Операция “бомбой в глаз”

Петарды взрываются даже между ног

“Дорогие россияне!..” — начал свою новогоднюю речь президент. До боя курантов, стало быть, оставалось минут пять. Это время Костя Кротов, 43-летний москвич, решил использовать с максимальной пользой: выскочил на улицу — благо Новый год справляли на даче — и установил в ряд несколько фейерверков.

— Сейчас начнут бить куранты — и запалим! — радостно предупредил он семейство.

Бум-бум-бум... Куранты отсчитали последние секунды старого года. Костя поднес зажигалку к первому фитилю — и... взрыв, кровь, плач сынишки... То, что должно было взметнуться в небо разноцветным салютом, взорвалось в руках, как раз когда Костя склонился над ракетой.

Ранение было серьезным — рану на голове пришлось зашивать.

— Если бы он наклонился сантиметром-двумя ниже, вряд ли уцелел бы, — говорили тогда врачи. — А так это еще не самый печальный случай...


Сводки пострадавших в эти дни и впрямь сильно смахивают на вести с передовой:

“Киселев Сергей, 42 года, — контузия правого глаза, ожог скуловой области;

Орлов Александр, 20 лет, — ранение головы;

Пальчиков Андрей, 18 лет, — травматическая ампутация двух пальцев...”

Всего в прошлый новогодний сезон в столице серьезно пострадали 47 человек. Из них — 8 детей.

Ребятня, как правило, получает ожоги лица и рук. К примеру, самый маленький пострадавший, 4-летний Володя Соколов, проживающий на Азовской улице, был госпитализирован в Морозовскую больницу с ожогом левого глаза. И все из-за разгильдяйства взрослых.

— Необходимо соблюдать элементарные правила безопасности, — сетуют в один голос врачи “Скорой помощи”. — А люди покупают пиротехнику, не обращая особого внимания на сроки годности. Практика показывает, что первые пострадавшие от некачественных петард, хлопушек, ракет начинают десятками поступать в травмопункты и больницы уже через пятнадцать минут после того, как в новогоднюю ночь часы пробьют полночь.

Травмы бывают самые разные, подчеркивают медики. Есть просто ожоги. Однако нередко петарды взрываются прямо в руке, и тогда отрывает пальцы, обжигает лицо и глаза, а от рваных ран на лице остаются глубокие шрамы. В прошлый Новый год без пальцев остались три москвича.

— Был случай, когда не взорвавшаяся петарда попала прямо в рот склонившемуся над ней подростку и обожгла язык, — рассказывают в ожоговом центре 36-й больницы.

А еще один москвич в весьма почтенном возрасте зажал фейерверк между ног и, запалив фитиль, не успел бросить опасную игрушку подальше. В результате на старости лет лишился мужского достоинства — врачи были бессильны чем-либо помочь.

По статистике, россияне ежегодно приобретают пиротехнику на сумму около 1 млн. долларов. Самое страшное бедствие от петард — это пожары, которые случаются, когда горящие осколки залетают в квартиры, на балконы, в открытые форточки. До 90% пиротехнических изделий, которыми пользуется весь мир, изготовлено в Китае. В их производстве применяют метательный порох, идентичный оружейному. А потому пожарные, впрочем, как и медики, убедительно просят соблюдать элементарные правила безопасности.


ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ПРИ ЗАПУСКЕ ФЕЙЕРВЕРКОВ

1. Устраивать салюты ближе 30 м от жилых помещений, под низкими навесами и кронами деревьев.

2. Носить пиротехнические изделия в карманах.

3. Держать фитиль во время поджигания возле лица.

4. Применять пиротехнику при сильном ветре.

5. Направлять ракеты и фейерверки на людей.

6. Бросать петарды под ноги.

7. Нагибаться низко над зажженными фейерверками.

8. Подходить ближе 15 м к зажженным салютам и фейерверкам.

Поджигать фитиль нужно на расстоянии вытянутой руки. Горит он 3—5 секунд. Отлетевшую от фейерверка искру очень трудно потушить. Если она попадет на кожу — ожог обеспечен.


КУДА ОБРАЩАТЬСЯ В СЛУЧАЕ НЕСЧАСТЬЯ

В один из трех ожоговых центров — НИИ им. Склифосовского, больницы №36 на Фортунатовской улице, детской больницы №9 в Шмитовском проезде. Все предстоящие праздники они работают круглосуточно.


Марина ГРИДНЕВА.


Каждый год тысячи москвичей обжигаются, а десятки — калечатся “левыми” хлопушками и петардами. И каждый раз накануне Нового года власти заявляют, что опасным петардам поставлен крепкий заслон: дескать, торговать некачественной пиротехникой в Москве не будут.

Но это только слова. Что творится на самом деле — вчера выяснили репортеры “МК”.


Киевский вокзал. Рынок, который расположился рядом с ним, давно славится тем, что здесь можно купить что угодно. Возле входа стоит группа секьюрити. Спрашиваем:

— Ребята, а где здесь можно купить пиротехнику?

— А нигде. Запрещено!

Но буквально в нескольких десятках метрах от входа обнаруживаем лоток с разнообразной предновогодней мишурой. Через пару минут приходит владелица лотка. Из-под вороха елочных украшений она проворно достает россыпь пиротехники и начинает нахваливать свой товар.

— Вот эти — по 30 рублей. Это такие маленькие гранатки, совсем как настоящие, даже с кольцом! Петарды по 10, а маленькие петарды — по 5.

Накупив категорически запрещенной, по идее, продукции, оборачиваемся и с удивлением видим, как за процессом купли-продажи равнодушно наблюдает охранник, который так горячо уверял, что пиротехники на рынке нет. Пока мы занимались закупкой, рядом то и дело раздавались взрывы — это продавцы вовсю веселились.

Справедливости ради надо отметить, что на первый взгляд пиротехники в городе стало меньше, чем в прошлом году. Но продавцы нашу радость развеяли. Один из них, продающий бенгальские огни и свечи на небольшом рынке у метро “Менделеевская”, прямо сказал:

— Сейчас лицензию у нас строго спрашивают, но ближе к Новому году торговать будут вовсю. Только бабки отстегивай проверяющим и ментам.

Почти повторил его слова и продавец из фирменного пиротехнического магазина:

— Мы торгуем специализированно, у нас и лицензия, и сертификаты есть. Но через неделю в Москве этого товара будет невпроворот. И большей частью “левого”. Я вам больше скажу: говорят, что в некоторых торговых центрах “левака” сотни тонн завезли и уже продают.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру