организаций изгонялись из помещений, где шло голосование и подсчитывались бюллетени.

Если, скажем, Верховным судом будет принято решение о признании недействительными результатов выборов в округах, где зафиксированы грубые нарушения избирательного процесса, повлиявшие на итог голосования, у одной из сторон отнимут один миллион двести голосов или полтора миллиона. В случае если “нарушителем” признают Ющенко, Виктор Федорович еще больше упрочит свое преимущество. Если же сократят количество голосов, поданных за Януковича, с юридической точки зрения главой государства может быть провозглашен Ющенко.




Партнеры