Теле-глобализм

Телезритель со стажем наверняка отметил для себя расцвет на нашем ТВ развлекательных программ

Последние годы были отмечены буйством света, грохотом музыки, раздачей денег, в общем, нешуточными страстями — и как следствие: большими рейтингами новой телепродукции.

У обывателя сразу появился повод сказать: “Вот и у нас могут, если захотят”. А уж когда малоискушенный в ТВ-тонкостях человек видит за границей знакомую до боли картинку из “Кто хочет стать миллионером?”, то наши продюсеры могут показаться настоящими гениями, идеи которых перенимают по всему миру. Некоторые российские телепроизводители и правда весьма хваткие в своем деле люди, но, как правило, все их умения направлены на грамотную адаптацию для российской публики международных телехитов. Мы выбрали самые рейтинговые программы музыкально-развлекательного формата и попытались определить в них долю российского ТВ-разума.


КВН

На сто процентов наша затея. Конечно, можно усмотреть аналогию с американскими stand up comedy (клубные вечеринки, во время которых человек на сцене все время шутит), но форма ничто по сравнению с содержанием. А последнее очень трудно скопировать.


Что? Где? Когда?

Раньше призами были дефицитные книги, теперь банальные наличные. Возможно, для старорежимной интеллигенции такая подмена ценностей сродни трагедии, но для массовой публики совсем нет. Стиль съемки раньше был настоящим авангардом, теперь все смотрится очень архаично, но авторский архаизм всегда лучше сворованных наворотов.


Фактор страха

В оригинале “Fear Factor” появился на американском канале “Фокс” в 2001 году. С тех пор народ диву дается, в какие тяжкие можно пуститься ради 50 тысяч “зеленых”. Первый сезон российского “Фактора страха” с В.Турчинским снимали в Аргентине в декорациях всех международных “страхов”. Со сменой ведущего на Кирилла Набутова сменился и “павильон”. Теперь все происходит в Сибири. Национального колорита, конечно, больше, но вот по картинке все куда беднее.


Пан или пропал

“По-ихнему” “Deal or no deal”. Будете в Австралии, включайте 7-й канал. У них максимальный выигрыш $2 млн., у нас 3 млн. рублей.


Кто хочет стать миллионером?

Можно менять название (первая российская версия программы называлась “О, счастливчик”), ведущих (был Дибров — стал Галкин), но все равно по форме передача останется тем старым добрым британским шоу “Who wants to be a millioner”. “Миллионер” на сегодняшний день идет в 70 странах.


Поле чудес

Производители весьма неохотно комментируют происхождение этой программы. Появилась она в эпоху, когда о лицензировании еще толком никто не знал, и на современном языке это можно назвать “серым телеимпортом”. Тем не менее российское воплощение американского шоу “Wheel of Fortune” было настолько особенным, что хозяевам грех предъявлять иск. Оригинал же появился на американском ТВ аж в 1952 г. По замыслу пропуском в шоу мог служить благой поступок. Добрый самаритянин и человек, которому тот помог, приходили на шоу и крутили то самое колесо. За ответы на вопросы игры участники могли рассчитывать на сумму от 30 до 100 долларов. С годами гуманизм был отброшен, и в своем нынешнем виде, то есть с разгадыванием слов, шоу появилось в 1975 г. В оригинальном варианте в шоу двое ведущих — мужчина и женщина. В США уже сменилось четыре состава.


Слабое звено

Британский собрат называется “Weakest Link”. Это была свежая идея хотя бы потому, что тогда на телевидении участникам игровых шоу не позволялось открыто издеваться над другими игроками. Но злобная ирония настолько обаяла англичан, что уже первые выпуски программы побили все рекорды рейтингов. Ведущую Анн Робинсон прозвали самой грубой женщиной на телевидении. Он — дама с прошлым. Была журналисткой, режиссером, актрисой, матерью-одиночкой, запойной пьяницей. Спустя год после премьеры в Англии формат шоу вместе с ведущей перекупили ушлые американцы. В итоге г-же Робинсон пришлось уйти, а на ее место поставили более улыбчивую даму.


Последний герой

Российский вариант оглушительно успешного проекта “Survivor” (“Оставщийся в живых”). В Америке идет уже девятый сезон этого действа. Есть и отдельная модификация телехита под названием “Я знаменитость! Заберите меня отсюда!”, где звезды разной величины также десантируются в какую-нибудь глушь и подвергаются всяким лишениям.


Фабрика звезд, Народный артист

Близнец “Фабрики” обитает во Франции и называется “Star academy” (“Звездная академия”), а “народных артистов” выбирают по правилам американского проекта “American idol”. Подобные шоу с успехом идут в 12 странах, и победители даже чем-то похожи друг на друга.

* * *

Лицензионный телебум начался у нас в начале 90-х и не угасает до сих пор. На каждом ежегодном телерынке в Канне можно видеть целую толпу российских ТВ-продюсеров, которые активно скупают все, что было придумано в телевидении за последние тридцать лет.

Покупая лицензию на программу, канал получает не только консультации западных продюсеров по всем вопросам, но и так называемую “библию”. Это четко прописанные указания по установке света и декораций, размещению камер, а также требования к ведущему, режиссеру и прочие мелочи, благодаря которым продукт приобретает характерный импортный лоск. От наших умельцев требуется лишь так называемое окультуривание, то есть национальный колорит. Фактор очень важный, потому что именно благодаря такому окультуриванию передача может восприниматься публикой как нечто свое, родное, а не как холодный перевод с английского.

Покупка “библии” и прочих достижений западной телецивилизации — удовольствие не из дешевых. Запустить международный хит может себе позволить лишь большой канал, ибо только начальные затраты исчисляются сотнями тысяч долларов. Но международный телерынок учитывает возможности самых разных производителей. Назовите сумму — и вам подберут проект по вашим возможностям. “Кто хочет стать миллионером?” за копейки не отдадут, но вот “Семь под солнцем” или “Снимите это сейчас же” обойдутся куда дешевле. Впоследствии за российской версией старательно присматривают. Фирмачи требуют тщательного соблюдения форматных составляющих (правила ведения, количество игроков и т.д.) и технических характеристик. Нарушителей мало. Нет смысла юлить, потому как большой международный опыт гарантирует успех.

Все это, конечно, смахивает на типичную колонизацию нашего телепространства. Примечательно, что бороться с большими ТВ-брендами так же бессмысленно, как и с именитыми марками лимонада, жевательных резинок и джинсов. Международные ТВ-стандарты внедрили в наш эфир то, чего никогда не было в советском ТВ. Животные страсти, жажда наживы, конкурентная борьба. Вместе с этим мы получили агрессивных ведущих, циничную рекламу и другие проявления лютого капитализма. Этому можно сопротивляться, а можно и смириться, утешая себя тем, что есть международное разделение труда, и российское телепроизводство ценится гораздо дешевле российской нефти.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру