Перелетные лица

Зачем иностранцам Москва?

Каждый год в Россию учиться и работать приезжают тысячи иностранцев. Кто-то из них быстро возвращается домой, так и не сумев смириться с нашими дефолтами, терактами, высокими ценами и высоким уровнем преступности. А кто-то остается на много лет. Да, представьте себе, есть и такие. Они любят Россию с ее холодами, непостоянностью и неуверенностью в завтрашнем дне. Они знают слова “бухать” и “вздрогнем”. Они создают семьи с русскими и хотят, чтобы их дети жили в России. Свои истории инострацы-москвичи рассказывают “Турклубу”.

Мы задали нашим собеседникам такие вопросы:

1. Где вы живете?

2. Чем занимались на родине?

3. Что больше всего поразило в нашей стране?

4. Чему здесь научились?

5. Хотели бы, чтобы ваши дети жили в России?

6. К чему так и не смогли здесь привыкнуть?

7. Домой вернетесь?

КОРОЛЬ РЫБНОГО ЦЕХА

Карлос Гансалес Ларрабуру, кубинец. 38 лет. Приехал в Россию двадцать лет назад учиться. Потом вернулся в родную Гавану, женился, а в 1995 году получил приглашение от давней возлюбленной из России. Бросив все, что имел дома, Карлос отбыл в Москву, а через три месяца русская жена ушла от пылкого кубинца. “Я тогда был без денег, без работы, зато ее уход меня быстро отрезвил, и я сразу взялся за дело. Сейчас я — человек богатый”.

1. Живу в собственной квартире на Фрунзенской набережной. У меня маленький сын, которого я очень люблю, и жена. Русская, конечно.

2. Я по образованию инженер, на Кубе строил мосты и тоннели. В Москве мне пришлось попробовать разную работу — от посудомойки до директора рыбного цеха. В этом цехе сейчас и работаю.

3. Больше всего поразила зима. Я тогда купил куртку, но меня обманули, она оказалась совсем не теплая, я где-то раздобыл “аляску”, собрал все теплые вещи и носил на себе все сразу. Я раньше никогда снег не видел и был в шоке от увиденного. Думал, что такое только в кино. А теперь я катаюсь на лыжах и коньках — очень хорошо.

4. Здесь я научился считать деньги. Получил две профессии, два высших образования.

5. Я рад, что мой сын живет здесь. Сейчас Сане 6 лет, он был на Кубе, ему там нравится, но его дом — Россия. Пусть живет здесь, может, станет президентом когда-нибудь.

6. Не могу никак привыкнуть к пробкам на дорогах. Столько времени теряешь, а машин с каждым годом все больше.

7. Домой вернуться не хотел бы. Могу жить где угодно, но считаю, мне повезло, что я приехал именно в Россию.



СПАСЕНИЕ С ОГНЕТУШИТЕЛЕМ

Ян Чань Ху — шеф-повар модного китайского ресторана. Сейчас ему 36, он работает здесь уже 13 лет и хорошо говорит по-русски. Ян оставил своих детей и жену в Китае, а сам зарабатывает деньги на их будущее в Москве. Четыре первых года он вкалывал без выходных, спал по три часа в сутки и получал за это всего 200 долларов, но это было гораздо больше, чем он имел бы на родине.

1. Раньше я жил в одной комнате, в которой со мной находились еще 8 человек. Нас будили рано утром, заставляли убирать комнату и с девяти утра до двух дня мы (14 поваров, несколько официантов и менеджеров) занимались русским языком. Сейчас я снимаю квартиру на “Динамо” вместе с другом.

2. В Китае я тоже работал поваром, а потом три китайские фирмы решили открыть в Москве свой ресторан и пригласили меня и еще несколько человек. Я согласился, потому что обещали хорошо платить, но обманули. Проработав четыре года почти бесплатно, я уже хотел уйти, но вскоре фирмы решили уйти с рынка, а меня пригласили в другое место.

3. Меня в России ничего не удивило, потому что я все время работал и ничего не понимал по-русски. Так как работали мы без выходных, у меня не было времени даже посмотреть город, в котором я поселился.

4. Я научился готовить русские блюда. Люблю салат оливье, блины хорошие делаю, а вот пельмени все-таки вкуснее китайские, а не русские. Еще научился понимать русские анекдоты. Мне нравится русский юмор.

5. Старшей дочери уже 14 лет, и я ею очень горжусь. В своем классе она заняла пятое место из 600 человек. Да, у нас в одном классе может учиться 500—600 человек. Она очень хорошо учится, если захочет продолжить образование здесь, в России, я не буду возражать.

6. Не могу ездить в метро поздно вечером, боюсь, что изобьют. Меня уже избивали три раза, очень сильно. Но я сам сильный, а вот моему товарищу порядком досталось. Однажды в метро к нам с друзьями подошли двое парней, вроде не скинхеды, и вдруг они вдвоем взялись за поручни, подтянулись и ногами ударили нам по лицам. У меня губа была рассечена, нос разбит. И в это время, увидев драку, какой-то мужчина взял огнетушитель, сорвал его и пеной стал поливать этих парней. Парни начали задыхаться и на станции выбежали. Этот мужчина в общем-то спас нас. Теперь я езжу только на такси...

В России меня удивляет, что у вас так много добра — земли, бумаги, леса бесхозного. Вот, например, выкидывают деревянные ящики на помойку. А в Китае дерево очень дорого стоит, и если собирать эти ящики и продавать их, можно вообще не работать. Так что у нас ничего просто так на улице не лежит.

7. Если бы у меня не было жены, я бы остался здесь, женился на русской. А так — семью и детей бросать нельзя. Так что рано или поздно я вернусь в Китай.



ЛЮБОВЬ ИЗ РЕЮНЬОНА

У француженки Ариан фамилия — Комиссаренко. В России — тридцать лет. Когда-то, приехав студенткой медицинского факультета в Москву, 19-летняя Ариан поняла: долго она здесь не протянет. Но ровно через два месяца Ариан встретила будущего супруга.

1. Мы живем в собственной квартире в центре Москвы, но так было не всегда. Мой муж, по специальности математик (мы учились в одном вузе), не мог найти себе здесь хорошую работу. Тогда я уговорила его уехать во Францию. Мы уже собрали чемоданы, как вдруг нам предложили интересную работу — консультантами при страховой компании. Позже мы с мужем начали свой бизнес — обслуживание, медпомощь туристам... Сейчас муж продолжает работать в этой фирме, а я создала благотворительный фонд, в котором провожу все свободное время. Наш фонд помогает музыкально одаренным детям.

2. Я родом из Реюньона — заморского департамента Франции. В те годы в СССР считалось, что Реюньон борется за свою независимость, что не соответствовало действительности, и всем студентам из нашего департамента давали стипендии. Но так сложилось, что по специальности (я фармаколог) мне так и не довелось поработать.

3. Все вокруг было серым — дома, машины, дороги, даже люди все серые. И только когда я влюбилась, вся эта серость вдруг исчезла, и мир стал цветным. Это была любовь с первого взгляда.

4. Я всегда была равнодушна к материальным благам, но именно в России научилась ими пренебрегать. Я стала мыслить более философски, более широко, глобально, что ли. Нет денег — и ладно, завтра заработаем.

5. У меня трое детей, старший сын уже совсем взрослый, он больше русский и хочет жить в Москве. Младшим — 13 и 6 лет, и что они решат, я не знаю. Но я бы хотела, чтобы они уехали.

6. Россия — непредсказуемая страна. Это и интересно, но и пугает одновременно. Еще все русские с незнакомыми людьми ведут себя агрессивно, очень недоверчивы. А когда русский тебя узнает поближе, тогда он весь нараспашку.

7. Я каждый год думаю, что он — последний в России. Наверное, когда станет совсем плохо, уеду с семьей во Францию. Но пока жить можно. Я не жалею, что прожила здесь столько лет и стала свидетелем таких важных исторических событий. Но какая-то неуверенность в завтрашнем дне всегда присутствует.



ЕСЛИ СТАРЕТЬ — ТО В ДАНИИ

54-летний Оге Нильсен — успешный датский бизнесмен. В России, как и многих иностранцев-мужчин, его задержала женщина. И бизнес. Когда-то Оге у нас учился, потом вернулся в Данию, а через несколько лет, в 1992 году, совместный бизнес привел его в Россию опять. Жена Юля была его переводчиком, а теперь стала еще и личным секретарем.

1. Мы недавно купили свою квартиру на Бауманской. До этого снимали жилье и жили на два дома — то в Дании, то здесь.

2. В Дании я работал в судоходной компании, потом в России возглавлял большую консалтинговую компанию, но она ушла с российского рынка, а я остался. Сейчас я обучаю высшее управленческое звено, в том числе и членов правительства. К тому же я член правления европейского бизнес-клуба “Европейская деловая ассоциация”, член правления датского бизнес-клуба. Мы помогаем развитию иностранного бизнеса в России.

3. Меня поразили ваши туалеты. Я — очень гибкий человек, ко всему могу привыкнуть, но поначалу был в шоке. Сейчас, к счастью, они стали заметно лучше. А что касается быта, меня жена от всего этого оградила, так что я не знаю никаких проблем.

4. Я научился бороться за жизнь, даже выживать. В Дании очень скучно, там богатое государство, люди не знают проблем — как сыр в масле катаешься, а здесь каждый день надо начинать с нуля и не знаешь, чем он закончится — победой или поражением.

5. Если бы у нас были дети, я был бы не против их жизни здесь. Почему нет? Мне очень нравятся русские люди, потому что если у них есть повод устроить вечеринку, они ее устраивают. Если нет — они все равно ее устраивают!

6. Больше всего раздражает культура лжи, которая в России принимает гигантские размеры. Хотя непонятно, зачем врать, когда при нынешних информационных возможностях все равно можно узнать правду. Вранье в России является нормой — врут все: президент, чиновники, бизнесмены. Если ты успешен во лжи, то ты много добиваешься в России.

7. Всю свою активную жизнь я хочу провести здесь, а вот уйти на пенсию хотел бы в Дании. Хотя Дания — маленькая, скучная страна, стареть в России неприятно.



БОЛГАРСКИЙ НЕЛЕГАЛ

37-летний Аспарух Кудимов в Москве — 15 лет. За это время он успел жениться и стать менеджером в крупной фирме. В Россию из родной Болгарии Аспарух перебрался, чтобы скостить себе срок службы в армии. Дело в том, что болгарские студенты не освобождались от воинской обязанности, но, переведясь на аналогичный факультет за границей, могли раньше окончить службу. Поступив на геолога в Софии, Аспарух тут же перевелся в Москву. “Пока мои друзья служили, я уже гулял по Арбату, — вспоминает он. — Я тогда думал, что знаю о России почти все (в Болгарии даже транслировались выпуски программы “Время” на русском языке), но ошибался”. Аспарух до сих пор живет в России нелегально. Отсутствие пресловутой бумажки мешает ему узаконить отношения с женщиной, с которой они вместе уже 14 лет. Дело в том, что срок регистрации у Аспаруха давно закончился, поэтому получить российское гражданство он пока не может. По этой же причине их ребенок носит мамину фамилию.

1. Живу с семьей на съемной квартире на Профсоюзной. На свою квартиру пока не заработал. Но это все же лучше, чем то, что я мог иметь на родине. Там зарплаты гораздо меньше, да и живут сейчас очень бедно.

2. На родине учился на геолога, а потом перевелся в Москву, встретил свою будущую жену и остался. Здесь я работал и грузчиком, и сторожем, потом случайно устроился на фирму по производству бумаги, дослужился до топ-менеджера. Мечтаю открыть свой бизнес.

3. Больше всего меня поразили огромные очереди и полное отсутствие кабаков, то есть пивных баров, ведь в Болгарии они на каждом шагу.

4. Я был домашним мальчиком, и хотя рос в деревне, в большой семье, но сам ничего не умел делать, только знал, как овец пасти. А теперь могу готовить, стирать, убирать, в общем, все.

5. Когда моя дочь подрастет, она сама решит, где ей жить, но я считаю, что раз ее родина Россия — надо остаться здесь. Иногда мне страшно за ее будущее и за будущее вашей страны, но я стараюсь не думать о плохом.

6. За столько лет я уже привык ко всему. К русским я отношусь гораздо терпимее, чем сами русские к себе. У меня все друзья — русские.

7. Вернуться домой? Не-ет. В Болгарии нечего делать...




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру