У нас все через шопинг

Большие торговые комплексы парализуют движение вокруг Москвы

10 декабря 2004 в 00:00, просмотров: 425

Москву окружили. Это чем-то напоминает блокаду Ленинграда, правда, с точностью до наоборот. Стойкие питерцы в годы войны страдали от нехватки продуктов. Москвичи начала XXI века страдают от товарного изобилия.

Строительные рынки, торговые центры, продуктовые мегамоллы и мебельные гиганты... По всему периметру МКАД и на выносных магистралях они растут, как грибы после денежного дождя. Хилая дорожная система не справляется с притоком и оттоком сотен тысяч машин. В результате — бесконечные пробки. Не приходится сомневаться, что уже в этом году перед новогодними праздниками окрестности Москвы ждет транспортный паралич.

Среди москвичей, ставших жертвами торгового окружения столицы, оказалась обозреватель “МК” Юлия КАЛИНИНА.

Пробки — привычная беда будней. Но прошлое воскресенье ознаменовало начало новой эры в жизни столицы, разродившись пробкой поистине рекордных масштабов и качества.

Я воткнулась в это чудо природы в конце Ленинградки, когда до МКАД оставалось еще километра два. Примерно два с половиной часа мы тащились оттуда до заветного ответвления вправо, которое ведет к нашему новому шопинг-центру, привлекшему не меньше народу, чем майдан Незалежности в Киеве.

Все мы надеялись, что здесь можно будет поставить машину на парковку и муки закончатся. Но не тут-то было. Вдоль дороги, плотно забитой машинами, стояли плакаты, уведомляющие о том, что парковка не работает.

Парковка функционировала дальше по ходу движения, но въехать туда можно было только через один узкий въезд-выезд, к которому с шести сторон стекались бесчисленные автомобили.

Чудом мне удалось воткнуть машину на обочине шоссе. Утопая по колено в сугробах и грязи, вокруг копошились люди, жаждущие удовлетворить свою покупательную способность.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что самое трудное — не въехать на парковку, а уехать с нее. Водитель “десятки”, которому до спасительной Ленинградки оставалось всего метров сто, сказал, что ехал вдоль здания IKEA ровно два часа. Здесь же, на кругу, стоял молодой человек с рацией и пытался регулировать движение, давая дорогу то одному потоку, то другому. Я поинтересовалась, чем вызван коллапс. Оказалось, коллапс вызван тем, что открылся еще один шопинг, а парковка еще не готова: “Видите, работает техника, идут строительные работы”.

Я видела, что работы идут на доброй половине пространства, отведенного под паркинг. Начальство в лице менеджера по безопасности Чугреева Сергея Вадимовича нашлось довольно быстро. Оно мирно наблюдало за работой ледового катка внутри торгового центра.

Сергей Вадимович сразу объяснил: пробки возникают из-за улицы 9 Мая. Когда там ДТП, здесь всегда пробки. Возле катка было тепло, светло и чисто. Ему трудно было представить масштабы бедствия, развивающегося вокруг этого островка благополучия.

Ленинградское шоссе — единственная трасса, которая ведет в международный аэропорт. Она и так всегда была труднопроходимой, но из-за шопинг-центров стала вовсе непроезжей.

Но почему московские власти, выдавая разрешения на строительство огромных магазинов в таком катастрофически неудобном месте, не думали о последствиях? Ведь это натуральное вредительство. Хорошо известно, что точно такой же шопинг-центр в Теплом Стане стабильно создает пробки, хотя к нему подходят и МКАД, и Калужское шоссе. А к почти десятку супермагазинов проезд только один — по Ленинградке, и в результате от МКАД до поворота на “Шереметьево” транспорт стоит теперь практически всегда. И мост, который вскоре здесь будет построен, вряд ли решит проблему — ведь само шоссе не будет расширено.

Но даже если возлагать надежды на мост, почему сначала открываются торговые центры, из-за которых встает Ленинградка, а потом уже к ним строится мост? Почему не наоборот, черт возьми?

Почему сначала открывается торговый центр, а уже потом строится нормальная парковка с въездами-выездами?

Пробки в голове
Проектируя дороги, власти и не думали о торговле

Одной из причин, если не самой главной, транспортного коллапса по периметру Москвы является то, что строительство у оживленных дорог идет с серьезным нарушением строительных норм и правил.


Например, перед въездом в крупный торговый центр (а также на выезде) полагается делать т.н. полосу разгона, куда машины должны перестраиваться, чтобы не мешать основному движению. Второе — владелец магазина должен строить парковку с большим запасом машиномест. На деле же нередко сначала утверждается нормальный проект, а в ходе строительства он корректируется в сторону уменьшения стоянки и увеличения торговых площадей. Какие уж тут полосы разгона...

В Москве десятки комплексов построены без соблюдения элементарных строительных норм. Засилье торговых точек — и на Профсоюзной улице, и в районе ст. м. “Коньково”, и ст. м. “Рязанский проспект”, и на 9-й Парковой...

МКАД, которая превращается в торговую магистраль, изначально планировалась исключительно как объездная дорога, которая разгрузит крупные столичные трассы. И проектировщики не предполагали, что вдоль нее будут строить огромные магазины. Окружать столицу гипермаркетами начала Московская область, подарив покупателям “ИКЕА”, “Гранд” и т.д. А летом 2003 года московское правительство приняло программу размещения крупных торговых объектов на прилегающих к МКАД и Третьему транспортному кольцу территориях. Согласно этому документу вдоль “колец” до 2010 года будут построены 49 крупных торговых объектов. И если уже сейчас по МКАД и километра не проедешь, чтобы не наткнуться на магазин или рынок (см. карту), то что будет через пять лет?


Комментарий Управления ГИБДД:

— Пробки образуются из-за того, что развязки с магистралями на Московской кольцевой дороге не рассчитаны на такой большой поток машин. Например, у “Рамстора” на Ленинградке за МКАД — великолепная бесплатная подземная стоянка, но автомобили, въезжающие туда, перекрывают полторы—две полосы.








Партнеры