“Ну какой там Эрмитаж”

Эксперты по-разному относятся к планам реконструкции Царицына

23 декабря 2004 в 00:00, просмотров: 364

В Москве скоро появится свой Эрмитаж. Такое сенсационное заявление сделал во вторник вечером мэр Москвы Юрий Лужков. Роль “московского храма искусства” уготована музею “Царицыно” на юге Первопрестольной. Но насколько это реально? Одно дело — сокровищница шедевров изобразительного искусства, и совсем другое — скромная усадьба. Даже фонды “Царицына” до сих пор расположены отдельно — в Бирюлеве, в бомбоубежище брежневской постройки. “МК” решил разобраться в ситуации. И задал экспертам два ключевых вопроса.

Первый вопрос. “Достаточно ли сокровищ музея “Царицыно”, чтобы замахиваться на звание “московского Эрмитажа”?

— Наш музей возник в 1984 году как музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, — говорит хранитель Ольга Александровна. — Фонды пополнялись с двух сторон: Союз художников и Минкульт давали нам картины современных авторов, мы же постоянно ездили в экспедиции. Счет идет на десятки тысяч единиц хранения. Моя личная гордость — собрала 52 образца великолепного кавказского оружия.

Второй вопрос. “Достаточно ли галерейного пространства?”

— Для выставок сейчас задействовано 4 здания, — рассказывает хранитель. — Оперный дом, Малый дворец, “восьмигранник”, Третий кавалерский корпус. А еще в полуразрушенном состоянии остаются два здания: Хлебный дом и собственно дворец Екатерины.

Первый директор музея-усадьбы “Царицыно” Илья Глазунов:

— До меня там было полное запустение. Что говорить! На одной из стен полуразрушенного здания альпинисты тренировались. Меня позвали в 1984 году, и я поставил на рельсы все реставрационные работы. Позвали поляков и с их помощью восстановили главный корпус, я, например, для него эскизы фресок делал. Если Юрий Лужков пообещал возродить усадьбу — он сделает.

А вот мнения профессионалов-галерейщиков

Лидия Иовлева, Третьяковская галерея:

— Ну какой там Эрмитаж? Это ж надо, чтобы 300 лет прошло! Но я знаю, что в Царицыне — своя большая коллекция, ее вполне можно рассматривать как “ядро” для любой честолюбивой идеи.

Леонид Бажанов, Центр современного искусства:

— Все претензии на “московский Эрмитаж” — чисто пиаровский ход, но к нему можно относиться терпимо, если цель — восстановление музейного пространства.

На самом деле реконструкция “Царицыно” началась еще до заявления Лужкова. Правда, планы чиновников несколько скромнее.

— Программа предусматривает реставрацию всех архитектурных памятников “Царицыно”, — говорит гендиректор музея-усадьбы Виктор Егорычев. — Будут организованы парадные и входные зоны, устроены паркинги для экскурсионных автобусов. Специально обустроят удобные подъезды к “Царицыно” из центра и со стороны МКАД.

— А что имел в виду мэр, говоря об “эрмитажизации” усадьбы?

— Мы предложили Юрию Михайловичу организовать в воссоздаваемом Большом дворце проект “Москва—Петербург: сокровища двух столиц”, чтобы москвичи могли увидеть музейные сокровища Санкт-Петербурга. Ведь Эрмитаж устраивает свои филиалы в Амстердаме, Лас-Вегасе, Казани. А почему не у нас?

Но пока все упирается в “спор хозяйствующих субъектов”. Решение о передаче “Царицыно” городу правительство России приняло 25 февраля этого года. Но Росимущество медлит. Меж тем федералы уже сняли усадьбу с бюджетного финансирования, и с января работники музея, похоже, останутся без зарплаты.

— Пока вокруг музея-усадьбы идет спор по поводу права собственности, мы не можем начать работать, — считает Владимир Ресин.






Партнеры