Бизнесу указали на Тверь

“МК” побывал в рюмочной, где зарегистрирована крупнейшая российская нефтяная компания

— У вас бывали посетители с девятью миллиардами “зеленью” в кармане? — работники кафе с модным нынче в олигархических кругах названием “Лондон” широко раскрывают глаза. Вчера они проснулись знаменитыми. Именно по этому адресу зарегистрировано ООО, купившее десятую часть российского нефтяного рынка. До недавнего времени в завсегдатаях этого заведения ходили лишь тверские выпивохи, которые и денег-то таких в глаза не видели.

Впрочем, злачное место рюмочная делит с другими “соседями”. Тут и магазин детской обуви, и точка с системами видеонаблюдения. И даже институт. Пожалуй, он единственный хоть как-то связан с темой нефтяного аукциона.


Здание в центре Твери на улице Новоторжской, 12б, в котором зарегистрировано ООО “Байкалфинансгруп”, является памятником городской архитектуры. Еще в советские времена здесь был довольно дорогой по местным меркам ресторан “Волга”. Позже ресторацию прикрыли, а все три этажа отдали под институт нефтедобычи и бурения скважин. Последние годы денег на его содержание в госбюджете не находилось. Институт обеднел и сохранил за собой лишь третий этаж.

На первом же сейчас находится “Лондон”. Здесь же множество всяких контор и магазинов. В доме “прописались” магазин “Детская обувь” и фирма “Гранит-центр”, продающая системы видеонаблюдения, магазин тканей, отделы продаж различных фабрик и заводов, фирма по ремонту компьютеров и прочее. Всех даже не перечислишь.

Однако на разговор предприниматели не идут. Трубку снимают только в институте. Работница со стажем Светлана Владимировна рассказала, что учреждение, естественно, напрямую связано с нефтяными кругами. Но о “Байкалфинансгруп” никто ничего не слышал.

— Поверьте, я здесь работаю уже много-много лет, с самого начала образования института и наверняка бы слышала о такой организации, если бы она была здесь. Никаких табличек или вывесок с их названием, никого из сотрудников... Не исключено, что такая фирма может быть зарегистрирована по нашему адресу, но как таковой ее никогда здесь не было, — говорит Светлана Владимировна.

Интересно, что, по другой информации, здесь же располагался филиал еще одного института — Российского государственного гуманитарного университета. Ректором которого — на секундочку — был Леонид Невзлин, один из совладельцев ЮКОСа. Если совпадение, то весьма забавное.

“Мы не знаем, кто это такие”, — решительно заявили нам в Тверской налоговой инспекции. На вопрос, собираются ли местные налоговики выяснять, что это за фирма, нам ответили: “Нет, в ближайшем будущем заниматься этим не собираемся”. И не только потому, что “сверху” не приходило заданий, но и потому что, как выразился сотрудник пресс-службы, “не знаем, на кого нарвемся”.

ГРАБЬ НАГРАБЛЕННОЕ
Государство добивает олигархов их же методами?

“Юганскнефтегаз” мог купить кто угодно. Даже зарегистрированное двумя сотрудниками “МК” ООО “Рога и копыта”. Именно такой вывод следует из комментариев временного главы РФФИ г-на Петрова. На вопрос, откуда у скромного и неизвестного победителя аукциона (ООО “Байкалфинансгруп”) 49,35 миллиарда рублей, перечисленных с неизвестного счета Сбербанка в качестве задатка, он ответил, что такими данными не располагает. Не его, мол, компетенция. Более того, никто из членов комиссии, проводившей аукцион, не взял на себя ответственность, что за этими деньгами нет криминала. Выходит, компанию, добывающую чуть ли не 10% всей российской нефти, теоретически мог купить через подставную фирму хоть колумбийский наркокартель.

“Юганскнефтегаз” вроде бы продали никому не известной компании “Байкалфинансгруп”, повторив рекорд аукциона по приватизации “Славнефти” — за 4 минуты чистого времени. И за рекордную сумму — 260 млрд. 753 млн. 447 тыс. 303 рубля и еще 18 копеек. Превысив стартовую цену на 14 миллиардов рублей. Кстати, сразу после победы от триумфатора открестились практически все серьезные российские компании: “Газпромнефть”, “Сургутнефтегаз”, “Лукойл” и даже “Сибнефть”. И это дало массу версий для трактовки событий.

Вкратце все они сводятся к двум вероятным и одной невероятной. Все зависит от того, выплатит ли “Байкалфинансгруп” оставшиеся семь с лишним миллиардов долларов в установленный срок. Хотя формально это должно произойти в течение 14 календарных дней после аукциона — “тверские нефтяники” с учетом праздников должны выполнить все свои обязательства за оставшиеся дни этого года. Если же “Байкалфинансгруп” деньги не перечислит, то “Юганскнефтегаз” либо будет выставлен на повторный аукцион (за гораздо меньшую стартовую сумму, чем в первый раз). Либо отойдет в собственность государству. Решение остается за службой судебных приставов Минюста.

Версия первая, стереотипная

За победителем аукциона стоит “Газпром”. Фактически не участвуя в аукционе, он остается чист перед судом Хьюстона. Плюсы: такое “отсутствующее” поведение на аукционе позволяет газовикам через некоторое время стать добросовестным приобретателем, выкупив акции “Юганскнефтегаза” у новоявленных “тверских нефтяников”. Или купить саму фирму-победительницу. Минусы: деньги все равно надо где-то искать. Не факт, что американский суд не выдаст нового решения в прежнем стиле. А если вскроется связь между тверским ООО и “Газпромом”, то адвокаты ЮКОСа получат в свои руки новое оружие.

Версия вторая, “товарищеская”

“Байкалфинансгруп” действовала в интересах “Газпрома”, но на финансы лояльного Кремлю “Сургутнефтегаза”. Вряд ли кто из отечественных бизнесменов решится в нынешних условиях на самостоятельную игру. Плюсы: косвенным подтверждением этого является то, что ту самую даму средних лет в очках (консультанта “Байкалфинансгруп”) наши источники неоднократно видели в офисе “Сургутнефтегаза”. И еще: зарегистрированная фирма-победитель находится по соседству с тверской “дочкой” “Сургутнефтегаза”. И только у сургутской компании отыщется в России столько денег, чтобы купить основную дочку ЮКОСа. Минус: при всей лояльности Кремлю главы “Сургута” Богданова с ним надо расплачиваться. А кто и когда предоставит “Газпрому” финансы, неизвестно. Но как временная конструкция эта схема смотрится наиболее предпочтительной.

Версия третья, иностранная

Якобы за победителем стоит китайская компания CNPC. Вряд ли китайцам интересно играть в пользу “Газпрома”. А самостоятельно они тоже не пойдут. Во-первых, научены “Славнефтью”, когда их безапелляционно не допустили к аукциону. Во-вторых, на кой им ставить под угрозу всю свою внешнюю торговлю с США.

Версия “МК”: национализация

Наша версия не отменяет ни одной из двух наиболее вероятных. Интрига в последствиях. Если деньги в установленный срок не поступят, повторного аукциона может и не быть. “Юганскнефтегаз” просто передадут (да еще и со скидкой) в собственность государству. К которому у американского правосудия претензий нет. И которое потом просто войдет с новым дееспособным активом в “Газпром”, увеличив свою долю в его капитале. Перед новым нефтегазовым монстром стоит задача стать крупнейшим игроком на мировом рынке. А для этого надо купить еще “Сургутнефтегаз” и “Сибнефть”.

В этом случае “Юганскнефтегаз” может быть использован при слиянии (поглощении) сургутских нефтяников. Чтобы не выкупать “Сургутнефтегаз” за деньги, государственный “Газпром” просто обменяется с ним акциями. Как это сейчас происходит с “Роснефтью”.

После криминальных залоговых аукционов прошло десять лет. И теперь уже власть в отместку олигархам переняла их же методы. Вернувшись, по сути, к главному революционному лозунгу: грабь награбленное.

А под сурдинку любому авантюристу можно продать не только 10% российской нефти, но и всю страну. Кстати, завтра РФФИ проводит очередные торги. На этот раз по знаменитой Магнитке. Ни у кого нет лишней пары миллиардов долларов? ООО “Рога и копыта” к вашим услугам.



ПРЯТКИ С МЫШАМИ
России подставят другую “Ногу”?

Поиграть в прятки с американскими судьями и шерифами решил Кремль. Именно так можно оценить главный итог скандального аукциона по продаже “Юганскнефтегаза”. Финансовые аналитики всех стран сейчас уподобляются Нострадамусу и гадают: кто именно купил крупнейшее нефтяное производство России. Но как ни смешно, если отбросить экзотическую версию с китайской национальной нефтяной компанией, личность таинственного покупателя не так уж важна. Ясно, что он тем или иным образом связан с Кремлем. Важно другое — удастся ли Кремлю победить в затеянной им игре “Том и Джерри” (в русском переводе — “Кошки-мышки”) с американским правосудием.

Американцы любят кичиться независимостью и аполитичностью своей юридической системы. Но иногда штатовские суды и прокуроры демонстрируют просто запредельную политизированность. Бывший замминистра юстиции в администрации Буша-старшего Кенет Стар, став независимым прокурором по делу Клинтона, попытался использовать свой пост, чтобы сместить тогдашнего президента. Всем было ясно, что расследование Стара откровенно пристрастно и политически мотивированно. Но несмотря на это, независимому прокурору удалось довести дело до импичмента.

Американская элита приняла решение, что табачные компании надо наказать. И суды один за другим начали выносить вердикты о том, что табачные монополисты должны заплатить государству и курильщикам многомиллиардные штрафы.

Американские менеджеры ЮКОСа явно рассчитывают на нечто подобное. И у них есть основания надеяться на успех. В глазах американской элиты попытка Кремля экспроприировать ЮКОС у Ходорковского — это вопиющее нарушение всех норм бизнеса. И штатовские судьи наверняка будут толковать закон в пользу бывших владельцев “Юганскнефтегаза”.

Поэтому старая история с компанией “Нога”, пытавшейся в 90-х годах арестовывать российскую собственность за границей, может показаться детским утренником. На этот раз юридическое преследование российского государства будет организовано гораздо более основательно.

Кремль, естественно, выставит своих адвокатов. Связанные с ЮКОСом юридические коллизии могут затянуться на долгие годы. Так что может получиться, что главными победителями аукциона по “Юганскнефтегазу” окажутся юридические крючкотворы всех стран. Ну а на роль главных проигравших кроме, естественно, Ходорковского могут уже в который раз претендовать простые российские граждане. Мало того, что бюджет страны скорее всего мало что получит от распродажи империи Ходорковского. В будущем у каждого из нас есть шанс пострадать от конфискации российской собственности за границей.



НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Виктор ИЛЮХИН, зампред думского Комитета по безопасности, КПРФ:

— Что меня поразило во всей этой истории — так это то, что вдруг оказалось, что пакет акций “Юганскнефтегаза” как будто никому и не нужен. В аукционе приняли участие только два покупателя. Значит, или торги не были как следует подготовлены, или это сделано умышленно, чтобы обеспечить выигрыш какой-то заранее избранной компании.

Александр ШОХИН, председатель Координационного совета предпринимательских союзов России:

— Аукцион нельзя назвать прозрачным. Потому что при таких условиях в нем могут принять участие любые “Рога и копыта”, которые найдут деньги. В таких случаях происхождение и прозрачность денег должны проверяться еще при перечислении задатка. К примеру, на Лондонской или Нью-Йоркской бирже действует правило “публичных торгов”. К сделкам допускаются только прозрачные компании, которые раскрывают структуру своей собственности и указывают всех акционеров и выгодоприобретателей. У нас же предпочитают скандалы. Если участники аукциона подали заявки буквально накануне, совершенно понятно, что такая проверка не проводилась. И сейчас никто не даст гарантии, что за “Байкалфинансгруп” не стоят китайцы или индусы. Кстати, МЕНАТЕП в свое время купил ЮКОС именно по реализованной сейчас схеме. Прошло 10 лет, и оказалось, что олигархи сами научили государство, как надо действовать. Вряд ли это может красить тех, кто использует такое оружие.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру