Цветопреставление

Главная новость из Донбасса: 5 декабря пройдет референдум об отделении Донецкой области от Украины. Раскол, о котором еще до выборов предупреждали политики и аналитики, решено перевести в народное русло. И в случае успешного осуществления плана свалить всю ответственность опять же на народ.

— Давайте не будем перечислять деньги в госбюджет! — предложил бывший директор самой знаменитой шахты на Украине Ефим Звягильский, которого в народе по-прежнему называют “батькой”. Кстати, он лишь выразил весьма популярное на Донбассе мнение. Вот не будем их кормить, и тогда посмотрим, сколько они еще там помитингуют, — говорят сейчас и на митингах, и в автобусах.

— А что тогда будут есть те же львовские пенсионеры? — отклонили пока его предложение депутаты облсовета. Так что до крайних действий экономического плана еще далеко.

Все понимают: если еще неделю-другую в Киеве продолжатся забастовки, экономика страны встанет. И главные доноры бюджета — Донецк, Днепропетровск, Харьков, Запорожье, — поддержавшие Януковича и по-прежнему переводящие деньги в Киев, останутся ни с чем.

— Разговоры об отделении — чистой воды безумие. Донецк только три-четыре года как стал отстраиваться и превращаться в нормальный город, а все эти расколы опять отбросят нас назад. Надо уезжать куда-нибудь в Европу, здесь жизни не будет, — таксист Юра, металлург-технолог по первой специальности, всерьез обсуждает планы эмиграции. — А что делать? Вчера вечером ко мне подошли несколько молодчиков и потребовали, чтобы я привязал на машину бело-голубую повязку. Народ в городе злой, от этих выборов уже всех трясет. Я отказался. Они достали биту и пообещали разбить стекла. Прыгнул в машину и дал по газам, еле-еле от них оторвался.

Юру едва не избили в Донецке сторонники Януковича. В мирном Киеве, где сотни тысяч людей уже неделю маются без дела, тоже появились неравнодушные, интересующиеся политическими пристрастиями. Поздним вечером, когда я улетала из украинской столицы, ко мне подошли трое парней и спросили, почему у меня нет оранжевой повязки. “Ах, журналистка, — тут же успокоились они. — И все-таки: ты за кого?” Андрей, продавец мобильных телефонов в небольшом магазинчике в центре Киева, на тот же вопрос ответил, что его все достали. “Оранжевые” в том числе.

— За что и получил в глаз, — он пытается прикрыть свежий синяк рукой, чтобы не приставали с лишними расспросами. Бойко идет торговля, последняя фишка киевской революции — оранжевые телефоны. — Спрос дикий, не успеваем подвозить. Политика тут ни при чем — бизнес.

После померанцевого Киева Донецк выглядит скромной сироткой. Если бы не плакаты, развешенные по всему городу — “Янукович президент Украины!”, появившиеся на следующее утро после оглашения результатов ЦВК, ни за что и не подумаешь, что это столица “бело-голубых”. Но и здесь ведется активная политработа, организовываются митинги солидарности в поддержку Януковича.

“Оранжевым” в Донецке делать нечего, их вычисляют на раз, и как только проходит информация, что сторонники Ющенко хотят выйти на демонстрацию, их уже на площади дожидаются три-четыре тысячи “бело-голубых”.

— Только мы подошли с оранжевым флагом, как на нас налетели десятки молодчиков. Сбили мужчину, ударили женщину. Визг стоял такой, что все решили: началась резня, — рассказывает один из участников событий, попросивший не называть его фамилию. — Потом они отняли флаг, порвали его и сожгли.

Досталось и местным журналистам, пытавшимся это снимать. Двоим залили фотоаппараты краской, другому дали в ухо, поколотили телевизионщиков с канала ARD.

— Вы говорите, что мы все здесь, в Донецке, быдло! — орала толпа. — Бандиты, бритоголовые, братки. Так чего же вам от нас ждать?!

— Я бы никогда не поверил, что у нас будут носить бело-голубые ленты. Да за это морду раньше били у нас же здесь. “Шахтер” — “оранжевый”, а “Динамо-Киев” — “бело-голубой”. И вечные стычки футбольных фанатов, — говорит болельщик “Шахтера” Игорь. — Теперь все наоборот...

В стороне от большой политики не остались даже маленькие дети. Во многих донецких школах ученикам младших классов раздали для обязательного заполнения красивые дипломы. Моя страна, мой президент, мой премьер-министр — эти три строчки в самом верху картинки. Дальше вопросы попроще: мои родители, мои любимые друзья, моя заветная мечта. На голубом фоне восходит желтое солнце, его лучи расползаются по всему листу. Жовто-блакитная символика цвета всей предвыборной кампании Януковича.

— Дети на переменках играют в правильного и неправильного президента, — рассказывает учительница младших классов одной из донецких школ Наталья Александровна. — У малышей истерики, дети в средних классах рисуют страшные рожицы и пишут на них: “Ющенко”. Старшеклассники приходят на уроки, раскрашенные бело-голубой краской. Дети же все впитывают как губка: если это не остановить, трудно представить, во что вся эта истерия может вылиться.

В донецкой школе №62 по-своему решили проблему всеукраинского противостояния: учителям посоветовали не говорить с детьми о политике. С мальчика, который пришел на урок с бело-голубой повязкой, ее тут же быстренько сняли.

— То же самое мы будем делать и с оранжевыми, — говорят педагоги. — Не хватало еще, чтобы из-за обычных детских выяснений отношений на переменах та или другая сторона устроила потом политическое шоу.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру