Паспортный тромб

Жертвами ПВО уже стали тысячи москвичей

14 декабря 2004 в 00:00, просмотров: 317

Cреднестатистический москвич за 5 лет совершает 3—4 поездки в дальнее зарубежье. При этом около 5 процентов граждан вообще не покидают пределов России и по истечении срока действия сдают девственно чистые паспорта, без единой визы и штемпеля о пересечении государственной границы. В то же время немало граждан за те же 5 лет успевают использовать по 3 паспорта, не говоря уже о тех, кто ездит постоянно — как, например, стюардессы, пилоты или бортинженеры. Но все они раз в несколько лет вынуждены пройти сквозь горнило паспортных столов, чтобы обновить выездной документ. Выдерживают эту пытку далеко не все.

Что сейчас творится в московских ПВО (паспортно-визовое отделение)? Почему же поход за паспортом иногда превращается в форменные мучения и затягивается на месяцы? В этом попытался разобраться “МК”.


...“Мы, нижеподписавшиеся жители района Строгино, требуем незамедлительно принять меры по улучшению работы паспортно-визового отделения ОВД “Строгино”. Ежедневно в паспортно-визовое отделение обращаются 100—120 человек. Люди вынуждены тратить 3—4 рабочих дня, чтобы попасть на прием”. (Из заявления инициативной группы). Под письмом 11 подписей.

— Кто последний на сдачу документов?

— У нас список, ваш номер 87.

В маленьком “предбаннике” толпились человек тридцать. Трое счастливчиков устроились на стульях, беременной женщине с трудом отыскали местечко у выхода, на самом сквозняке, но она и этому была рада. В паспортно-визовом отделении ОВД “Строгино” шел прием посетителей.

— Я, конечно, не рассчитывала, что сдам документы в один день, но такой картины, конечно, не ожидала, — признается Мария Григорьева. — Очередь движется крайне медленно. Один-единственный молодой инспектор, которого по-человечески просто жаль, принимает документы и выдает готовые паспорта. Никто из очередников не получил уведомления, никому не позвонили по телефону, который указан в каждой анкете. На моих глазах из кабинета вышла расстроенная женщина: “Два с половиной месяца назад сдала документы, а паспорт все еще не выдали”.

Эпопея Марии продолжалась. Теперь она ходила в ПВО, как на работу и за это время успела изучить всю технологию очереди. Каждый день за четверть часа до окончания рабочего времени проходила перекличка. И все бы ничего, но сложность заключалась в том, что часы приема довольно-таки произвольно менялись, подчиняясь какому-то недоступному для посторонних графику. Поэтому даже отлаженная система дежурств и перекличек периодически давала сбои. И, естественно, начинался полный хаос. К заветному кабинету тут же выстраивалась живая очередь, и тех, кто шел по списку, встречали в штыки. Дело чуть не кончалось дракой. Чтобы избежать подобных столкновений, первая пятерка по списку должна была являться чуть ли не к 5 утра и “держать” очередь.

Как это всегда бывает в условиях любого дефицита, периодически появлялись люди, торгующие местом в очереди. Возможно, именно они и создавали эффект толпы. За скромную плату в 100 рублей можно было легко сэкономить время, переместившись из хвоста очереди в середину.

Мария ходила в ПВО целую неделю — с пятницы по пятницу. В результате она все-таки сдала документы, но не по списку, а в порядке живой очереди.

Оксане Неменовой повезло больше. Ей чудом, только благодаря неразберихе со списками, удалось преодолеть барьер ПВО всего за один рабочий день. Но пять часов, проведенных в атмосфере нервного ожидания, она забудет не скоро.

— Условия для посетителей не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим нормам: теснота, невозможность сесть, отсутствие туалета, — рассказывает о своих впечатлениях Оксана. — Примерно раз в 20 минут появлялся очередной посетитель с вопросом: “Где списки?” и, услышав, что они уничтожены, разражался проклятиями, нецензурной бранью или слезами — в зависимости от темперамента. Час от часу страсти накалялись. Особенно жаль было тех, кто прорывался в кабинет с вопросом, готов ли паспорт, и уходил ни с чем. Одна женщина выскочила, истерически смеясь: “У меня готов паспорт, но мне его не отдали, потому что он еще не скреплен”.

Очереди в ОВИРах, как еще недавно назывались ПВО, появились в тот день, когда рухнул железный занавес. Раньше в казенных коридорах царила гулкая тишина. Одного инспектора и одного стула для посетителя хватало с лихвой. В некоторых районах Москвы, например в Первомайском, отдел виз и регистрации находился под одной крышей с Управлением исправительных работ, и это соседство вряд ли было случайным. Между товарищами отъезжающими и правонарушителями, по сути, стоял знак равенства.

Количество людей, желающих повидать мир, растет в геометрической прогрессии. И это, конечно, прекрасно. Вот цифры: за 10 месяцев 2003 года в Москве была выдана 21 тысяча паспортов, за аналогичный период этого года — уже 32 тысячи. До апреля 2004 года москвичей обслуживали 35 ОВИРов, сегодня работают 126 “окошек”. Казалось бы, очереди должны были кануть в Лету. Но в некоторых районах вопрос стоит по-прежнему остро.

— Мы уже вышли с предложением в МВД России об увеличении количества ставок для сотрудников паспортно-визовых отделений по ряду подразделений внутренних дел, в том числе и по району Строгино, — говорит Алексей Микуленко, начальник Паспортно-визового управления ГУВД Москвы. — Проблема в том, что комплектация штата стандартная, но есть рабочие районы, жители которых практически не выезжают за границу, и престижные новостройки, где стоимость квадратного метра жилья превышает зарплату рабочего за полгода. Естественно, что люди, проживающие в элитных районах, довольно часто отправляются за рубеж.

Казалось бы, тем, кто ездит регулярно и успевает “износить” три паспорта за пять лет, можно было бы выписывать новый документ автоматически, без проволочки, ведь у них ничего не изменилось: ни адрес, ни должность, ни место работы. Тем не менее и они вынуждены терпеливо ждать оформления очередного загранпаспорта.

— Сколько в среднем занимает сегодня эта процедура?

— По закону положено 30 дней, — рассказывает Алексей Микуленко, — и, поверьте, мы прилагаем все усилия, чтобы уложиться в эти сроки, но сейчас, увы, на оформление заграничного паспорта в среднем уходит до двух с половиной месяцев. Это связано со спецификой работы. В частности, проводится проверка граждан на предмет совершения ими уголовного преступления, административного правонарушения или дорожно-транспортного происшествия. В Московской области база данных только на 30 процентов переведена на электронные носители, все остальное — на бумаге. Если человек живет в Москве менее пяти лет, почтой посылается запрос по прежнему месту жительства. Ответа, например, из Петропавловска-Камчатского приходится ждать по 2 недели.

В Москве проверка данных занимает считанные секунды, но ответ из области мы своевременно не получаем. Между тем каждое лето порядка 2—3 миллионов москвичей выезжают в Подмосковье, где иногда совершают те же ДТП и другие уголовно-наказуемые деяния, информация о которых хранится в Информационном центре Московской области.

Но проблема со сроками оформления загранпаспортов скоро будет решена. Уже выделено более 20 миллионов рублей на техническое переоснащение информационного центра Московской области, и к лету, когда начнутся пиковые нагрузки, процесс оформления, я надеюсь, будет занимать не больше трех недель.

— А как быть человеку, оказавшемуся в чрезвычайной ситуации?

— Мы всегда идем навстречу гражданам, попавшим в экстремальные обстоятельства. Недавно буквально за два дня выписали паспорт человеку, которому Минздрав дал направление на срочную операцию. Он благополучно улетел в Австралию. Это — особый случай. Другая ситуация, когда срок действия паспорта истекает через полгода, а человек собирается в одну из стран Шенгенского договора или в Швейцарию, Великобританию, Японию, США, Канаду. Консульские отделы этих государств в таком случае визу не выдадут. А ведь достаточно было заблаговременно заглянуть в свой паспорт и подать документы на новое оформление.

— Правда ли, будто загранпаспорт, не полученный в течение трех месяцев, уничтожается и все приходится начинать сначала?

— Паспорт хранится в течение года — полный срок действия госпошлины. Если он не востребован по прошествии трех месяцев, инспектор должен будет провести оперативную проверку по базе данных, обновить все сведения. Таков определенный законом порядок.

— Телефон “горячей линии” Паспортно-визового управления ГУВД Москвы 238-64-00, но по этому номеру практически невозможно дозвониться.

— Одного номера для мегаполиса, конечно, недостаточно. В самое ближайшее время для принятия жалоб и заявлений будут установлены дополнительно 5 телефонных линий с автоответчиками. На самом деле процесс получения загранпаспорта не должен превращаться в хождение по мукам. Поэтому обращаюсь к читателям “МК”: присылайте ваши идеи и предложения по улучшению работы ПВО по адресу: 115035, Москва, Большая Ордынка, дом 16, строение 4.

В паспортно-визовое отделение ОВД Можайского района я приехала в четверг. В помещении было многолюдно, но напряженности не ощущалось. Посетители спокойно сидели и ждали своей очереди, которая двигалась довольно быстро. То и дело из кабинета выходили люди с готовыми паспортами.

— Четверг — самый тяжелый день, — вздыхает Алла Бочарова, заместитель начальника ПВО ОВД Можайского района. — Двери открыты с 11 до 20 часов. В среднем принимаем до 30 заявлений о выдаче заграничного паспорта. Профессионалу требуется не больше десяти минут, чтобы сверить все данные. В самые напряженные дни, когда скапливается много народу, документы принимают двое-трое сотрудников. Я тоже не считаю для себя зазорным в горячее время поработать на приеме.

Далеко не всегда анкеты заполнены безупречно, иногда людям требуется элементарная подсказка. В любой ситуации инспектор обязан проявлять терпимость и такт. Это совсем нетрудно: достаточно встать на позицию посетителя, представить себе на минутку, что на тебе не китель с погонами, а гражданская одежда. Тогда никто не уйдет с обидой в душе.


ЕДИНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫХ ОТДЕЛЕНИЙ МОСКВЫ:

Понедельник, среда, 1-я, 3-я суббота: с 9 до 18 часов.

Вторник, четверг: с 11 до 20 часов.

Пятница: с 9 до 16 часов 45 минут.

ПЕРЕРЫВ НА ОБЕД:

с 13 до 13 часов 45 минут.

Вторник, четверг: с 14 до 14 часов 45 минут.

ВЫХОДНЫЕ ДНИ:

суббота (кроме 1-й и 3-й), воскресенье, понедельник (после рабочей субботы).

По средам обслуживаются только организации.



Партнеры