Заветам Бендера верны

29 ноября 2004 в 00:00, просмотров: 127

- Значит, так, — высокое начальство добродушно ухмыльнулось в усы. — Пора вам, господа корреспонденты, открывать собственный бизнес.

Для начала зарегистрируйте фирму. Причем сами. Без всякой помощи со стороны.

В Москве работает система “одного окна”.

Вот и проверьте, за сколько “обрабатывают” простых смертных.

Дан приказ ему — на запад

Собственно говоря, идею на своей шкуре проверить все трудности и прелести жизни маленького бизнесмена в нашем большом городе изначально должен был провернуть один из нас. Но, как выяснилось, “одно окно” работает только для граждан России, зарегистрированных в Москве. А на Московскую область, где и прописан наш журналист, уже не распространяется. И потому мне пришлось отказаться от индивидуальной предпринимательской деятельности, взять за шкирку коллегу-москвича и объединить усилия в организации ООО.


Посчитанные по декларациям

Вопросами помощи малому и среднему бизнесу в нашей стране занимается общественная организация “ОПОРА России”. По ее данным, на сегодняшний день в Москве зарегистрировано около 200 тысяч малых предприятий и примерно столько же предпринимателей-индивидуалов. Могло быть и больше. Если бы не излишняя забюрократизованность регистрации и самого ведения бизнеса.

Не сказать, что мы с Димычем совершенно не подходим на роли бизнесменов. Один из нас умудряется, не влезая в долг, жить от зарплаты до зарплаты. Второй всегда вовремя возвращает долги до получки. Так что минимально необходимое для бизнесмена умение распоряжаться финансами у нас имеется. По крайней мере, на двоих.

Разведка: на обочине жизни

Все новоявленные столичные бизнесмены должны регистрироваться только в одном месте — ИМНС №46. Первые трудности возникли с определением координат этого загадочного места. Ни одна поисковая система в Интернете ни по одному запросу не выдавала ничего членораздельного (хотя все остальные инспекции по закону подлости в Сети были представлены). В справочниках ей места тоже не нашлось. Само собой подразумевалось, что обращаться за помощью в Управление московских налоговиков, где имеются кое-какие завязки, было нельзя. Во-первых, простому гражданину с улицы туда просто так не попасть и на чашку чая не зайти. Во-вторых, вполне возможно, пришлось бы раскрывать инкогнито. Что нарушило бы чистоту эксперимента.

Адрес удалось узнать через неофициальные источники: Походный проезд, д. 3. Дальнейшие поиски привели практически на окраину Москвы в районе северо-запада. По справочнику выходило, что наиболее близкой к этому месту была станция метро “Тушинская”, от которой еще пилить и пилить. Только потом мы поняли, что добраться можно гораздо проще.


Справка “МК”.

НАИБОЛЕЕ УДОБНЫЙ ПУТЬ В ИМНС №46

В головном вагоне из центра доехать до станции метро “Сходненская”, выход по вестибюлю налево и прямо. Как только выходите, слева от вас обязательно будет стоять микроавтобус “Газель”, который следует по маршруту №168. Ждать отправления придется от силы пять минут, а оставшаяся часть поездки займет не более 10. Подвезут прямо к воротам.


Прямо в центре окраинной промзоны вырастает мини-городок, огороженный фигурным решетчатым забором. Сразу за воротами — служебная автостоянка, на которой отечественные авто практически не встречаются. А из иномарок самая скромная — “Шкода Фелиция”. Тут и ИМНС №44, и №45, и еще куча всего. Но нам нужно в 46-ю, путь к которой обозначен указателями. Для ПБОЮЛов и ООО два разных подъезда. Отсеивание агнцев от козлищ идет еще на предварительном этапе.

В зале, где собираются будущие индивидуалы, зачастую не протолкнуться. Мужчины и женщины, пенсионеры-ветераны и едва вышедшие из школьного возраста юнцы — все они вперемешку ожидают своей очереди, толкаются у окошка консультации, переписывают перечень необходимых для регистрации документов. В другом подъезде, предназначенном для ООО и АО, ажиотажа практически никогда не бывает. Для особо проголодавшихся автоматы с горячим кофе, чаем и чем-то еще.

— Девушка, не поможете с одним вопросиком? — вопрос, улетающий в окошко консультанта, возвращается моментальным рикошетом.

— Не могу.

— Почему?

— А талончик где?

Вот так. Процесс общения регламентирован и упорядочен. Без талончика можно только переписать перечень документов и посетить бесплатный туалет. Для остального надо нажать соответствующую кнопку на автомате. А потом ждать, когда на табло высветится ваш номер. Ясный пень, для регистрации фирмы нужно заполнить и написать энное количество бумаг. Заявление нужно скачать из Интернета с сайтов “Гаранта”, “Консультанта” или даже с адреса mosnalog.ru, принадлежащего столичной налоговой инспекции. Но можно и получить непосредственно в окошке консультанта в Походном проезде.

Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка

Грубо говоря, именно стадия написания и заполнения различных формализованных бумажек вызывала у нас священный трепет. Писать мы, конечно, приучены. Формулируя казенным языком, чем один Участник (именно так, с заглавной буквы) отличается в своих правах и обязанностях от другого Участника — дело для нас крайне непривычное и пугающее. Именно поэтому многие предпочитают обращаться к услугам юристов для регистрации своего дела.


Документы, необходимые для регистрации ООО

1. Заявление о госрегистрации установленной формы.

2. Решение о создании юрлица (протокол общего собрания или договор).

3. Учредительные документы (учредительный договор ООО и устав ООО). Принимаются либо подлинники, либо заверенные нотариусом копии.

4. Квитанция об уплате госпошлины за госрегистрацию.


И мы уселись за учредительные бумаги. Корпеть, потеть и придумывать. И почему-то без особого успеха. Переложить на чиновничий язык популярные в народе высказывания типа “Участник Участнику глаз не выклюет”, “Участник Участника видит издалека” и т.д. оказалось совсем непростой работой. Глядя на наши мучения, друзья и коллеги советовали заказать регистрацию через фирму.


Справка “МК”.

ГДЕ БИЗНЕСМЕНОМ БЫТЬ ХОРОШО

Самые простые правила для регистрации нового бизнеса существуют в Швеции и Новой Зеландии. Если обзавестись компанией в Новой Зеландии можно всего за 3 дня, то в Индонезии на регистрацию уйдет 168 дней. А в Сьерра-Леоне, где народ пухнет от голода, зарегистрировать фирму могут только очень состоятельные граждане. Цена вопроса — рекордные 1816 долларов США.

Вести бизнес проще всего в американских штатах Невада и Делавэр, которые стали своеобразными американскими офшорами. В Делавэре, маленьком штате с 600 тысячами жителей, зарегистрировано более 300 000 компаний. Десятку самых благоприятных для ведения дел стран составили: США, Австралия, Канада, Дания, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Сингапур, Швеция и Великобритания.


Может быть, в какой-то момент мы бы и поддались на их уговоры, если бы не отсутствие средств. Стоимость подобных услуг по регистрации ООО редко, а практически никогда не опускается ниже 300 долларов. А нам в редакции выдали под отчет только 2500. Зато не долларов, а родных “деревянных”. За такие деньги юрист мог бы за нас только уплатить госпошлину. Поэтому мы принципиально отвергали все соблазнительные предложения. И, наверное, возились бы с этой задачей до сих пор, если бы не природная журналистская смекалка.

Хитрый в гору не пойдет

Несколько месяцев назад группа наших товарищей уже регистрировала свое ООО. Не желая ломать голову, они просто наняли обычную юридическую фирму, оказывающую такую услугу. Правда, им пришлось заплатить на сотню баксов больше, чем было объявлено сначала. Да и сроки фирмочка не выдержала — вместо обещанной недели ребята получили комплект документов через 20 дней. Вот у них-то мы и скопировали текст учредительного договора и наш будущий устав общества.

Зато полученных навыков хватило, чтобы подойти к заполнению заявления предельно корректно и осторожно. Особенно в той его части, где требовалось проставить коды по ОКВЭД (Объединенному каталогу видов экономической деятельности). Кстати, когда в первый раз посетите Походный проезд, не пожалейте времени и выпишите из каталога нужные коды. Именно этот пунктик является частенько ахиллесовой пятой регистрации через нанятую фирму. Там могут написать все что угодно. Такой случай недавно произошел с другими нашими знакомыми. Которые выяснили, что не могут заниматься этим видом деятельности, спустя девять месяцев успешной работы. Вместо “предоставления услуг по ремонту бытовой техники” им записали “розничную торговлю в палатках и на рынках”.

Штурм. Быстрота и натиск

И наконец настал тот час, когда, нагруженные всеми видами заполненных бумажек, мы открыли дверь в кабинет нотариуса. Час проторчали в приемной, где секретарши, читая наши учредительные документы, почему-то начинали хихикать. Еще 15 минут ушло на беседу с главой конторы, оплату услуг и штамповку печатями. Еще нам сделали по копии с каждого учредительного документа и прошили наши бумажки (это оказалось не лишним). Даже доверенность выписали в двух экземплярах. Далее — Походный проезд.


Справка “МК”.

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

Ближайшее отделение Сбербанка находится по адресу: ул. Сходненская, д. 44. Говорят, есть и поближе, но туда надо топать дворами и пустырями, а до этого маршрутка довезет за пять минут. Скоросшиватели можно купить в книжном магазине на этой же улице, д. 50. Стоят они шесть рублей. Ксерокопии в магазине не делают. Но при выходе на улицу обратите внимание на окошко металлоремонта в этом же доме. Там сделают ксерокс нормального качества (по пять рублей за лист).


Выясняется еще одна интересная деталь. Оказывается, следует подавать бумаги, подшитые скоросшивателем. Теперь надо его где-то искать. Мчимся на маршрутке до сберкассы. Садимся заполнять квитанции. Циферок много, названия граф бланка не совпадают с теми, что переписали в “окне”, и т.д. Заплатили, перевели дух — и на улицу. Недалеко от Сбербанка, в книжном, затариваемся скоросшивателями. Вернулись на Походный, чувствуя себя уже немножко загнанными лошадьми. Время 16.02. Самая пора отрывать талончик на сдачу документов. Может, перекурить, а то когда еще очередь подойдет?

16.07 — на всех мониторах загораются наши циферки “А-263”. А справа красным цветом горит номер окошка во втором зале (он напротив ожидального, и в него без талончика входить запрещено). Быстрей туда.

Что ж все такие смешливые попались! И эта девушка, просматривая комплектность, не удерживается и хихикает. Да ты, милая, хихикай, а главное, смотри, чтоб все было. Доверенность? Пожалуйста! Чем заниматься будем? Там написано. Хорошо, сам писал, заполнял, все помню. А? Что? Да-да, вы совершенно правы. Но вы посмотрите, все ли правильно? Как, смотрите только комплектность? А кто все остальное?

16.26. Совершенно ошалевшие и замотанные, зато с распиской в руках, вываливаемся на улицу. Как будто гору с плеч свалили. И только тут соображаем, что весь процесс занял 19 минут. А с учетом прохода до окна — и того меньше. И еще одна интересная деталь. В зале №2 — том самом, где документы отдаются уже на регистрацию, — у этих окошек висят объявления, которых в первом зале днем с огнем не найдешь. И именно от них зависит, примут у вас документы или нет. Вот эти требования.


Справка “МК”.

О ЧЕМ МОЛЧИТ ЗАЛ №1

Документы принимаются в готовом виде:

— заявление должно быть сшито с приложением;

— устав и иные учредительные документы должны быть прошнурованы, пронумерованы;

— комплект документов надо подавать в скоросшивателе.

Необходимо иметь паспорт, а третьим лицам — доверенность от заявителя и паспорт.


В объявлении вместо паспорта стоит словосочетание “документ, удостоверяющий личность”, но не надейтесь особо, что вас зарегистрируют по водительским правам или редакционному удостоверению.

Промежуточный финиш. Рога и копыта

Ровно через пять рабочих дней, 10 ноября, мы, как положено, явились в ставший уже родным и привычным зал №1 в Походном проезде.

В 16.33 оторвали талончик — на этот раз на получение документов о регистрации ООО — и уже через три минуты зашел во второй зал. Где из очередного окошка главный государственный инспектор ИМНС №46 Елена Хренова тоже усмехнулась, вручая документы. И поздравила не только с государственной регистрацией, но и с одновременной постановкой на учет в ИМНС №43 по Северному административному округу.


Справка “МК”.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ КОМПЛЕКТ

Для получения документов при себе надо иметь:

• расписку в приеме документов

• паспорт

• а для третьих лиц кроме своего паспорта еще и доверенность от заявителя. То, что вы одну доверенность уже сдали, — никого особо не волнует. Так что лучше сразу делайте доверенность в двух экземплярах.


Ну и что, хихикайте себе на здоровье. Главное, что наше ООО “Рога и копыта” (основной государственный регистрационный номер — 1047796854126) начало свою бизнесовую жизнь. А вот извещения от всяких фондов должны теперь прийти по почте. Можно, конечно, и самим подсуетиться. Но мы люди законопослушные — будем ждать.

Предварительные итоги

Если бы компанию вы регистрировали через юридическую контору, в лучшем случае на это ушла бы та же самая неделя с момента подачи документов. Практика показывает, что большинство нанятых помощников в обещанные сроки не укладываются. Финансовые результаты впечатляют еще больше. При работе через посредника затраты на регистрацию вряд ли уложатся в заявленные 300 у.е. — скорее перевалят за 400. Или потом окажется, что вы под у.е. понимали доллары, а посредник — евро. С учетом курсовой разницы это встанет уже не в 300, а в 390 “зеленых”.


Наши же траты составили:

• 8 поездок на маршрутке (8х10 руб. = 80 руб.) и метро (8х10 = 80 руб.). Итого — 160 руб.

• госпошлина — 2000 руб.

• услуги нотариуса — 420 руб.

• “информационные услуги” (комплект учредительной документации для дальнейшей переделки под наши нужды) — 350 руб.

ИТОГО: 2930 рублей. По курсу на начало ноября — чуть больше 100 баксов.

Интересно, а за что посредники берут еще 200, а то и 300 долларов? За коды, которые могут не совпадать? А может, вся истерика и слухи о неработающем “одном окне” случаются именно потому, что должны обеспечивать бутербродами с икрой целую армию “юристов”?

Осталось только найти деньги — чтобы все заработало — и положить деньги в качестве уставного капитала. И тогда — держись конкуренты. Глядишь, и первый миллион “зелени” не за горами. А может, стоит заняться регистрацией фирм? Дело-то прибыльное. К тому же теперь если и не досконально известное, то уж точно — знакомое.




Партнеры