Россию вызвали на бис

Гергиев, Эйзенштейн и Мухин довели римскую публику до экстаза

Десять выходов на поклоны. Четыре раза исполнение на бис. Такого триумфа, видимо, не знавал и сам маэстро Гергиев. Огромный зал римского дворца музыки “Аудиториум” стоя приветствовал героя вечера почти час. Для корреспондента “МК”, как и для 2800 взыскательных итальянских меломанов, пришедших на открытие Дней российской культуры в Риме, концерт знаменитого дирижера стал культурным шоком.

“Fantastic!” — шептал сидящий рядом фотограф одного из итальянских агентств. Весь концерт он просидел как сфинкс, уставившись в объектив. На самом деле это невероятное зрелище — слушать Гергиева и при этом видеть все страсти и эмоции, написанные на его лице. Самый большой зал “Аудиториума”, вмещающий 2800 человек, знаменитый архитектор Ренцо Пьяно спроектировал таким образом, что зрители окружают сцену со всех сторон.

— Гергиев — оперный дирижер. А Чайковского и Корсакова в его исполнении я не люблю, — скепсис написан на лице специалиста по классической музыке. Но и он умолк, услышав первые звуки симфонической сюиты “Шехерезада” Римского-Корсакова, исполненные оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, а затем Четвертой симфонии фа минор Чайковского. Оркестр был един как никогда. А акустика! В замершем от восторга зале слышен каждый музыкальный нюанс, даже щелчок пальцами. Ну и конечно — пение самого дирижера. Да, признаться, слушать оркестр Мариинки в большом зале “Аудиториума” — потрясающее удовольствие. Ренцо Пьяно при помощи фигурного потолка из клееной вишни редчайшего сорта и спускающихся с потолка клееных же деревянных парусов добился самой лучшей на сегодняшний день акустики в Европе.

“Аудиториум”, открытый два года назад, — самое скандальное и самое значительное архитектурное сооружение Италии за все послевоенное время. Cверху он напоминает трех жуков, взявшихся за лапы. Внутри же этого нелепого комплекса оказались почти реализованные Нью-Васюки. Археологический музей, три зала, где одновременно могут проходить оперный спектакль, концерт камерной музыки и, например, рок-концерт. Через стеклянные стены холлов виден внутренний двор. Там — каток с трибунами. Каток, к сожалению, был пуст: вода попросту не замерзла. Но выглядел каток при этом невообразимо эффектно — специально для открытия Дней России трибуны вокруг него были заставлены множеством горящих свечей. Остается надеяться, что похолодает, поскольку через несколько дней сюда должны приехать артисты российского цирка на льду. Но Ольге Свибловой, директору Московского дома фотографии, так и не удалось осуществить мечту покататься на коньках.

Дом фотографии, кстати, привез в “Аудиториум” сразу три великолепные выставки: раритетную “Московское застолье” — итальянцы, а особенно итальянки, млели при виде казаков в мохнатых шапках, сидящих за внушительным штофом водки; “Generation Next” молодого художника Игоря Мухина и “Цирк” классика фотографии Александра Родченко. Сюда же Госархив литературы и искусства привез рисунки и фотоархив Сергея Эйзенштейна, которые привели в восторг публику, пришедшую на концерт Гергиева.

Фестиваль российской культуры вмещает в себя огромное количество мероприятий. Незадолго до этого в Риме открылась большая российско-итальянская выставка “От Джотто до Малевича”, в которой принимают участие практически все наши крупные музеи и множество итальянских. В начале будущего года, кстати, этот выставочный проект должен приехать в Москву. Открылась экспозиция Ильи и Эмилии Кабаковых, которая до этого выставлялась в Русском музее в Санкт-Петербурге. Галина Вишневская представила своих учеников из Школы оперного искусства на вилле “Амабелик”, резиденции российского посла. Ожидается приезд трупп Льва Додина, которая покажет “Московский хор”, Петра Фоменко и Бориса Эйфмана. Вообще нашим искусством итальянская столица будет заполнена почти до середины января, когда пройдет Неделя нового российского кино.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру